Файл: Гарантии законности и обеспечения прав и свобод граждан в административной деятельности полиции.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
целесообразности и справедливости3.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;

причинно-следственная зависимость от социально-нравственных и государственных процессов;

высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;

объективность как следствие перечисленных выше черт.


1.2 Законность как базовый правовой режим деятельности полиции



Состояние законности в условиях современной России следует оценивать как весьма неблагоприятное. Оно характеризуется достаточно высоким уровнем преступности, ростом правового нигилизма, слабым уровнем правовой защищенности личности. В этой связи курс на формирование правового государства, нашедший отражение в Конституции Российской Федерации, неизбежно предполагает качественные перемены в понимании законности как одной из составляющих основ демократизации общества и защищенности человека от произвола органов государственной власти.

Принцип законности, т.е. осуществления деятельности в точном соответствии с законом, - это общий принцип правоохранительной деятельности. Тем не менее, ценным представляется, в частности:

запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий;

оправдывать свои действия или бездействие при выполнении служебных обязанностей, ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Полиция в РФ в силу функциональной специфики должна строить свою деятельность в строгом соответствии с принципом законности (Принцип законности закреплен в ст.6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) 4), который отражает представления законодателя о месте и роли полиции в обществе и государстве, допустимых пределах, методах и средствах ее вмешательства в социальную жизнь.

Законность в деятельности полиции является производным от общеправового, присущего всем отраслям права принципа законности, получившего свое закрепление в ст.15 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".

Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками полиции. С одной стороны, функционирование полиции выступает средством обеспечения законности в деятельности органов государства, местного самоуправления, их должностных лиц, юридических и физических лиц, с другой стороны, каждый отдельно взятый акт служебной активности полиции и их совокупность в целом, в свою очередь, сами должны быть законными. В противном случае полиция окажется не в состоянии выполнить свою социальную роль, так как отступления от закона, чем бы они ни мотивировались, особенно нетерпимы в практике именно тех государственных структур, которые по долгу службы заняты правоохраной.

Уровень развития законности зависит от состояния действующего законодательства: "Законы - это основа законности, поэтому совершенствование законов, т.е. укрепление основы законности, является важнейшим средством укрепления самой законности, ее охраны и обеспечения"5. Это ведет к пониманию огромной важности задачи укрепления законности в деятельности полиции.

Проблемы укрепления законности в деятельности полиции актуальны для современной России. Сегодня около 40 % сотрудников, проходящих службу, относится по возрастному цензу к категории молодежи. Более 47 %

сотрудников имеет высшее образование. Свыше 56 % сотрудников служит в органах до 10 лет6. Процесс становления личности этих людей пришелся

на 90-е годы: богатство, сила, власть, безудержное удовлетворение потребностей. В этой системе ценностей таким качествам, как честность, порядочность, бескорыстие, самопожертвование места не осталось. Принципиальность и бескомпромиссность преданных служебному долгу сотрудников милиции не всегда находила понимание и поддержку даже у близких людей. Образ честного сотрудника органов внутренних дел как-то незаметно исчез с экранов телевизоров. "Правильный полицейский" стал чем-то нереальным и неинтересным для масс-медиа.


Поколение 90-х - это особая категория сотрудников и для психологов, и для наставников, и для руководителей, занимающихся воспитательной работой. Значительное омоложение кадрового состава сказывается на результативности оперативно-служебной деятельности, и на состоянии служебной дисциплины и законности. Относительные показатели преступлений и нарушений законности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, растут из года в год, несмотря на сокращение штатов.

Так, по данным Главного управления собственной безопасности МВД РФ, за 2012 г. к уголовной ответственности были привлечены более 2,5 тыс. сотрудников полиции, к дисциплинарной - более 54 тыс. Причем 90 % выявления случаев нарушений законодательства - результат работы подразделений собственной безопасности7.


1.3 Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации



В первую очередь полиция Российской Федерации в своей деятельности руководствуется правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О полиции", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на полицию8.

К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус, либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и некоторые другие законы9.

Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", от 17 июля 1995 г. № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", от 25 апреля 1995 г. № 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" и др.