Файл: Задание Пользуясь материалами из практикума, приложением к практикуму и научной литературой сформируйте собственную батарею тестов, методик и проб для нейропсихологической диагностики (возраст испытуемого на Ваш выбор)..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 517
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Пользуясь материалами из практикума, приложением к практикуму и научной литературой сформируйте собственную батарею тестов, методик и проб для нейропсихологической диагностики (возраст испытуемого – на Ваш выбор). Начните со схемы проведения исследования, если Вы считаете целесообразным что-либо добавить / скорректировать в приведенной нами схеме - делайте это. Оформите задание в виде таблицы. Методики не описывайте, указывайте только названия и цель.
Схема проведения исследования:
Бланк протокола нейропсихологического обследования | |
Ф.И.О. испытуемого | Карелин Александр Михайлович |
Возраст | 9 лет |
Место учебы | Школа №1514 г. Москва |
Диагноз | Дефицит внимания, при последствиях, вызванных травмой |
| |
Опросник латерального предпочтения | Пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейропсихологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты. |
Проба Чернашека. | Одна из проб на функциональную асимметрию рук и выявление скрытого левшества, использующаяся у детей. |
Функциональная асимметрия ног и тела | В основном применяется для выявления у спортсменов активная-ведущая нога. |
| |
2.1. Исследование слухоречевой памяти | |
По А. Р. Лурия | Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым. |
Запоминание двух групп слов | Материалом исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала. |
2.2. Исследование зрительной памяти | |
Методика Пьерона-Рузера | Исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти. |
3. Исследование внимания. | |
3.1. Исследование устойчивости, переключения внимания | |
Методика Пьерона-Рузера | Исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения детей 6,5 - 9 лет. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков. |
Корректурная проба - 1 Корректурная проба - 2 | Исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления и пресыщения детей 8-11 лет. |
3.2. Исследование объема динамического внимания. | |
Таблицы Шульте | Исследования темповых характеристик деятельности и особенностей (параметров) внимания, объема внимания, выявления инертности психических процессов в целом. |
3.3. Исследование переключаемости внимания | |
Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте | Исследование переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и «врабатываемости». Рекомендуется для детей с 7,5 лет, при условии автоматизированного владения счетными операциями в пределах двадцати. |
4. Исследование мышления. | |
4.1. Исследование вербально-логического мышления | |
Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров | Определение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций. |
Подбор парных аналогий | Предложена В.П. Критской (Критская, Савина, 19X2) на основе метода парных ассоциаций М. Калкинс (9, 20]. Исследование операции установления логической связи и отношения между понятиями, обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в невозможности удержать в памяти само задание. Информативными считаются также рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). |
Подбор простых аналогий | У. Гордон - Возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Задание только в самом крайнем случае может быть предъявлено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного объема слухоречевой памяти. |
Выделение двух существенных признаков | С.Я. Рубинштейн. Выявление способности выделять самые существенные признаки предметов и явлений и отличать их от несущественных (второстепенных), а также оценка последовательности рассуждений ребенка. Для исследования детей 7 - 11 лет. |
Исключение понятий | С.Х. Сафонова. Исследование уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух. |
Последовательные картинки | Бернштейн А.Н. Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, объединение отдельных частей смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Дополнительным параметром, выявленным тестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий. |
4.2. Исследование невербального мышления. | |
Кубики Косса | Выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением. |
Продолжи ряд | Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений. |
Тест «Точки» | (III функциональный блок мозга по А.Р. Лурия) Предназначена для оценки функций произвольной регуляции деятельности и функций регуляции активности (I функциональный блок мозга) у детей 6-10 лет. |
Двухцветные таблицы Шульте – Горбова | Предназначены для оценки функций произвольной регуляции деятельности и функций регуляции активности. |
Тест «Руки-ноги-голова» | Направлен на оценку функций программирования и контроля, рабочей памяти у школьников. |
Тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена» | Предназначен для оценки невербального интеллекта и функций переработки зрительно-пространственной информации. |
Тест «Понимание близких по звучанию слов» | Предназначен для оценки состояния функций переработки слуховой информации. |
Тест «Стрелы» | Батарея тестов реализована на базе системы «Практика-МГУ» в рамках гранта РФФИ № 17-06-12026 и включает в себя набор методик, предназначенных для оценки состояния различных компонентов высших психических функций у детей. В настоящее время батарея включает в себя 11 методик. Направлен на оценку зрительных и зрительно-пространственных функций у школьников. |
Тест «Ориентация линии» | А. Бентоном. Версия пробы Бентона, направлена на оценку зрительных и зрительно-пространственных функций |
Задание 2.
К Вам поступил пациент А., 28 лет, после автомобильной аварии (прошло 2 месяца). Из анамнеза болезни Вам стало известно о том, что основной удар пришелся на область затылка. В течение часа А. не приходил в сознание, а, очнувшись, обнаружил, что ничего не видит. В стационаре офтальмолог и невропатолог патологии не выявили. При нейропсихологическом исследования не удалось провести комплекс проб на зрительное узнавание из-за полной слепоты больного. Со стороны других высших психических функций патологии не выявлено.
-
Какая симптоматика наблюдается у больного?
Миопия / Зрительная агнозия / Оптико-пространственная агнозия
-
С чем связана данная симптоматика?
Корковая слепота
Задание 3. Кейс.
У Вас на приеме пациент В. с органическим поражением головного мозга. При копировании конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица Вы выяснили, что пациент изобразил оба изображения повернутыми на 90°.
Вопрос: Укажите, где локализован патологический очаг при данном феномене.
Ответ: У взрослых поворот изображения на 90° может являться признаком локализации патологического очага в пределах мосто-мозжечковой системы.
Задание 4. Кейс.
В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявлять немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».
Задание: Составьте план работы с ребенком и семьей.
Ответ: Прежде всего следует активно выслушать клиента. Необходимо сфокусироваться на чувствах клиента, отзеркалить их.
В данной ситуации возможно несколько вариантов ответов. Например, можно уточнить, правильно ли вы поняли клиента («Правильно ли я Вас поняла, что Вы обеспокоены вспышками агрессии, возникающими периодически у Вашего сына?»), или эмпатически откликнуться на рассказ клиента («Я прекрасно понимаю Вас, Вы сейчас находитесь в тяжелой жизненной ситуации»).
Затем можно порекомендовать проводить терапевтическую работу с обоими членами семьи в индивидуальном порядке.
Работа с матерью
Понять, что клиентка хочет изменить (выяснение проблемы).
Уточнить запрос клиентки (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). Если клиентка обеспокоена своей реакцией на поведение сына, то с ней следует вести терапевтическую работу. Если же её тревожит лишь поведение сына, тогда мы работаем с сыном, а с матерью общаемся только лишь как с членом семьи мальчика.
Необходима работа в нескольких направлениях:
1) Сбор информации о психологическом климате в семье: взаимоотношения родителей с сыном, взаимоотношения между собой, желанным ли был ребенок, сколько детей в семье, какого они возраста; часто ли семья проводит досуг вместе.
2) Необходимо узнать, как давно начались вспышки агрессии у сына, что могло послужить пусковым механизмом.
3) Такое поведение наблюдается в ответ на любые внешние раздражения или на специфические.
4) По ходу выяснения новых обстоятельств могут возникать и подтверждаться следующие гипотезы:
- непринятие сына в семье;
- он нежеланный ребёнок; - отсутствие или нехватка
- враждебные семейные отношения;
- разрушение эмоциональных связей в семье (например, в результате ссор, развода родителей и т.д.);
- неуважение к личности ребёнка;
- избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Работа с сыном
Психологу следует рассказать мальчику, по какой причине его попросили прийти. Попросить мальчика описать ситуацию, изложив своё видение.
Спросить, всё ли ему нравится в его поведении. (Клиенту не нравится, тогда работаем по следующей схеме).
Понять, что клиент хочет изменить (выяснение проблемы).
Уточнить запрос клиента (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики).
Необходимо в определить, насколько часты и сильны бывают вспышки агрессии. Возможно, потребуется вмешательство психиатра и медикаментозное лечение.
Собираем информацию по плану, аналогичному тому, что применялся в беседе с матерью.
Делаем упор на чувства и эмоции мальчика.
Для облегчения определения причин и форм проявления агрессии можно предложить опросник Басса- Дарки.
Здесь могут появиться следующие гипотезы:
- ощущение беспомощности;
- низкая самооценка;
- чувство вины;
- невозможность удовлетворения каких-либо желаний;
- отсутствие или нехватка социальных контактов;
- сложная обстановка в классе.
По итогам диагностики мы подтверждаем некоторую гипотезу.
Причина агрессии может корениться либо в семейных отношениях (тогда следует провести общесемейную консультацию, тренинг для родителей, просветительскую беседу для родителей), либо в самоотношении мальчика (пониженная самооценка, чувство вины, неудовлетворённость каких-либо желаний). В этом случае работа ведется преимущественно с мальчиком, для родителей следует провести просветительскую беседу с целью ознакомления их с ситуацией, и чтобы дать рекомендации по общению с ребёнком в этот сложный период. Далее работаем на устранение причины агрессии у мальчика.
Также причиной данной проблемы могут быть социальные факторы: например, неблагополучный психологический климат в классе, издевательства со стороны одноклассников и т.д. В таком случае необходима комплексная работа с педагогами, учениками класса и самим мальчиком. Необходимы просветительские беседы с учениками и педагогами и индивидуальная работа с мальчиком. После исчерпания инцидента, возможно, следует регулярно проводить диагностику психологического климата в данном классе.
Через некоторое время следует снова пригласить на приём мальчика с мамой (на этот раз возможна совместная консультация), чтобы удостовериться в благополучном разрешении проблемы.