Файл: Научись различать пищевые добавки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭКОЛОГИЯ 11 класс

Тема: Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение экологическихзнаний в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей с целью приобретения опыта экологонаправленной деятельности.
Практическая работа №1

Тема: Научись различать пищевые добавки

Цель: научить понимать обозначения консервантов и других добавок в содержании продуктов питания.

Объект изучения: информация на продовольственных товарах

Оборудование и материалы: упаковки товаров, информационные материалы

Выполнение работы:

Вы, конечно же, замечали, что в составе многих продуктов есть обозначения Е100, Е600 и т.п. Это обозначения пищевых добавок. Полезно знать, о каких добавках сигнализируют нам эти обозначения.

1. Ознакомьтесь со следующими данными:

  • Е100 - Е182 - красители

  • Е200 и далее - консерванты

  • Е300 и далее - антиокислители (предохраняют продукты от порчи)

  • Е400 и далее - стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию)

  • Е500 и далее - эмульгаторы (поддерживают определенную структуру)

  • Е600 и далее - усилители вкуса и аромата

  • Е700 - Е800 - запасные индексы

  • Е900 и далее - антифламинги, противопенные вещества (понижают образование пены, например, у соков)

  • Е1000 и далее - газирующие агенты, подсластители, крахмалы



2. Запомните пищевые добавки, запрещенные к использованию на территории России:

  • Е121 - краситель цитрусовый красный

  • Е123 - краситель амарант

  • Е240 - консервант формальдегид

  • Е924а - улучшитель муки и хлеба

  • Е924б - улучшитель муки и хлеба



3. Ознакомьтесь с рядом пищевых добавок, применяемых во многих зарубежных товарах, и возможными последствиями их употребления (производитель этими символами Вас о них предупредил!) (таблица 1.1)

Таблица 1.1

Характеристика отдельных индексов добавок

Индекс

Характеристика

Индекс

Характеристика

Е102

Опасен

Е150,151

Сомнителен

Е103

Запрещен

Е152

Запрещен

Е104

Сомнителен

Е 161,173,180

Сомнительны

Е106

Запрещен

Е181

Запрещен

Е110

Опасен

Е 210-217

Канцерогены

Е111

Запрещен

Е220

Разрушают витамины группы В

Е120

Опасен

Е221-226

Нарушают пищеварение

Е121

Запрещен

Е230,231,233

Наносят вред коже

Е122

Опасен

Е239

Канцероген

Е123

Очень опасен

Е240,241

Сомнительны

Е124

Опасен

Е250,251

Противопоказаны при гипертонии

Е 125,126

Запрещены

Е312,331

Вызывают сыпь

Е127

Опасен

Е320,321

Содержат много холестерина

Е130

Запрещен

Е330

Канцероген

Е131

Канцероген

Е338,340,341,

Нарушают пищеварение

Е141

Сомнителен

Е407,450,461,

Нарушают пищеварение

Е142

Канцероген

Е462,463,465,477

Нарушают пищеварение


4. Покупая товары, сделайте правильный выбор между ценой и качеством (правильный выбор - в пользу здоровья!)

Практическая работа №2

Тема: Мой личный экологический след


Цель работы: методом тестирования определить собственный экологический след и сферу деятельности, наносящую наибольший ущерб окружающей среде.

Выполнение работы

Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа.

Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

1.Жилье.

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4.Питание

4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14



4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

5.Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6.Бытовые отходы

6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га

*

3,6 га

* *

5,4 га

* * *

7,2 га

* * * *

9,0 га

* * * * *

10,8 га

* * * * * *

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).


Чем еще анкета может быть полезна.

Если вы хотите уменьшить свой экологический след, анкета поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - экологический след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.

Электронную версию теста можно найти на сайте http://www.earthday.net/Footprint/index.asp
Практическая работа №3

Тема: Выбор товара как способ сокращения загрязнения мусором окружающей среды

Цель работы: формирование умений ответственного выбора с целью принятия экологически правильного решения.

Оборудование и материалы: две бутылки с водой, справочные материалы.

Выполнение работы

1. Приобретите в магазине две бутылки с водой в различных упаковках: пластиковой и стеклянной.

2. Изучив справочные материалы, сделайте вывод, какая упаковка лучше.
Таблица 3.1

Разлив по бутылкам и транспортировка 1000 литров воды

Показатель

Стекло

Пластик

Сжигается ископаемое топливо (МДж)

3590

500

Загрязняется вода (м3)

4,5

3,8

Загрязняется воздух (м3)

11

20

Накапливается мусор (кг)

1,25

5

Вес грузовика, перевозящего воду в бутылках

40% - вес стекла,
60% - вес воды

4% - вес пластика,
96% - вес воды

Возможность вторичного использования

До 20 раз; в некоторых странах до 90% бутылок используется вторично

Обычно 1 раз

Таблица 3.2

Производство стеклянных и пластиковых бутылок

Показатель (в усл. ед.)

Стекло

Пластик

Потребление энергии

25

20

Выделение углекислого газа

412

124

Хлор

2

5000

Аммиак

180000

367

Двуокись серы

1100

650


3. Представьте письменно мотивы своего выбора (лучше в форме сравнительной таблицы по образцу, см. таблицу 3.3).

Таблица 3.3

Сравнение показателей, влияющих на выбор упаковки товара

Показатель

Стеклянная упаковка

Пластиковая упаковка

1. Сырье для изготовления материала

Распространенные полезные ископаемые, могут быть синтезированы

Невозобновимые ресурсы:
нефть и газ



Домашнее задание: доработать практическую работу