Файл: Эффективность использования оборотных средств предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) улучшение материально-технического снабжения предприятия и снижение норм расхода и норм запасов материалов, топлива и т. п.;

2) сокращение длительности производственного цикла на основе совершенствования организации производства;

3) ускорение реализации готовой продукции;

4) ликвидация излишних и сверхнормативных запасов.

В зависимости от отрасли и сферы деятельности предприятия используют принципиально разные пути повышения эффективности использования оборотных средств.

Пути повышения эффективности использования оборотных средств





Сфера деятельности



Пути повышения эффективности использования оборотных средств



1

Производственные предприятия



На промышленных предприятиях с длительным производственным циклом велика доля незавершенного производства, поэтому для них целевым направлением является совершенствование технологического процесса для ускорения производственного цикла

2

Материалоемкое производство



Предприятия с материалоемким производством требуют значительных вложений капитала в производственные запасы, поэтому для них требуется привлечение дополнительных источников финансирования для пополнения оборотных средств, расширение складских площадей и т.п.

3

Добывающая промышленность



Предприятия добывающей промышленности имеют повышенную долю расходов будущих периодов, что ведет к необходимости учитывать это при разведке и организации добычи на месторождениях, что требует повышенных финансовых вложений

4

Производственные предприятия с быстрым циклом


Предприятия с коротким производственным циклом, имея большой удельных вес производственных запасов, должны повышать оборачиваемость оборотных активов за счет постоянного расширения сбыта своей продукции

5

Торговля

Предприятия торговли, не имея незавершенного производства и обладая значительными товарными запасами, основной упор делают на ускорение своего товарооборота и увеличение объемов продаж

6

Услуги

Предприятия сферы услуг не имеют незавершенного производства, не обладают значительными товарными запасами, должны стремиться к увеличению объемов оказываемых услуг, чтобы минимизировать продолжительность кругооборота оборотных средств

7

Обрабатывающая промышленность



Обрабатывающие предприятия с относительно коротким циклом, имея примерно равные пропорции сырья и готовой продукции, изыскивают резервы в оптимизации логистики, снабжения и сбыта


Проблема различной роли отдельных видов оборотных активов для предприятий разных отраслей затрудняет выработку единых методологических и прикладных подходов и выявление путей повышения эффективности использования оборотных средств.

Вместе с тем, еще одной проблемой в управлении оборотными активами выступает их несбалансированность в зависимости от потребностей предприятия и источников формирования оборотных средств. В совокупности, это ведет к замедлению их оборачиваемости и ухудшению положения на предприятии. Соответственно, решение данной проблемы сосредоточено в области ускорения оборачиваемости оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их формирования

Специфика повышения эффективности использования оборотных средств в торговле

Основные задачи розничных торговых предприятий:

1) определение ассортиментной политики и формирование товарного ассортимента;

2) организация процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров;

3) закупка товаров у производителей или оптовых компаний для последующей продажи населению;

4) обеспечение розничного товарооборота с помощью имеющейся материально-технической базы;

5) создание условий для совершения покупки и непосредственной реализации товаров покупателям;

6) управление оборачиваемостью товарных запасов в рамках своей торговой деятельности;

7) предотвращение нерационального использования товарных запасов и материально-технической базы в целях соблюдения условий для обеспечения розничного товарооборота.

В соответствии с этим основные пути повышения эффективности использования оборотных средств розничных торговых предприятий сосредоточены в области запасов товаров, предназначенных для перепродажи, поскольку они занимают основную долю в структуре оборотных активов предприятия.

Предприятия розничной торговли должны реализовывать меры по улучшению использования оборотных средств в рамках одного или нескольких направлений:

  • увеличение продаж товаров; оптимизация товарных запасов;

  • повышение технологий продаж товаров;

  • оптимизация ассортимента реализуемых товаров;

  • повышение эффективности эксплуатации материально-технической базы;

  • выработка оптимальной структуры товарных групп в структуре ассортимента;

  • оптимизация структуры источников финансирования оборотных средств.


Повышение эффективности эксплуатации материально-технической базы можно проследить на примере крупных торговых предприятий, которые добились повышения эффективности использования своих оборотных средств. Для торговых предприятий основу материально-технической базы составляет торговая площадь и торговое оборудование. За счет эффекта масштаба розничного товарооборота, крупные торговые компании обладают значительными торговыми площадями. За последние 3 года средний размер торговой площади снижается за счет использования возможностей повышения эффективности товарооборота. Вместе с тем, крупные компании постоянно вводят новые площади в компактных магазинах, что ведет к повышению оборачиваемости оборотных активов.

Типовая проблема у торговых предприятий: недостаточная рентабельность оборотных активов и скорость оборота товарных запасов ниже ожидаемого уровня негативно сказывается на финансовых результатах торговых предприятий. Типовое решение: Оптимизация товарных запасов и ассортимента с целью повышения оборачиваемости оборотных средств за счет учета актуальных изменений в структуре спроса населения. В рамках управления оборотными средствами ключевым моментом для розничных торговых предприятий является формирование такой структуры оборотных средств и источников их финансирования, которая позволит поддерживать оборачиваемость оборотных активов на достаточно высоком уровне, тогда экономическая выгода от использования заемных средств будет повышаться с ростом оборачиваемости оборотных активов. В такой ситуации торговые предприятия могут увеличить долю заемного капитала для финансирования потребности в оборотных активах.

