Файл: Урока I. Повторение темы Строение текста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Повторение изученного. Строение текста. Стили речи

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников о признаках и строении текста, о типах речи, о видах и способах связи в тексте, о стилях речи, развивать навыки лингвистического анализа.

Ход урока

I. Повторение темы «Строение текста»

— Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение.)

— Назовите характерные признаки типов речи. (Описание запечатлевает, описывает отдельные элементы, признаки окружающего мира (людей, предметов, явлений). Повествование описывает события в определенной последовательности, показывает мир в действии, в развитии. Рассуждение утверждает или отрицает какое-либо явление, понятие, факт, показывает развитие мысли: тезис (высказывание какой-либо мысли) подтверждается или опровергается аргументами (доводами), после чего делается вывод, подводится итог. Довольно часто в текстах встречаются сочетания этих типов речи.)

— Какие виды связи предложений вы знаете? (Цепная и параллельная.)

— Чем отличаются эти виды связи? (При цепной связи предложение связывается с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора (повторяется какое-либо слово), замены слова синонимом, местоимением. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются с помощью одинакового порядка слов, антонимов, одинакового начала предложения, одинаковой цели высказывания.)

— Что такое стили речи? (Разновидности языка, имеющие особенности в лексике и грамматике, свою сферу употребления.)

— Перечислите стили речи. (Разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный.)

4. Объяснение темы:

Итак, теперь о каждом стиле подробнее, чтобы определить стиль, нужно ответить на 4 вопроса, обратите внимание на доску:


С кем? Где?

Зачем? О чём? Говорим
Для того, чтобы охарактеризовать каждый стиль, мы с вами сделаем таблицу, прошу вас перерисовать её себе в тетрадь. (таблица на доске)

Итак, начнём мы с официально-делового стиля (П):

Основная функция делового стиля- точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

(П)В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Теперь, давайте запишем данные в таблицу (с.м. приложение 1)

Переходим к характеристике научного стиля (П):

Научный стиль - разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля- доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

(П)Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Теперь, давайте запишем данные в таблицу (с.м. приложение 1)

Переходим к характеристике публицистического стиля (П):
Публицистический стиль используется в газетах, журналах(то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля- функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится

сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

(П)Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;разговорная: молодчик, шумиха; термины: .атмосфера, деликатничать...Часто используются иноязычные слова: шоу- спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Теперь, давайте запишем данные в таблицу (с.м. приложение 1)

Переходим к характеристике разговорного стиля (П):
Основная функция разговорного стиля- общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей ,знакомых, в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

(П)К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету «разг.»В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая- столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши»-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький..
Теперь, давайте запишем данные в таблицу (с.м. приложение 1)

Переходим к характеристике художественного стиля литературы (П):
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля- воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-
либо.

(П)Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Теперь, давайте запишем данные в таблицу (с.м. приложение 1

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
5. Фронтальный опрос:

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

-Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

-Передача научной информации, термины (научный)

-Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

-Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

-Художественная литература (художественный)

6. ТЕСТ

Тест позволит нам быстро проверить, как вы умеете определять стили речи. I часть теста - ответы на 5 теоретических вопросов (см.тест) II часть- практическое определение стилей речи.
Проверка теста: 1-3, 2-4, 3-5, 4-2, 5-3, практика: 1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4, 6-5, 7-3.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Подсчитайте свой результат и поставьте внизу оценку.





4.Разговорный

2.Научный

1.Официально-

деловой

3.Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги


Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях


Художественная литература


Особен-ности


Преобладание разговорной и просторе-чной лексики; интонация, мимика, жесты.

Неполные предложения: да, ага, нет, угу


Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств.

Усложненные конструкции в предложении.


Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность,

Официальность.

Усложненные конструкции в предложении.


Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Различные предложения по цели высказывания (вопросительные, побудительные и т.д.)

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей


Выполнение практического задания:

Определите, в каких стилях речи употребляются слова и выражения-синонимы.

1. а) устранить возгорание; б) потушить пожар; в) победить в битве с огнём.

2. а) дрыхнуть; б) быть в объятиях Морфея; в) находиться в состоянии сна.

3. а) встреча; б) стрелка; в) саммит.

(Ответ. 1. а) официально-деловой; б) разговорный, нейтральный; в) художественный (публицистический).

2. а) разговорный, просторечный; б) художественный; в) официально-деловой.

3. а) художественный, разговорный, нейтральный; б) разговорный, сленг; в) публицистический (официально-деловой).)