Файл: Контрольная работа По дисциплине Организация производства и управление предприятиями Шашков В. А. Группа ист21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов
Контрольная работа
По дисциплине: Организация производства и управление предприятиями
Выполнил: Шашков В.А.
Группа: ИСТ-21
Вариант:
Проверил:
Новосибирск
2023 г.
Метод анализа иерархии предполагает поэтапное выполнение расчетов.
Приступая к оценке конкурентной позиции необходимо решить 2 задачи:
-
сформировать группу экспертов, -
разработать систему критериев, по которым будет выполняться анализ.
Количество экспертов примем равным 7 человекам. Это независимые квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере деятельности. Оценку будем выполнять по следующим критериям:
-
гибкость тарифной политики (т.е. возможность выбора наиболее подходящего тарифного плана, их разнообразие, а также уровень тарифов на предлагаемые услуги), -
качество разговорного тракта (слышимость, узнаваемость, разборчивость, надежность соединения, отсутствие разъединений после того, как соединение уже установлено), -
зона покрытия (площадь обслуживаемой территории, соответствие фактической зоны обслуживания зоне представленной на карте), -
сервисное обслуживание (отношение к клиентам, компетентность персонала, отсутствие очередей, трудностей с дозвоном в абонентскую службу), -
известность торговой марки.
Декомпозиция задачи в иерархию представлена на рисунке:
Цель – Оценка конкурентной позиции
К4 – сервисное обслуживание
К5 – известность торговой марки
К3- зона покрытия
К2- качество разговорного тракта
К1- гибкость тарифной политики позиции
Вымпелком
Мегафон
Т2
МТС
Рисунок 1 – Декомпозиция задачи в иерархию
Необходимо заметить, что каждый из перечисленных факторов имеет разную степень значимости. Соответственно, на первом этапе необходимо оценить значимость каждого из критериев с точки зрения членов экспертной группы.
Этап 1 – Определение значимости критериев
Таблица 1 - Шкала относительной важности
Интенсивность относительной важности | Определение |
0 | варианты не сравнимы |
1 | равная важность |
3 | умеренное превосходство одного над другим |
5 | существенное или сильное превосходство |
7 | значительное превосходство |
9 | очень сильное превосходство |
2,4,6,8 | промежуточные решения между двумя соседними суждения |
Для оценки значимости используется шкала относительной важности (см. табл.1). Если степень значимости критерия К1 сильное превосходство значимость критерия К3, то в ячейке с адресом G4 ставим 5. Если бы значимость критерия K3 значительно превышала значимость критерия K1, то в клетке G4 была бы поставлена обратная оценка (1/4).
В матрице парных сравнений заполняется только верхний правый треугольник. В нижнем левом треугольнике вводятся расчетные формулы
Далее необходимо рассчитать собственный вектор матрицы (А) и вектор приоритетов (Х). Компоненты собственного вектора матрицы рассчитываются по формуле средней геометрической
, соответственно, в ячейку с адресом J4 необходимо ввести формулу =СРГЕОМ(E4:I4), а затем растянуть ее на весь диапазон ячеек J5:J8.
В итоговой строке данного столбца используется функция =СУММ(J4:J8)
Далее необходимо определить вектор локальных приоритетов, который и будет показывать значимость сравниваемых критериев с точки зрения данного эксперта. Компонента вектора приоритетов определяется как отношение компоненты собственного вектора матрицы к сумме значений его компонент. Соответственно, в ячейку К4 необходимо ввести формулу: =J4/$J$9, а затем растянуть ее на весь блок ячеек.
Далее необходимо определить вектор локальных приоритетов, который и будет показывать значимость сравниваемых критериев с точки зрения данного эксперта. Компонента вектора приоритетов определяется как отношение компоненты собственного вектора матрицы к сумме значений его компонент (см. формулу 5). Соответственно, в ячейку К4 необходимо ввести формулу: =J4/$J$9, а затем растянуть ее на весь блок ячеек.
Рис. 1- Оценка согласованности мнения экспертов
Поскольку ОС не превышает 20%, то результаты опроса эксперта 1 могут быть использованы в дальнейших расчетах. Аналогичным образом проводится опрос других экспертов и оценивается согласованность их мнений. Затем результаты опросов усредняются и формируется коллективное мнение членов экспертной группы (по формуле средней арифметической простой).
Рис. 2 – Определение общего мнения членов экспертной группы
Этап 2-6
Определение приоритетов компаний по критерию К1-К5
Для определения приоритетов компаний по критерию «гибкость тарифной политики» необходимо провести их парное сравнение и расставить оценки, заполняя только правый верхний треугольник матрицы.
Перед экспертом ставится вопрос: «Как Вы считаете, у какой компании Х или Y более гибкая тарифная политика? В какой степени (превосходство слабое, значительное, очень сильное)?»
Аналогичным образом заполняются матрицы для остальных экспертов и определяетcя обобщенная оценка членов экспертной группы. На 3,4, 5и 6 этапах проводятся аналогичные опросы экспертов по остальным критериям.
Рис. 3 – Расчет локальных приоритетов
Рис. 4 – Определение общего мнения членов экспертной группы
Этап 7
На 7-ом этапе определяется глобальный приоритет рассматриваемых компаний по всем критериям с учетом их значимости.
Рис.5 – Расчет глобального приоритета
Для упрощения интерпретации результатов анализа построим лепестковую диаграмму сравнительного анализа и итоговую столбиковую диаграмму компонент вектора глобального приоритета.
Рис. 6 – Результаты оценки конкурентных позиций
Рис.7 – Значения компонент вектора глобального приоритета
Вывод
На основании полученных данных, компания “Теле 2” является лидером оказания услуг мобильной связи, а все остальные занимают среднее положение. Анализ результатов оценки конкурентных позиций с использованием метода анализа иерархий (МАИ), выявил слабые места у компании “ Теле 2”– это зона покрытия. Ближайший конкурент компании “Теле 2” это компания “МТС”, остальные же компании проигрывают по всем показателям.