Файл: Урок 1 по теме (3 учебных часа) Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет: физика

Класс: 10, профильный

Тема и номер урока в общей теме: Что изучает физика. Урок № 1 по теме (3 учебных часа) «Физика в познании вещества, поля, пространства и времени»

Базовый учебник: Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Профильный уровень, М., Дрофа, 2013 г, 428 с.

Тип урока: урок комплексного применения базовых знаний

Форма урока: урок-путешествие по планете «ООО»

Цели урока: 

Содержательная: Закрепить базовые теоретические знания основного общего образования, определить область недостаточных знаний, наметить траектории дальнейшего физического образования.

Деятельностная: создание условий для образовательной деятельности (групповой) через проблематизацию заданий, алгоритмизацию ответов, работу с текстом и таблицами, самооценку и корректировку (при необходимости).

Формы работы учащихся: групповая (в группе 4 – 5 обучающихся), индивидуальная.

Информационно-техническое оборудование урока: учебники, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, ноутбуки для каждой рабочей группы (4 – 5) с презентацией к уроку, раздаточный материал: маршрутный лист с бланками - сеткой для внесения ответов и комментариев, пояснений по станциям и каждой группе заданий.

Эпиграфы к уроку:
«Свобода творчества – свобода делать ошибки» «Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера» Пётр Капица, физик, лауреат Нобелевской премии в 1978 году

«В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем не заменят труда» Александр Герцен

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» О. Бальзак

План-конспект урока (структура и ход урока)

Этап урока

Цель этапа

Содержание деятельности на соответствующем этапе (части) урока

Дозировка вре-

мени на этапе урока

Методические указания, задания для обучающихся, пояснения, ссылки

Организа-

ция начала урока.

Привет-ствие учителя

Добрый день, десятиклассники!

Вот и пролетело лето после успешно пройденной вами итоговой аттестации за курс основной школы. Приступаем к завершающей ступени освоения физики в стенах лицея, помощниками для вас станут учебник, материалы цифровых образовательных ресурсов и официальных сайтов подготовки к итоговой аттестации по физике.

1

На партах – листы с информацией: перечнем рекомендуемых образовательных ресурсов, которые


Мотива-ционное

начало урока




Ребята! Вы выбрали направление для продолжения освоения лицейской программы на профильном уровне. Тем же, кто продолжает искать приоритетную для себя науку, девизом могут стать строки:

2

Девиз урока:

Есть у людей потребность изучать науки,

Физика, друзья мои, важнейшая из них.

Пусть не остаётся вам времени для скуки,

Есть тайны во Вселенной? Мы раскроем их!

Пробле

матиза

ция

Проблем-ное обучение

Мир вокруг нас называют материальным. Он возник, существует и развивается по собственным правилам. Как же человек изучает этот мир? Какие методы использует?

Если предположить, что сама природа дала человеку возможность иметь такую науку, которая:

  • на основе наблюдений являла фундаментальные законы,

  • постановкой экспериментов подтверждала смелые гипотезы,

  • логическими рассуждениями создавала великие теории,

то становится ясным, почему физику называют фундаментальной наукой.

Задание: Работая с учебником (§1,3), найдите примеры, подтверждающие гипотезу о фундаментальности науки физики.

5



Организация парной работы, создание проблемы перед выполнением практической части урока, подведение учащихся к осознанию целей урока.

Деятельность обучающихся:Работая с учебником: материал §1, «Что изучает физика», §3 «Эксперимент. Закон. Теория», находят примеры фундаментальности физики – науки.

Актуали-зация

знаний

Мотивация

к познава-тельной деятель-ности

Экспериментальная физика зародилась на основе древних астрономических наблюдений, положив начало летописи науки, открывающей всё новые и новые законы мироздания. Каждое поколение жителей Земли внесло свой вклад в развитие физики, как теоретической, так и прикладной.

Попробуем сегодня, в 21 веке, представить, как зарождалась и развивалась системообразующая среди естественных наук – физика.

Приглашаю новую ступень освоения науки начать с путешествия во времени и в пространстве на планету «Основное Общее Образование». Эта планета вам хорошо известна, ведь не только материк «ФИЗИКА» был вами исхожен, исследован в течение предшествующих трёх школьных лет.

1




Лаби-ринт
«Вспоми-наем

термины»

Закре-пление термино-логичес-ких знаний обучаю-щихся

Чтобы всюду успеть, предлагаю воспользоваться особым средством передвижения – машиной времени. Каждой группе путешественников необходимо приобрести маршрутные билеты, имеющие «знаниевую» стоимость, в которых будет отмечаться прибытие на станции и эффективность деятельности на них.

Задание: Для получения маршрутного билета группам необходимо пройти лабиринт терминов. Задание выполняется на время.


И

К

Р

О

С

П

А

Р

М

Д

Я

И

К

О

Р

Т

О

Р

О

Р

Е

М

Е

С

Е

К

Т

Д

Н

А

Н

Г

А

Е

Л

Е

С

Л

О

П

Р

Е

П

Е

Е

Т

Р

С

Т

В

С

Р

И

Н

Т

Н

Т

А

К

Э

М

Е

Р

А


Ключ к лабиринту: эксперимент, транспорт, Тесла, ангстрем, Менделеев, Ватт, траектория, ядро, Ом, микроскоп, пар.

3

Учитель (возможно, помощник – ученик класса, сам изъявивший желание) каждой группе учеников раздаёт листы с сеткой – лабиринтом и инструкцией выполнения задания. Группа, сдавшая сетку лабиринта со словами – ответами, получает билет путешественника.

ИНСТРУКЦИЯ

для прохождения лабиринта

В лабиринте «спрятались» фамилии ученых - физиков и знакомые вам термины – 11 слов.

Можно двигаться в любом направлении, кроме диагоналей.

Вход в лабиринт и выход из него указывают стрелки.

Необходимо пройти лабиринт, не попадая дважды в одну и ту же клетку.

Внимание!

Особенность этого лабиринта: последняя буква предыдущего слова=первая буква следующего слова!

Слова-ответы необходимо внести в билет путешественника.


Рефлек-

сия на этапе урока

Ребята! Представьте, что вы пришли на первый урок физики к семиклассникам, перед которыми еще не открыты просторы науки. Одной фразой призовите семиклассников изучать термины новой науки!

Заслушивание ответов групп.

2

1

Деятельность обучающихся по формулированию фразы – призыва к изучению новых терминов.

(групповая, индивидуальная)


Станция_«Истори-ческая»'>Станция
«Истори-ческая»

Фор-мирова-ние аналитических способ-ностей обучаю-щихся

Продолжим путешествие по планете «ООО».

В произвольном порядке в таблице расставлены даты, открытия в области физики, фамилии учёных.
Задание: Группам самостоятельно необходимо правильно соотнести предложенную информацию – работа с таблицей.


5

Группам предложена таблица.

Задание разноуровневое:

I уровень - найти соответствие между фамилиями ученых и их открытиями;
II уровень – найти соответствие между датами, фамилиями учёных и их открытиями.

1

Демокрит

1

1827

1

Ядра химических элементов в результате бомбардировки их (α) альфа – частицами превращаются в радиоактивные ядра, инициируя начало каскада реакций.

2

Пьер Гассенди

2

1932

2

Измерил заряд электрона.

3

Роберт Бойль

3

1661

3

С помощью «сильного и тонкого агента» удастся разбить атомы на составные части и превратить одни атомы в другие.

4

Роберт Броун

4

1934

4

Обнаружил новые тяжелые частицы: электрически нейтральные, с высокой проникающей способностью.

5

Нильс Бор

5

1938 (39)

5

Осуществили деление ядер урана под действием нейтронов.

6

Роберт Милликен

6

V век до н.э.

6

Движение пыльцы вызвано толчками невидимых под микроскопом молекул жидкости.

7

Джеймс Чедвик

7

1909-1912

7

Атомы объединяются в группы – «молекулы»

8

Фредерик и Ирен Жюлио-Кюри

8

1913

8

Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме. … Различия всех предметов зависят от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке…

9

Отто Ган, Фриц Штрассман

9

1647

9

Электроны, не падая на ядро и не улетая от него,

постоянно вращаются вокруг своего ядра.

Ключ к таблице: (I уровень) 1 – 8; 2 – 7; 3 – 3; 4 – 9; 6 – 2; 7 – 4; 8 – 1; 9 – 5.

(II уровень) 1-6-8; 2-3-7; 3-9-3; 4-1-6; 5-8-9; 6-7-2; 7-2-4; 8-4-1; 9-5-5.

Станция

«Визуально-оценочная»



Проверка остаточных знаний по курсу физики основной школы

Рефлек-сия на этапе урока

Формирование познава-тельного интереса к чудесам природы,достижениям предшествующих поколе-ний


Ребята! Мир, в котором живём мы с вами, красив и многогранно разнообразен. Физические тела, окружающие нас, имеют различные формы и размеры, цвета и запахи, находятся в разных агрегатных состояниях. Человек внёс систематизацию в созданные им различные объекты, он измерил, рассчитал, сравнил основные физические характеристики природных тел.

Предлагаю вспомнить:

  1. Что значит измерить физическую величину?

  2. Что называется эталоном?

  3. Должен ли эталон быть единым для людей, живущих в разных странах? Почему?

  4. Сумело ли человечество создать единую систему измерений? Как назвали такую систему? Известны ли вам страны, не присоединившиеся к СИ?


После ответов обучающихся, им предлагается сформулировать вывод о необходимости единой системы измерения физических величин (или услышать иное мнение обучающихся):
Ребята! Известно, что человек получает первичную, новую для себя информацию из внешнего мира с помощью органов чувств.

Но как часто бывает необходимо сравнить, соотнести, сопоставить размеры физических тел!

Задание: Предлагаю рассмотреть фотографии природных объектов и известных сооружений, чтобы ещё раз оценить величие и многообразие материального мира!

Работая с сопровождаемым каждую фотографию текстом, выразите в единицах СИ характеристики этих тел и физические величины, имеющиеся в тексте!

В работе можно использовать материалы таблицы 1 «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц» §1

Ответы внести в нужную графу таблицы-сетки билета путешественников.

1. 2. 3. 4. 5.





6. 7. 8. 9.







3

1

3

Ожидаемые ответы обучающихся:

  1. Измерить физическую величину – сравнить её с эталоном.

  2. Эталон – это идеальный образец для измерения определённой физической величины.

  3. Да, эталоны физических величин для жителей разных стран должны быть едиными, чтобы создавать машины и механизмы, средства транспорта и бытовую технику, одежду и мебель, пригодными для всех людей. Эталоны позволяют упростить общение, торговлю, понимание друг друга.

  4. Да, люди сумели создать единую для большинства стран мира систему измерения физических величин – СИ. В США используется метрическая система мер.



Записать в единицах СИ величины, характеризующие природные объекты и созданные человеком сооружения:

  1. Для защиты телевизионной башни в Останкино от неравномерных ветровых и тепловых нагрузок внутри конструкции размещены 70 стальных тросов, общая сила натяжения которых составляет 104 МН.

  2. Плотность льда айсберга составляет в среднем 0, 92 г/см3;

  3. Внутри Пизанской башни – 294 ступени, высота каждой из них в среднем составляет 193 мм;

  4. Атмосферное давление на вершине Джомолунгмы (высота 8850 м) составляет ≈ 20 мм рт. ст.

  5. Давление водяного столба в самой глубокой точке Марианской впадины (глубина 11 км) составляет 111 047 МПа.

  6. Протяженность Крымского моста, соединяющего Крым и Кубань, 19 км.

  7. Размеры инфузории-туфельки - 0,1 – 0,6 мм;

  8. Объем воды в озере Байкал – 23 тысячи кубических километров;

  9. Площадь части Москвы, находящейся внутри кольцевой автомагистрали (МКАД), составляет 870 квадратных километров;

  10. На выполнение этого задания требуется 3 минуты.




Станция
«Инстру-

менталь-

ная»

Моти-вация обучаю-щихся

к

изуче-нию приклад-ного аспекта науки.

Развитие человечества с древних времён немыслимо без создания и совершенствования механизмов, устройств, различных приборов, которые верно служат людям.

Групповая работа

Каждой группе предлагается по 2 анимации действия механизмов, узлов, деталей.

Задание: Для каждого увиденного показа - анимации действия механизма, узла, детали, заполните таблицу – сетку, в графы внести:

  • название устройства:

  • физический закон, лежащий в основе его действия:

  • конструктивные особенности детали, механизма;

  • область применения или предположение, где можно применять, использовать устройство (деталь, узел).

Представление результатов провести как презентацию группой одного из механизмов, с которыми они знакомились.


3


4

Детали, устройства, механизмы, представленные в виде анимации:

1 -роторно-лопастной двигатель;

2 –зубчатая передача;

3 – кулачковыйм еханизм;

4 – роторный двигатель;

5 – бесшатунный дизель;

6 – застёжка-молния;

7 – червячная п ередача;

8 – редуктор.



Рефлексия на этапе урока

Сформулировать и представить в виде слогана, обращения к сверстникам о необходимости знаний устройства и работы машин, механизмов, устройств. Пример слогана:


5

Мир машин, устройств и механизмов -

Техногенный мир, но нам с тобой в нём жить!

Чтоб повысить собственную безопасность,

Структуру и конструкцию придётся изучить!


Домашнее задание

Домаш-нее задание

(творчес

кая часть)

Домаш-нее

задание

Ребята! Завершая сегодняшнее путешествие по станции «Инструментальная», предлагаю посмотреть на действие вот такого необычного механизма, он называется «планетарный механизм Уатта».

Появились вопросы? Их много?

Дома у вас будет время изучить его работу, определить конструктивные особенности и область применения, найти ответы на вопросы.

Вы готовы на следующем уроке стать участниками научных дебатов?

1



Основное: § 1 — 3, вопросы