Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория на тему Финансовый рынок и его место в рыночной экономике Половникова Надежда Петровна.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Финансовый рынок и его место в рыночной экономике
Выполнила:
Половникова Надежда Петровна
(Ф.И.О. студента)
38.03.01 Экономика
(направление подготовки)
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
((направленность программы)
Город Тюмень
Омск 2022
Содержание
Введение ...3
-
Распространённые понятия рынка ...4-
Причины появления ...4 -
Субъекты и объекты ...5 -
Свойства свободного рынка ...5
-
-
Государственное регулирование ...7-
Функции ...7 -
Формы организации ...9 -
Экономические законы рынка ...9
-
-
Экономические законы ...10-
Закон стоимости ...10 -
Закон спроса и предложения ...10 -
Закон конкуренции ...10
-
-
Инфраструктура рынка ...11 -
Совершенная конкуренция ...12 -
Монополия ...13-
Монополистическая конкуренция ...13
-
-
Олигополия ...14 -
Разновидности рынков ...15-
По видам объектов купли-продажи ...15 -
По географическому признаку ...15 -
По механизму взаимодействия поставщиков и потребителей ...16 -
По объему сделок купли-продажи ...16 -
По видам конкуренции ...17 -
По уровню законности ...17 -
Примеры рынков ...18
-
-
Позитивные и негативные черты ...23
Заключение ...24
Список использованной литературы ...27
Введение
Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая "правила игры" на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и другие. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и других. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.
Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, что и создает актуальность настоящей работы.
-
Распространённые понятия рынка
Понятие рынка возникло достаточно давно и со временем успело получить множество разновидностей.
В первую очередь под рынком подразумевают развитие народнохозяйственных отношений в отрасли производства и распределения ресурсов, которые поступают в пользование. В итоге этих взаимоотношений формируется спрос, предложение, а также производное от них — цена.
Рынок — это институт, обеспечивающий связь имеющихся и потенциальных изготовителей и потребителей, с последующим заключением торгового соглашения.
В более широком смысле рынок представляет собой систему экономических отношений, основывающуюся на постоянных обменных действиях между изготовителями товаров (услуг) и потребителями.
Рынок является не только местом, но и определенными отношениями между людьми.
-
Причины появления
Оснований для возникновения рынка несколько. Рассмотрим главные из них:
Разделение труда. С развитием общества и ростом производительности труда появились различные отрасли производства. Некоторые категории людей обучились изготавливать отдельные виды материальных благ (ресурсов, товаров) либо услуг. Этот прогресс породил потребность их обмена на другие материальные блага или услуги.
Возникновение разных товаропроизводителей. Разделение труда вызвало появление множества разнообразных изготовителей товаров. Они были экономически обособлены. Другими словами, могли самостоятельно решать, какой товар или услугу им производить, в каком объёме и по какой стоимости реализовывать. Из этого можно сделать вывод, что важный критерий для развития рыночных отношений — право на частную собственность.
Появление товарно-денежных отношений. Рост объёма производства товаров заставил общество придумать эквивалент для обмена народнохозяйственными продуктами потребления.
Ограниченные возможности отдельного субъекта. Каждый участник рыночных отношений по отдельности менее эффективен и ограничен в создании материальных потребностей общества. Получение всех требуемых для изготовления ресурсов возможно лишь при его участии во взаимоотношениях с другими субъектами рынка в виде обмена, купли-продажи или кооперации.
-
Субъекты и объекты
Ключевыми участниками рыночных отношений являются:
- Субъекты, в качестве которых выступают продавцы и покупатели, а также сюда можно отнести посредников в лице агентов или брокеров;
- Объекты — товары и услуги общественного потребления.
-
Свойства свободного рынка
Свободный рынок представляет собой систему экономических отношений между его участниками, характеризующуюся добровольным обменом товарами, услугами и денежными средствами.
Основными чертами такого рынка служат:
- ведущее значение частной собственности;
- нерегулируемые спрос, предложение и цена продуктов потребления;
- неограниченный доступ любого изготовителя к рыночным отношениям;
- конкуренция среди производителей;
- мобильность в применении материальных и финансовых источников в интересах изготовителя;
- неограниченное передвижение сотрудников.
2. Государственное регулирование
Государственное вмешательство в рыночные отношения применяется для контролирования экономических процессов и их приспособления к рыночной среде.
Государство регулирует:
- распределение полученных денежных средств;
- баланс предложения к спросу.
В современном мире имеется два способа государственного регулирования рынка:
Косвенное влияние. Определение норм амортизации, контроль государственных затрат, обновление действующей налоговой системы. Главной стратегией считается проведение грамотной монетарной и фискальной политики. При помощи этого метода власти могут добиться оптимального соотношения спроса к предложению и уменьшить рост рыночных цен.
Прямое влияние. Здесь главным механизмом является правовой контроль всех рыночных взаимоотношений. Инструментами этого способа считаются лицензирование, проведение мероприятий в соответствии с различными программами, направленными на поддержание изготовителей и прочие.
2.1. Функции
Назначение рынка определяется целями, которые он решает.
Выделяют следующие функции рынка:
Ценообразующая. В итоге взаимодействий потребителей с производителями образуется цена, зависящая от спроса и предложения. Она включает пользу продукта и расходы на его изготовление.
Стимулирующая. Из-за разнообразия рыночного предложения, при котором больший доход достаётся субъекту рынка, предлагающему наиболее востребованную продукцию и изготовителю, производственные расходы которого меньше по сравнению с конкурентами, рынок мотивирует участников регулярно находиться в поисках экономических выгод, совершенствовать производство, минимизировать расходы и разумно применять ресурсы.
Информационная. Цена на товары содержит сведения, необходимые покупателям, производителям и инвесторам для осуществления эффективных экономических сделок.
Распределительная. Ограниченные продукты и источники распределяются благодаря рыночным механизмам в соответствии с рыночной силой потребителей, образовывая новое перераспределение. Под его воздействием потребление материальных благ перемещается в экономические сегменты, готовые платить определённую цену.
Регулирующая. Эта функция заключается во влиянии рынка на большинство хозяйственных отраслей, в частности на производство. Постоянное изменение цен не только отражает состояние дел, но и корректирует хозяйственную деятельность.
Посредническая. Рынок является посредником между производителем и потребителем, предоставляя им возможность воспользоваться выгодным вариантом купли-продажи.
Социальная. Успешность участника рынка складывается из ряда умений —предприимчивости, инициативности, коммуникабельности и прочих тонкостей. Происходит формирование общественного спроса на подобных людей, что ведёт к появлению условий для обучения таким социальным умениям.
Санирующая. Под воздействием конкуренции рынок регулярно совершает «естественный отбор» участников производственной деятельности, очищаясь от малоэффективных игроков.
2.2. Формы организации
Рыночная система должна иметь определённую форму, обеспечивающую нормальное протекание процесса торговли.
Главные формы существования рынка:
Биржи. Популярная форма рыночных взаимоотношений, объединяющая в себе участников торговли согласно специальным стандартам, разработанным на основании нормативных актов.
Аукционы. В рамках данной формы ряду потребителей предлагается купить одинаковый продукт, что в свою очередь увеличивает конкуренцию среди них и повышает цену на товар.
Выставки. Здесь увеличение спроса проводится путём наглядной демонстрации продукта, в ходе которой потребители и продавцы взаимодействуют и имеют возможность заключить смежные сделки.
Ярмарки. Форма торговли, периодически организовывающаяся для рекламы собственного товара и продажи максимального объёма за короткий промежуток времени.
2.3. Экономические законы рынка
Рыночные отношения подвергаются воздействию ряда экономических законов: