Файл: Курсовая работа Методические указания (краткие) Фундаментальные моменты.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина «Программирование»
Первый курс, весенний семестр
Курсовая работа
Методические указания (краткие)
0. Фундаментальные моменты
Курсовая работа — это проект. Проект как процесс начинается в заданный момент времени (начало семестра), проект как процесс завершается в заданный момент времени, проект как процесс имеет выход (результат), этот выход (результат) защищается и оценивается. Основные вехи проекта как процесса:
1) абсолютный дедлайн: защита 01 (08) апреля 2023 г. по расписанию (зависит от группы);
2) до этого — дедлайн: получить рецензию не позже, чем за 7 дней до защиты; сразу снять все вопросы по рецензии с преподавателем;
3) до этого — дедлайн: сдать разработку, пояснительную записку («текст курсовой работы») и другие составляющие самого проекта и отчетности по нему преподавателю не позже, чем за 14 дней до защиты;
4) до этого — работа над информационными источниками, выбор и использование инструментов, исследование «предметной области» (бизнес-процессов, сущностей, отношений), работа над проектом, документирование проекта, подготовка к защите проекта, активное обсуждение в пределах учебной группы, консультации с преподавателем в отведённое время и пр., иными словами — выполнение проекта;
5) до этого (или немного параллельно) — выбор/согласование темы (организационные моменты — у секретаря кафедры).
Курсовая работа — это демонстрация успешного овладения и применения знаний, умений, навыков. Она не должна быть слишком простой, небрежной, сделанной спустя рукава.
Курсовая работа — это учебный проект, а не изощренный способ самоубийства. Она не должна быть слишком сложной; тщательно отбирайте то, что вы планируете изучить и автоматизировать.
Конечно, при выполнении курсовой работы вы, скорее, разработаете прототип информационной системы, а не готовую к продаже информационную систему. Это — нормально.
1. Общие требования к курсовой работе
Общие требования изложены в «Положении о курсовой работе» (документ «00.2-…»), форма рецензии с баллами на то, что оценивается в рецензии, — см. документ «00.4-…».
Общие требования должны быть соблюдены, в т.ч. — и по части оформления, и по части обязательных разделов, пунктов, элементов…
2. Как начать работу над курсовой?
Чтобы начать работу над курсовой, выберете тему и проведите анализ предметной области, бизнес-процессов в ней, чтобы сформулировать требования к информационной системе (требования к компоненту/элементу информационной системы). Эти требования к информационной системе (возможно, после коррекции) войдут в пояснительную записку по курсовой работе и позволят Вам сформулировать цель и задачи курсовой работы, спланировать ее выполнения и реализовать этот план.
В требованиях к информационной системе (ИС)
-
Укажите, кто будет работать с ИС. Иными словами, деятельность каких ролей (пользователей) вы автоматизируете, кто является «акторами» в выбранной предметной области.
-
Тут важно сдержать себя. Кому-то стоит ограничить свою предрасположенность к прокрастинации: требования к ИС нужно сформировать в день выбора темы. Кому-то стоит приостановить тягу, скажем, к всесокрущающему минимализму: ролей должно быть две или более. Кому-то стоить вернуть из длительного отпуска реалистичность в приложении к заданию планок самому себе: число ролей стоит ограничить; вероятно, взять в рассмотрение не более трех.
-
Укажите, какие данные должны быть доступны каждой роли (каждому пользователю).
-
Укажите, какие функции системы должны быть доступны каждой роли (каждому пользователю).
-
Укажите, кто будет просматривать данные (исходные, обобщенные, консолидированные)? Кто будет вводить данные (и какие).
-
Также укажите все то, что еще требуется для успешного выполнения проекта по автоматизации бизнес-процессов в выбранной предметной области. (Этот раздел требований в процессе разработки, скорее всего, пополнится неоднократно.)
Возможно, вам потребуется сделать что-то еще в вашем исследовании. (На самом деле, вы, действительно, ведете исследование — выполняете системный анализ). Подумайте, сделайте. Результаты вашего исследования оформите в виде текстового файла. Этот файл потребуется и для отчета по «этапу» выполнения курсовой работы, и для формирования части пояснительной записки. Текст должен быть понятен не только вам; потенциальная аудитория читателей: преподаватель, комиссия на защите, одногруппники.
В требования внесите ER-диаграмму (диаграмму «сущность–отношения», entity-relationship diagram, ERD). Для ее формирования можно воспользоваться инструментарием Word или Visio (обеспечены электронной средой РАНХиГС), либо попробовать другой инструментарий — например, https://lucid.app/.
-
Выбор инструмента здесь зависит от исполнителя. Как удобнее.
А про ER-диаграммы можно почитать в интернете, например, для начала ознакомиться с комплексом источников, которые отобрал преподаватель для сезона 2023:
-
https://al.cs.msu.ru/system/files/ER_method.pdf;
-
https://samara.mgpu.ru/
dzhadzha/dis/15/190.html;
Укажите, кто будет работать с ИС. Иными словами, деятельность каких ролей (пользователей) вы автоматизируете, кто является «акторами» в выбранной предметной области.
-
Тут важно сдержать себя. Кому-то стоит ограничить свою предрасположенность к прокрастинации: требования к ИС нужно сформировать в день выбора темы. Кому-то стоит приостановить тягу, скажем, к всесокрущающему минимализму: ролей должно быть две или более. Кому-то стоить вернуть из длительного отпуска реалистичность в приложении к заданию планок самому себе: число ролей стоит ограничить; вероятно, взять в рассмотрение не более трех.
Укажите, какие данные должны быть доступны каждой роли (каждому пользователю).
Укажите, какие функции системы должны быть доступны каждой роли (каждому пользователю).
Укажите, кто будет просматривать данные (исходные, обобщенные, консолидированные)? Кто будет вводить данные (и какие).
Также укажите все то, что еще требуется для успешного выполнения проекта по автоматизации бизнес-процессов в выбранной предметной области. (Этот раздел требований в процессе разработки, скорее всего, пополнится неоднократно.)
-
Выбор инструмента здесь зависит от исполнителя. Как удобнее.
https://al.cs.msu.ru/system/files/ER_method.pdf;
https://samara.mgpu.ru/
https://coderlessons.com/tutorials/bazy-dannykh/osnovy-subd/5-diagramma-er-v-subd;
https://s.eduherald.ru/pdf/2020/2/20048.pdf;
https://pro-prof.com/archives/8126;
https://study.urfu.ru/Aid/Publication/13604/1/Kara-Ushanov.pdf.
Кроме того, доступны электронные информационные источники в библиотеке СЗИУ РАНХиГС — ими тоже стоит приучаться пользоваться (и, конечно — их искать).
Сокращенный пример требований приведен в приложении ниже. Ряд функций рекомендуется заимствовать (например, организацию входя в ИС по паролю). К примеру стоит подойти творчески и критично: у вас должно получиться более подробно, более системно, более связно и вообще — лучше.
3. Выполнение курсовой работы
Выполните курсовую работу, иными словами, достигните ее цели через автоматизацию отобранных бизнес-процессов в выбранной предметной области в том объеме, в которым сформированы требования к ИС.
Обращайте внимание на промежуточные дедлайны (будут публиковаться в LMS); строго соблюдайте дедлайны, которые были перечислены в настоящем документе выше. Извлекайте информацию из «окружающей среды».
Разработка может вестись в двух вариантах. Вы выбираете только один вариант — зависит от того, что уже умеете, и хотите ли вы показать владение инструментарием управления базами данных. В данном случае базовый вариант ничем не хуже продвинутого.
Вариант базовый. Все данные сохраняются на листе (листах) MS Excel. Диалог с пользователем организуется с помощью форм (диалоговых окон) MS Excel. Автоматически формируемые отчеты/справки/документы выводятся в MS Excel и MS Word.
Вариант продвинутый. Хранение данных организовано с помощью MS Access. Диалог с пользователем ведется через формы (диалоговые окна) в MS Access и (или) MS Excel. Автоматически формируемые отчеты/справки/документы выводятся в MS Excel и MS Word; также можно продемонстрировать владение инструментарием создания отчетов в MS Access.
4. Пояснительная записка
Пояснительная записка должна полностью соответствовать требованиям «Положения о курсовой работе». Упрощенным «чек-листом» соблюдения требований может послужить бланк рецензии.
Вместе с тем, опираясь на накопленный опыт, можно рекомендовать обратить особое внимание на ряд разделов (подразделов и т.п.):
-
титульный лист, -
введение (цель работы, задачи, объект, предмет, актуальность…); -
проектирование базы данных (с использованием метода ER-диаграмм); -
описание разработанной системы, а также руководство пользователя (мануал, иными словами, — но такую формулировку в пояснительной записке употребить нельзя); -
заключение (в т.ч. —перспективы развития); -
список литературы (с соблюдением требований ГОСТов); -
приложения (в т.ч. — программный код с комментариями).
В разделе «Описание системы» должны быть вставлены рисунки, скриншоты разработанных форм и отчетов, текст, поясняющий работу системы, короткие (ключевые) фрагменты программного кодf и пр.
В коде программ макросы не используйте; все должно быть собрано в едином проекте VBA.
5. Работа с LMS
Работайте с сайтом дисциплины «Программирование» в системе LMS (Moodle, СДО РАНХиГС), проверяйте все разделы. Особое внимание стоит уделить разделам
-
05-06. Курсовая работа; -
05-06. Extra-curricular; —
возможно, там будут появляться объявления, вспомогательные материалы, справочный материалы, задания на загрузку отчетов по этапам и т.п.
Приложение
Сокращенный пример требований к информационной системе
(подготовлен по материалам Натальи Владимировны Барклаевской)
Обратите внимание: оформление и содержание документа требуют глубокого и всеаспектного совершенствования.
Требования к информационной системе
В процессе исследования предметной области было выделено 2 категории пользователей: продавец и менеджер.
При открытии приложения открывается форма Заставка, через некоторое время открывается форма Авторизации. Если логин и пароль не верен работа заканчивается.
При вводе логина «Продавец» и пароля «111» открывается главная кнопочная форма «Доступ продавца», вводе логина «Менеджер» и пароля «222» открывается главная кнопочная форма «Доступ менеджера».
Главная кнопочная форма «Доступ продавца» позволяет:
-
Просматривать список товаров. Форма «список товаров» позволяет выполнять фильтрацию по виду товара и по производителю товара. (Реализация – ленточная форма «Список товаров». -
Выводить на печать прайс лист (Реализация – отчет «Прайс лист») -
Ввод информации о новом клиенте (Реализация –форма в столбец «Клиент» в режиме на добавление) -
Просмотр списка клиентов (Реализация ленточная форма «Список клиентов») -
Оформлять новую продажу (Реализация составная форма «Продажа», главная «Продажа», подчиненная –«состав продажи») -
Печать накладной (Реализация – отчет «Накладная»)
Главная кнопочная форма «Доступ менеджера» позволяет:
-
Просматривать список товаров. Форма список товаров позволяет выполнять фильтрацию по виду товара и по производителю товара. (Реализация – ленточная форма «Список товаров»). -
Добавлять новый товар (Форма «Товар» в режиме добавления) -
Просмотр списка товаров расширяется возможностью просмотра подробной информации о товаре (Форма «Товар» в режиме редактирования) -
Просматривать список заказов. Форма «список заказов» позволяет выполнять фильтрацию по клиенту, сотруднику, дате (реализация ленточная форма) -
Для выбранного заказа можно просмотреть подробную информацию (Реализация составная форма «Продажа», главная «Продажа», подчиненная –«состав продажи»). -
Просмотр списка клиентов (Реализация ленточная форма «Список клиентов») -
Для выбранного клиента возможно просматривать информации о всех заказах (Реализация форма «Клиент подробно» с двумя подчиненными формами) -
Просмотр списка сотрудников (Реализация ленточная форма «Список сотрудников») -
Для выбранного сотрудника возможно просматривать подробную информации, включая его продажи (Реализация форма со вкладками «Сотрудник подробно»)