Файл: Задание Пользуясь материалами из практикума, приложением к практикуму и научной литературой сформируйте собственную батарею тестов, методик и проб для нейропсихологической диагностики (возраст испытуемого на Ваш выбор)..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 517

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 1.

Пользуясь материалами из практикума, приложением к практикуму и научной литературой сформируйте собственную батарею тестов, методик и проб для нейропсихологической диагностики (возраст испытуемого – на Ваш выбор). Начните со схемы проведения исследования, если Вы считаете целесообразным что-либо добавить / скорректировать в приведенной нами схеме - делайте это. Оформите задание в виде таблицы. Методики не описывайте, указывайте только названия и цель.

Схема проведения исследования:

Бланк протокола нейропсихологического обследования

Ф.И.О. испытуемого

Карелин Александр Михайлович

Возраст

9 лет

Место учебы

Школа №1514 г. Москва

Диагноз

Дефицит внимания, при последствиях, вызванных травмой

  1. Исследование двигательных функций.

Опросник латерального предпочтения

Пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейропсихологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле

Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты.

Проба Чернашека.


Одна из проб на функциональную асимметрию рук и выявление скрытого левшества, использующаяся у детей.

Функциональная асимметрия ног и тела

В основном применяется для выявления у спортсменов активная-ведущая нога.

  1. Исследование памяти.

2.1. Исследование слухоречевой памяти

По А. Р. Лурия


Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым.

Запоминание двух групп слов

Материалом исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала.


2.2. Исследование зрительной памяти

Методика Пьерона-Рузера

Исследование особенностей зрительного запоминания, объема произвольной, непроизвольной зрительной памяти.

3. Исследование внимания.

3.1. Исследование устойчивости, переключения внимания

Методика Пьерона-Рузера

Исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения детей 6,5 - 9 лет. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков.

Корректурная проба - 1 Корректурная проба - 2


Исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления и пресыщения детей 8-11 лет.

3.2. Исследование объема динамического внимания.

Таблицы Шульте

Исследования темповых характеристик деятельности и особенностей (параметров) внимания, объема внимания, выявления инертности психических процессов в целом.

3.3. Исследование переключаемости внимания

Счет по Е. Крепелину в модификации Р. Шульте



Исследование переключаемости, устойчивости внимания, работоспособности, упражняемости, выявление параметров утомляемости и «врабатываемости». Рекомендуется для детей с 7,5 лет, при условии автоматизированного владения счетными операциями в пределах двадцати.

4. Исследование мышления.

4.1. Исследование вербально-логического мышления

Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров



Определение уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности логических операций.

Подбор парных аналогий



Предложена В.П. Критской (Критская, Савина, 19X2) на основе метода парных ассоциаций М. Калкинс (9, 20].

Исследование операции установления логической связи и отношения между понятиями, обнаружение нарушения последовательности суждений, проявляющегося в невозможности удержать в памяти само задание. Информативными считаются также рассуждения ребенка по поводу связей между словами и объяснения собственного выбора. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение).

Подбор простых аналогий



У. Гордон - Возможность установления логических связей и отношений между понятиями. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). Задание только в самом крайнем случае может быть предъявлено ребенку на слух с опорой на пассивное чтение, и только при условии достаточного объема слухоречевой памяти.

Выделение двух существенных признаков


С.Я. Рубинштейн. Выявление способности выделять самые существенные признаки предметов и явлений и отличать их от несущественных (второстепенных), а также оценка последовательности рассуждений ребенка. Для исследования детей 7 - 11 лет.

Исключение понятий

С.Х. Сафонова. Исследование уровня обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения. Методика предъявляется детям со сформированным навыком чтения (осмысленное чтение). При условии достаточного объема слухоречевой памяти и детям, не умеющим читать, задание предъявляется на слух.

Последовательные картинки



Бернштейн А.Н. Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, объединение отдельных частей смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Дополнительным параметром, выявленным тестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.

4.2. Исследование невербального мышления.

Кубики Косса


Выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.

Продолжи ряд


Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

Тест «Точки»



(III функциональный блок мозга по А.Р. Лурия)

Предназначена для оценки функций произвольной регуляции деятельности и функций регуляции активности (I функциональный блок мозга) у детей 6-10 лет.

Двухцветные таблицы Шульте – Горбова

Предназначены для оценки функций произвольной регуляции деятельности и функций регуляции активности.

Тест «Руки-ноги-голова»

Направлен на оценку функций программирования и контроля, рабочей памяти у школьников.

Тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена»

Предназначен для оценки невербального интеллекта и функций переработки зрительно-пространственной информации.

Тест «Понимание близких по звучанию слов»

Предназначен для оценки состояния функций переработки слуховой информации.


Тест «Стрелы»

Батарея тестов реализована на базе системы «Практика-МГУ» в рамках гранта РФФИ № 17-06-12026 и включает в себя набор методик, предназначенных для оценки состояния различных компонентов высших психических функций у детей. В настоящее время батарея включает в себя 11 методик. Направлен на оценку зрительных и зрительно-пространственных функций у школьников.

Тест «Ориентация линии»

А. Бентоном. Версия пробы Бентона, направлена на оценку зрительных и зрительно-пространственных функций


Задание 2.

К Вам поступил пациент А., 28 лет, после автомобильной аварии (прошло 2 месяца). Из анамнеза болезни Вам стало известно о том, что основной удар пришелся на область затылка. В течение часа А. не приходил в сознание, а, очнувшись, обнаружил, что ничего не видит. В стационаре офтальмолог и невропатолог патологии не выявили. При нейропсихологическом исследования не удалось провести комплекс проб на зрительное узнавание из-за полной слепоты больного. Со стороны других высших психических функций патологии не выявлено.

  1. Какая симптоматика наблюдается у больного?

Миопия / Зрительная агнозия / Оптико-пространственная агнозия

  1. С чем связана данная симптоматика?

Корковая слепота

Задание 3. Кейс.

У Вас на приеме пациент В. с органическим поражением головного мозга. При копировании конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица Вы выяснили, что пациент изобразил оба изображения повернутыми на 90°.

Вопрос: Укажите, где локализован патологический очаг при данном феномене.

Ответ: У взрослых поворот изображения на 90° может являться признаком локализации патологического очага в пре­делах мосто-мозжечковой системы.
Задание 4. Кейс.

В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявлять немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».

Задание: Составьте план работы с ребенком и семьей.

Ответ: Прежде всего следует активно выслушать клиента. Необходимо сфокусироваться на чувствах клиента, отзеркалить их.

В данной ситуации возможно несколько вариантов ответов. Например, можно уточнить, правильно ли вы поняли клиента («Правильно ли я Вас поняла, что Вы обеспокоены вспышками агрессии, возникающими периодически у Вашего сына?»), или эмпатически откликнуться на рассказ клиента («Я прекрасно понимаю Вас, Вы сейчас находитесь в тяжелой жизненной ситуации»).



Затем можно порекомендовать проводить терапевтическую работу с обоими членами семьи в индивидуальном порядке.

Работа с матерью

Понять, что клиентка хочет изменить (выяснение проблемы).

Уточнить запрос клиентки (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). Если клиентка обеспокоена своей реакцией на поведение сына, то с ней следует вести терапевтическую работу. Если же её тревожит лишь поведение сына, тогда мы работаем с сыном, а с матерью общаемся только лишь как с членом семьи мальчика.

Необходима работа в нескольких направлениях:

1) Сбор информации о психологическом климате в семье: взаимоотношения родителей с сыном, взаимоотношения между собой, желанным ли был ребенок, сколько детей в семье, какого они возраста; часто ли семья проводит досуг вместе.

2) Необходимо узнать, как давно начались вспышки агрессии у сына, что могло послужить пусковым механизмом.

3) Такое поведение наблюдается в ответ на любые внешние раздражения или на специфические.

4) По ходу выяснения новых обстоятельств могут возникать и подтверждаться следующие гипотезы:

- непринятие сына в семье;

- он нежеланный ребёнок; - отсутствие или нехватка

- враждебные семейные отношения;

- разрушение эмоциональных связей в семье (например, в результате ссор, развода родителей и т.д.);

- неуважение к личности ребёнка;

- избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Работа с сыном

Психологу следует рассказать мальчику, по какой причине его попросили прийти. Попросить мальчика описать ситуацию, изложив своё видение.

Спросить, всё ли ему нравится в его поведении. (Клиенту не нравится, тогда работаем по следующей схеме).

Понять, что клиент хочет изменить (выяснение проблемы).

Уточнить запрос клиента (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики).

Необходимо в определить, насколько часты и сильны бывают вспышки агрессии. Возможно, потребуется вмешательство психиатра и медикаментозное лечение.

Собираем информацию по плану, аналогичному тому, что применялся в беседе с матерью.

Делаем упор на чувства и эмоции мальчика.

Для облегчения определения причин и форм проявления агрессии можно предложить опросник Басса- Дарки.


Здесь могут появиться следующие гипотезы:

- ощущение беспомощности;

- низкая самооценка;

- чувство вины;

- невозможность удовлетворения каких-либо желаний;

- отсутствие или нехватка социальных контактов;

- сложная обстановка в классе.

По итогам диагностики мы подтверждаем некоторую гипотезу.

Причина агрессии может корениться либо в семейных отношениях (тогда следует провести общесемейную консультацию, тренинг для родителей, просветительскую беседу для родителей), либо в самоотношении мальчика (пониженная самооценка, чувство вины, неудовлетворённость каких-либо желаний). В этом случае работа ведется преимущественно с мальчиком, для родителей следует провести просветительскую беседу с целью ознакомления их с ситуацией, и чтобы дать рекомендации по общению с ребёнком в этот сложный период. Далее работаем на устранение причины агрессии у мальчика.

Также причиной данной проблемы могут быть социальные факторы: например, неблагополучный психологический климат в классе, издевательства со стороны одноклассников и т.д. В таком случае необходима комплексная работа с педагогами, учениками класса и самим мальчиком. Необходимы просветительские беседы с учениками и педагогами и индивидуальная работа с мальчиком. После исчерпания инцидента, возможно, следует регулярно проводить диагностику психологического климата в данном классе.

Через некоторое время следует снова пригласить на приём мальчика с мамой (на этот раз возможна совместная консультация), чтобы удостовериться в благополучном разрешении проблемы.