В то же время основное внимание розничные торговые предприятия должны уделять ускорению оборачиваемости товарных запасов и повышению объемов реализации потребительских товаров. Следовательно, можно сделать объективный вывод, что основные факторы увеличения продаж товаров в розничных торговых предприятиях связаны с их внутренними возможностями. При этом современные условия экономической деятельности розничных торговых предприятий обуславливают тот факт, что специфика увеличения продаж товаров определяется необходимостью обеспечения розничного товарооборота и его максимально возможного роста исходя из имеющихся в распоряжении торговых предприятий материально-технических и финансовых ресурсов. Таким образом, ключевым фактором является повышение интенсивности розничного товарооборота. В этой связи, в первую очередь, следует выделить факторы, определяющие динамику развития розничного товарооборота на предприятиях торговли.


Пути повышения эффективности использования оборотных средств в торговых предприятиях

Выявленные в результате такой оценки резервы следует использовать для ускорения оборачиваемости оборотных средств за счет увеличения розничного товарооборота и повышения объемов продаж товаров в торговом предприятии.

Набольшее значение для улучшения использования оборотных средств имеют такие пути, как расширение материально-технической базой торговли в результате более широкого применения холодильных установок, фасовочных машин, автоматов по продаже отдельных товаров, механизации доставки товаров на рабочее место продавца и т.д.

Кроме того, рациональный подход к увеличению продаж товаров и ускорению оборачиваемости товарных запасов на розничных торговых предприятиях связан с реализацией мер, направленных на интенсификацию розничного товарооборота, в результате их осуществления происходит также высвобождение оборотных средств.

Список использованных источников.

  1. Экономика'>Экономика предприятия (организации, фирмы) [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») и экономическим специальностям / [О. В. Девяткин [и др.] ; под ред.: О. В. Девяткина, А. В. Быстрова ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 777 с. http://znanium.com/go.php?id=989796

  2. Экономика фирмы (организации, предприятия) [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров менеджмента и бакалавров экономики / [О. В. Антонова [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк, Б. Н. Чернышева. - 2-е изд. - Москва : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. - 296 с. http://znanium.com/go.php?id=992047

  3. Волков, О. И. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 264 с. http://znanium.com/go.php?id=930175

  4. Паламарчук, А. С. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и другим экономическим специальностям / А. С. Паламарчук. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 458 с. http://znanium.com/go.php?id=929666

  5. Экономика предприятий: инструментарий анализа [Текст] : учебное пособие / [Т. С. Орлова [и др.] ; под общ. ред. В. Ж. Дубровского, Т. С. Орловой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2017. - 281 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/17/p489547.pdf 50экз.

  6. Маевская, Е. Б. Экономика организации [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / Е. Б. Маевская. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 351 с. http://znanium.com/go.php?id=925878

  7. Голов, Р. С. Организация производства, экономика и управление в промышленности [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (уровень бакалавриата) / Р. С. Голов [и др.]. - Москва : Дашков и К°, 2017. - 858 с. http://znanium.com/go.php?id=935837

  8. Грибов, В. Д. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : Учебник. Практикум : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Менедмжент", уровень - бакалавр / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : КУРС: ИНФРА-М, 2017. - 448 с. http://znanium.com/go.php?id=555332

  9. Жиделева, В. В. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 133 с. http://znanium.com/go.php?id=560886

  10. Розанова, Надежда Михайловна. Экономика фирмы [Текст] : учебник для академического бакалавриата : для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям : [в 2 ч.]. Ч. 1 : Фирма как основной субъект экономики. - Москва : Юрайт, 2017. - 187 с. 3экз.

  11. Федорович, В. О. Экономика организаций [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060400 "Финансы и кредит" / В. О. Федорович, Н. В. Конципко ; под общ. ред. В. О. Федоровича. - Москва : Проспект, 2017. - 240 с. 3экз.

  12. Экономика и организация производства [Электронный ресурс] : учебник : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" (квалификация (степень) «бакалавр») / В. И. Алешникова [и др.] ; под ред.: Ю. И. Трещевского, Ю. В. Вертаковой, Л. П. Пидоймо. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 381 с. http://znanium.com/go.php?id=527645


Задача 1. Определить изменение показателей использования оборотных средств.

Исходные данные:

Средние остатки оборотных средств в базовом году - 1,6 млн. руб.

Средние остатки оборотных средств в отчетном году - 2,1 млн. руб.

Выпуск продукции

Изделия

Количество, тыс. шт.

Цена, руб.

Рентабельность продукции, %

базовый

отчетный

базовый

отчетный

А

150

200

200

210

20

Б

100

200

135

140

15

В

200

200

100

150

17

Решение:

1. Коэффициент оборачиваемости находится по формуле:



где РП – объем реализованной продукции.

СО – средний остаток оборотных средств.

РП =150*200+100*135+200*100=63500 тыс.руб.

РП =200*210+200*140+200*150=100000 тыс.руб.





Задача 2.

Определить

1). Критическую цену реализации товара «А»;

2). Цену реализации товара «А», если фирма желает получить прибыль в сумме 100 тыс. ден. ед. при существующем объеме продаж.

Исходные данные: Объем реализации – 4000 шт. изделий. Постоянные расходы – 25 ден. ед. на 1 изделие, переменные расходы – 175 ден. ед. на 1 изделие.

Решение:

1. Критической ценой реализации изделия можно назвать такую цену, при которой после реализации изделия фирма не получает ни прибыли, ни убытка, т.е. цена изделия складывается лишь из затрат на его изготовление. Таким образом критической ценой товара "А" будет являться его себестоимость, т.е. сумма переменных и постоянных затрат:

P = AVC + AFC

Где:

AFC – удельные переменные расходы;

AVC –удельные переменные затраты.

175 + 25 = 200 ден. ед. - критическая цена товара "А";

2. В том случае, если фирма желает получить прибыль в размере 100 тыс.ден.ед., при определении цены к себестоимости изделия необходимо прибавить сумму прибыли, поделенную на количество изделий - 4000 шт. по условию задачи: