Файл: Контрольная работа По дисциплине Организация производства и управление предприятиями Шашков В. А. Группа ист21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов

Контрольная работа

По дисциплине: Организация производства и управление предприятиями

Выполнил: Шашков В.А.

Группа: ИСТ-21

Вариант:

 

Проверил:
Новосибирск

2023 г.

Метод анализа иерархии предполагает поэтапное выполнение расчетов.

Приступая к оценке конкурентной позиции необходимо решить 2 задачи:

  1. сформировать группу экспертов,

  2. разработать систему критериев, по которым будет выполняться анализ.

Количество экспертов примем равным 7 человекам. Это независимые квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере деятельности. Оценку будем выполнять по следующим критериям:

  1. гибкость тарифной политики (т.е. возможность выбора наиболее подходящего тарифного плана, их разнообразие, а также уровень тарифов на предлагаемые услуги),

  2. качество разговорного тракта (слышимость, узнаваемость, разборчивость, надежность соединения, отсутствие разъединений после того, как соединение уже установлено),

  3. зона покрытия (площадь обслуживаемой территории, соответствие фактической зоны обслуживания зоне представленной на карте),

  4. сервисное обслуживание (отношение к клиентам, компетентность персонала, отсутствие очередей, трудностей с дозвоном в абонентскую службу),

  5. известность торговой марки.


Декомпозиция задачи в иерархию представлена на рисунке:

Цель – Оценка конкурентной позиции




К4 – сервисное обслуживание

К5 – известность торговой марки

К3- зона покрытия

К2- качество разговорного тракта

К1- гибкость тарифной политики позиции





Вымпелком


Мегафон

Т2

МТС

Рисунок 1 – Декомпозиция задачи в иерархию
Необходимо заметить, что каждый из перечисленных факторов имеет разную степень значимости. Соответственно, на первом этапе необходимо оценить значимость каждого из критериев с точки зрения членов экспертной группы.

Этап 1 – Определение значимости критериев
Таблица 1 - Шкала относительной важности

Интенсивность относительной важности

Определение

0

варианты не сравнимы

1

равная важность

3

умеренное превосходство одного над другим

5

существенное или сильное превосходство

7

значительное превосходство

9

очень сильное превосходство

2,4,6,8

промежуточные решения между двумя соседними суждения


Для оценки значимости используется шкала относительной важности (см. табл.1). Если степень значимости критерия К1 сильное превосходство значимость критерия К3, то в ячейке с адресом G4 ставим 5. Если бы значимость критерия K3 значительно превышала значимость критерия K1, то в клетке G4 была бы поставлена обратная оценка (1/4).

В матрице парных сравнений заполняется только верхний правый треугольник. В нижнем левом треугольнике вводятся расчетные формулы

Далее необходимо рассчитать собственный вектор матрицы (А) и вектор приоритетов (Х). Компоненты собственного вектора матрицы рассчитываются по формуле средней геометрической
, соответственно, в ячейку с адресом J4 необходимо ввести формулу =СРГЕОМ(E4:I4), а затем растянуть ее на весь диапазон ячеек J5:J8.

В итоговой строке данного столбца используется функция =СУММ(J4:J8)

Далее необходимо определить вектор локальных приоритетов, который и будет показывать значимость сравниваемых критериев с точки зрения данного эксперта. Компонента вектора приоритетов определяется как отношение компоненты собственного вектора матрицы к сумме значений его компонент. Соответственно, в ячейку К4 необходимо ввести формулу: =J4/$J$9, а затем растянуть ее на весь блок ячеек.

Далее необходимо определить вектор локальных приоритетов, который и будет показывать значимость сравниваемых критериев с точки зрения данного эксперта. Компонента вектора приоритетов определяется как отношение компоненты собственного вектора матрицы к сумме значений его компонент (см. формулу 5). Соответственно, в ячейку К4 необходимо ввести формулу: =J4/$J$9, а затем растянуть ее на весь блок ячеек.





Рис. 1- Оценка согласованности мнения экспертов

Поскольку ОС не превышает 20%, то результаты опроса эксперта 1 могут быть использованы в дальнейших расчетах. Аналогичным образом проводится опрос других экспертов и оценивается согласованность их мнений. Затем результаты опросов усредняются и формируется коллективное мнение членов экспертной группы (по формуле средней арифметической простой).



Рис. 2 – Определение общего мнения членов экспертной группы

Этап 2-6

Определение приоритетов компаний по критерию К1-К5

Для определения приоритетов компаний по критерию «гибкость тарифной политики» необходимо провести их парное сравнение и расставить оценки, заполняя только правый верхний треугольник матрицы.

Перед экспертом ставится вопрос: «Как Вы считаете, у какой компании Х или Y более гибкая тарифная политика? В какой степени (превосходство слабое, значительное, очень сильное)?»

Аналогичным образом заполняются матрицы для остальных экспертов и определяетcя обобщенная оценка членов экспертной группы. На 3,4, 5и 6 этапах проводятся аналогичные опросы экспертов по остальным критериям.



















Рис. 3 – Расчет локальных приоритетов


Рис. 4 – Определение общего мнения членов экспертной группы
Этап 7

На 7-ом этапе определяется глобальный приоритет рассматриваемых компаний по всем критериям с учетом их значимости.



Рис.5 – Расчет глобального приоритета
Для упрощения интерпретации результатов анализа построим лепестковую диаграмму сравнительного анализа и итоговую столбиковую диаграмму компонент вектора глобального приоритета.

Рис. 6 – Результаты оценки конкурентных позиций


Рис.7 – Значения компонент вектора глобального приоритета

Вывод

На основании полученных данных, компания “Теле 2” является лидером оказания услуг мобильной связи, а все остальные занимают среднее положение. Анализ результатов оценки конкурентных позиций с использованием метода анализа иерархий (МАИ), выявил слабые места у компании “ Теле 2”– это зона покрытия. Ближайший конкурент компании “Теле 2” это компания “МТС”, остальные же компании проигрывают по всем показателям.