Файл: Рабочий лист. Корни с чередованием Теория. Чередование букв ЕИ в корнях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 303
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочий лист. Корни с чередованием
Теория. Чередование букв Е/И в корнях
З накомьтесь. Это корни с чередованием гласных Е/И. Запомните эти корни и их значения.
-
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне пишем И. -
Если после корня нет суффикса -А-, то в корне пишем Е.
Исключения: сочЕтать, сочЕтание, побИрушка, обжИг, розжИг, постИрушка, затИруха, простИрнуть
Запомнить: почИтать, почЁт – чередование
Умейте различать чередующиеся корни и омонимичные (сходные по звучанию, но имеющие другие значения).
С чередующейся безударной гласной в корне | С проверяемой или непроверяемой безударной гласной в корне |
-мер-: умереть, замереть, вымереть, отмереть, обмереть, помереть | -мер-: примерять костюм, измерять длину, отмерять ткань, вымерять дистанцию |
-мир-: вымирать, замирать, обмирать, отмирать, помирать, умирать, вымирание, замирание, отмирание, умирание | -мир-: примирять ссорящихся, непримиримые враги, усмирять, смириться, помириться |
-тер-: вытереть, перетереть | -тер-: потерять, растеряться -терп-: терпеть, терпеливый, терпение |
-пир-: опираться, упираться, запирать, отпирать | -пир-: пировать, пирушка, пиротехника |
-пер-: запереть, отпереть, упереться, опереться | -пер-: перо, перина, перьевой, пернатый -перил-: перила |
-дер-: задерёт, отдерёт, обдерёт | -дерев-: деревянный -дерз-: дерзить -держ-: держать, держава |
-стил-: расстилать, застилать, подстилать, выстилать | -стил-: стилист, стилистический |
Упражнения
Упражнение 1
«Выселите» лишних «жильцов» из домиков.
Упражнение 2
Вычерните слова, в которых нет корней с чередованием.
Примирить, примерять, постигать, постегать, запивать, запевать, выжигать, выжечь, облизать, облезать, пожинать, поженить, прочитать, прочесть, помирать, помереть, постилать, постелить, проживать, прожевать, поседеть, отблистать, отблестеть, заминать, заменить, развивать, развевать.
Упражнение 3
Подберите однокоренное слово с другой буквой к слову с чередованием.
И | Е | И | Е |
Блистает | | Запирать | |
| Умер | Забирать | |
Застилать | | | Помянул |
| Начал | | Занял |
Отнимает | | Задирать | |
| Зажёг | Вытирает | |
| Расчёт | | Поняла |
Упражнение 4
Соберите «орфоклумбу».
Бл…стит, расст…лается, зам…р, выт…реть, подж…гаемый, бл…стательный, выч…тать, разд…рать, уп…реться, пост…лить, нач…нается, разж…гает, соч…тание, зад….ру, зап…рать, выч…сть.
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы. Вычеркните слова, в корнях которых не происходит чередования
гласных е//и, а(я)//и.
-
Изб…ратель, изм…ритель, расх…титель, расс…катель, прож…гатель, поч…татель, восп…татель, усм…ритель. -
Нач…нание, проп…тание, выч…тание, раст…рание, обл…вание, пон…мание, бл…стание. -
Прож…вающий, вым…рающий, выч…слительный, зан…мательный. -
Соковыж…малка, выб…валка, сч…талка, обд…раловка, ут…ральник.
Упражнение 6
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
-
Динозавры _________________ больше 65 миллионов лет назад. -
Мама попросила дочь __________________ пыль. -
Если болит спина, надо два раза в день ___________________ её мазью. -
А.С.Пушкин _____________ в 1837 году. -
Еще в начальных классах на уроках математики мы узнали правила сложения и _______________ -
От страха у меня _______________ сердце. -
С первого класса я __________________ плаваньем и бегом.
Упражнение 7
Распределите слова по колонкам таблицы.
Соб__раться, бл__стеть, соб__рать, заб__рать, зам__реть, зам__рать, расст__лать, расст__лить, выж__гать, бл__стящий, заж__гательный, ст__реть, бл__стать, прот__реть, выт__рать, выб__рать, заст__лить, зам__рло, зам__рало, ум__реть, ум__рать, раст__рать, забл__стать, выд__раю, заб_раю, прот__реть, соб__рающий, выч__сть, выч__тать, расст__лить, расст__латься, зап__реть, зап__рать, приб__рать, изб__ратели, соч__тать, соч__тание, бл__стательный, бл__снет, приб__рет, оп__реться.
И | Е |
___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ | ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ |