ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник ПЧ-2 ООО «ВПО «ПИРАНТ»
_______________ А.А. Быков
"__" ______________ 20__г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурных смен ПЧ-2
Тема: «Основы сердечно-легочной реанимации».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время 45 мин.
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения навыков по основам сердечно-легочной реанимации. Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям при проведении сердечно-легочной реанимации.
Литература, используемая при проведении занятия:
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Рекомендации по основам оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях сотрудниками, военнослужащими и работниками ГПС и спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб МЧС России 2015 г.;
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
ОСНОВЫ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ
Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) — это комплекс неотложных мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти.
Обнаружив пострадавшего при тушении пожара или ликвидации ЧС пожарный или спасатель, в первую очередь, должен провести диагностику спасаемого человека.
Определить отсутствие сознания у пострадавшего:
-
лежит без движений; -
не отвечает на вопросы; -
не реагирует на окружающие импульсы (оклик, прикосновение).
Далее необходимо провести мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
-
определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья и/или угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего (оголенные провода, разлитые горючие или взрывоопасные жидкости, грозящие падением детали строительных конструкций, непригодная для дыхания атмосфера, неустойчивое аварийное транспортное средство и т. п.); -
устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; -
прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего (переместить пострадавшего в безопасное место); -
Определить наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания: искать движения грудной клетки, слушать дыхательные шумы изо рта пострадавшего, ощутить выдыхаемый воздух на своей щеке не более 10 секунд; -
Определить наличия кровообращения - проверка пульса на магистральных артериях не более 10 секунд.
Определить признаки биологической смерти:
-
помутнение и высыхание роговицы глаза; -
наличие симптома «кошачьих глаз» - при сдавлении глаза зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз; -
похолодание тела и появление трупных пятен (сине-фиолетовые пятна выступают на коже; при положении трупа на спине появляются в области лопаток поясницы, ягодиц, а при положении на животе - на лице, шее, груди, животе); -
трупное окоченение, возникает через 2 - 4 ч после смерти.
Внимание!!! | ||
| | |
Определи наличие пульса на сонной артерии. (Пульс есть - пострадавший жив.) | Прислушайся к дыханию, установи наличие или отсутствие движений грудной клетки. (Движение грудной клетки есть - пострадавший жив.) | Определи реакцию зрачков на свет, приподнимая верхнее веко обоих глаз. (Зрачки на свету сужаются - пострадавший жив.) |
ПРОВЕДЕНИЕ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ
Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей:
-
пострадавшего положить на спину, без возвышения головы на ровную жесткую поверхность; -
запрокинуть голову с подъемом подбородка - одна рука размещается на лбу и мягко отклоняет голову назад, кончики пальцев другой руки размещаются под подбородком или шеей и мягко тянут вверх; -
выдвинуть вперёд и вверх нижнюю челюсть - четыре пальца помещаются позади угла нижней челюсти и давление прикладывается вверх и вперёд, используя большие пальцы, рот приоткрывается небольшим смещением подбородка; -
категорически запрещается запрокидывать голову при подозрении на травму шейного отдела позвоночника.
Внимание!!! | |
| |
Обеспечь проходимость верхних дыхательных путей. С помощью марли (платка) удали круговым движением пальцев из полости рта слизь, кровь, иные инородные предметы. | Запрокинь голову пострадавшего. (Приподними подбородок, удерживая шейный отдел позвоночника.) Не выполнять при подозрении на перелом шейного отдела позвоночника! |
|
Зажми нос пострадавшего большим и указательным пальцами. Используя устройство для искусственной вентиляции легких типа "рот-устройство-рот", герметизируй полость рта, произведи два максимальных, плавных выдоха ему в рот. Дай две-три секунды на каждый пассивный выдох пострадавшего. Контролируй, приподнимается ли грудь пострадавшего при вдохе и опускается ли при выдохе. |
Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни (при отсутствии адекватного дыхания и пульса):
-
провести непрямой массаж сердца; -
провести искусственное дыхание «Рот ко рту» или искусственное дыхание «Рот ко рту», «Рот к носу» с использованием устройства для искусственного дыхания; -
чередовать серии массажных толчков с искусственными вдохами в соотношении 30 толчков : 2 вдоха.
Продолжать непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких, необходимо до прибытия бригады скорой помощи или до появления признаков жизни у пострадавшего.
Придание пострадавшему оптимального положения тела: при появлении признаков жизни и отсутствии сознания перевести пострадавшего в боковое устойчивое положение.
Далее контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение).
По прибытию, передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ
Показания к проведению сердечно-легочной реанимации:
-
наличие признаков клинической смерти (отсутствие дыхания, пульса на сонной артерии, сознания); -
агональное дыхание (редкие слабые вздохи или редкое шумное затруднённое дыхание), проявляется в первые несколько минут после потери сознания при внезапной остановке сердца у взрослых.
ВАЖНО!:
-
не дожидаться полной остановки дыхания у взрослых, если есть какие-то сомнения, начать проведение СЛР; -
при сомнении в наличии пульса и отсутствии других признаков жизни (реакция на оклик, самостоятельное дыхание, кашель или движения) начать сердечно-легочную реанимацию.
Методика проведения непрямого массажа сердца
:
-
пострадавший должен лежать на ровной твёрдой поверхности; -
точка размещения рук: для взрослых - в центре грудной клетки 2 поперечных отростка выше основания мечевидного грудины, для детей до 1 года - на 1 палец ниже сосковой линии; -
давить на точку основанием ладони, вторую руку положить сверху, пальцы ладоней направлены вверх; для детей до 1 года - двумя пальцами; -
локти выпрямить, нависнуть над пострадавшим, давление проводить строго вертикально; -
выполнить 30 сильных и быстрых ритмичных толчков с глубиной надавливания в 5-6 см; для детей до 1 года - на 3-4 см или на 1/3 диаметра грудной клетки и с частотой надавливаний на грудную клетку 100 в одну минуту; -
обеспечить выпрямление грудной клетки после каждого надавливания для наполнения сердца кровью, следя за тем, чтобы продолжительность компрессии и декомпрессии грудной клетки была приблизительно одинаковой; -
постоянно регулировать точку надавливания; -
выполнять поочерёдно, если реанимацию оказывает 2 пожарных или спасателя (каждые 2 мин. или каждые 5 циклов сердечно-легочной реанимации пожарный или спасатель, выполняющий непрямой массаж сердца, должен быть сменён; смена пожарных / спасателей не должна занимать более 5 секунд).
Методика проведения искусственной вентиляции легких:
-
указательным и большим пальцами одной руки зажать нос пострадавшего, пальцами другой руки поддерживать его подбородок; -
выполнить (неглубокий) вдох, герметично обхватывая своими губами рот пациента («поцелуй жизни»), и осуществить выдох; -
поддерживая запрокинутую голову и выдвинутую челюсть, убрать свои губы, чтобы воздух мог пассивно выйти из дыхательных путей пострадавшего; -
выполнить второй выдох и возвратиться к непрямому массажу сердца; -
вдувание воздуха осуществлять 1 с, наблюдая видимую экскурсию грудной клетки. Выдох не должен быть слишком большим или резким. Объём вдуваемого воздуха должен составлять 500 - 600 мл; -
избегать превышения частоты, силы или объёма вдуваний воздуха, но при этом стремиться выполнять искусственное дыхание как можно быстрее, чтобы свести к минимуму паузы в непрямом массаже сердца; -
применять барьерные приспособления (лицевая маска, приспособления для защиты органов дыхания реаниматора, воздуховод), уменьшающие опасность передачи заболеваний в ходе искусственного дыхания «рот в рот»; -
в первые минуты использовать защитные приспособления, которые находятся под рукой и позволяют избежать прямого контакта, например марлевую маску; -
использовать дыхательный мешок (предпочтительнее, чтобы с дыхательным мешком работали 2 человека: один прижимает лицевую маску и удерживает дыхательные пути пациента открытыми - запрокидывание головы, выдвижение челюсти, другой - сжимает мешок, вентилируя лёгкие пациента, таким образом достигается лучшая герметизация); -
детям до 1 года искусственную вентиляцию проводить «рот к носу и рту».
Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации:
-
появление самостоятельного пульса и дыхания; -
передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи; -
констатация врачом биологической смерти; -
при неэффективности реанимационных мероприятий в течение 30 мин. (кожные покровы не розовеют, реакция зрачка на свет не появляется, нет пульсации сонных артерий в такт массажным толчкам).
Критерии непроведения сердечно-легочной реанимации:
-
наступление клинической смерти на фоне неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью (по решению врача); -
достоверно известно, что смерть наступила более 30 мин. назад (исключение - утопление в холодной воде); -
наличие достоверных признаков биологической смерти.
Внимание!!! | |
| |
Определи место расположения мечевидного отростка, как показано на рисунке. | Определи точку компрессии на два поперечных пальца выше мечевидного отростка, строго по центру вертикальной оси. |
| |
| |
Положи основание ладони на точку компрессии. | Компрессии проводи строго вертикально по линии, соединяющей грудину с позвоночником. Компрессии выполняй плавно, без резких движений, тяжестью верхней половины своего тела. |
| - детям грудного возраста массаж производят ладонными поверхностями второго и третьего пальцев; - подросткам - ладонью одной руки; - у взрослых упор делается на основании ладоней, большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Пальцы приподняты и не касаются грудной клетки. |