Файл: Грамматические разборы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памятка

для подготовки к ВПР по русскому языку, 5класс

ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

(1) ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Примеры

тёплый — 2 слога

[т'оплый`]

т [т'] — согласный, глухой, мягкий;

ё [о́] — гласный, ударный;

п [п] — согласный, глухой, твёрдый;

л [л] — согласный, звонкий, твёрдый;

ы [ы] — гласный, безударный;

й [й`] — согласный, звонкий, мягкий

    6 букв, 6 звуков


ночь — 1 слог

[но́ч']

н [н] — согласный, звонкий, твёрдый;

о [о́] — гласный, ударный;

ч [ч'] — согласный, глухой, мягкий

ь [-] — звука не обозначает

    4 буквы, 3 звука


НУЖНО ЗАПОМНИТЬ

Гласные звуки

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

[а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Парные:

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж]

Непарные: слово-подсказка лимонарий

[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й']

Парные:

[п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш]

Непарные:

[х], [х'], [ц], [ч'], [щ']

Из них всегда мягкие - [й], [ч], [щ], всегда твёрдые - [ж] , [ш], [ц]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ([й'э], [й'о], [й'у], [й'а]):

1) в начале слова (еда [й'эда], ёлка [й'олка], юла [й'ула], яма [й'ама])

2) после гласных (играет [играй'ит], поёт [пай'от], поют [пай'ут], маяк [май'ак])

3) после разделительных Ь, Ъ (семье [с'им'й'э], подъезд [падй'эст])

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук ([э], [о], [у], [а]).

(2) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

План разбора

1. Найди в слове окончание:измени слово по числам, по падежам или по лицам
;

2. Выдели основу: слово без окончания;

3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.

(3) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

План разбора

Часть речи, общее грамматическое значение.

I. Начальная форма.

II.Постоянные/непостоянные морфологические признаки:

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является в данном предложении).

Часть речи

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Постоянные морфологические признаки

Синтаксическая роль

Существительное, обозначает предмет

Кто?

Что?

Одушевлённое/неодушевлённое

Собственное/нарицательное

Род

Склонение

Падеж

Число

Подлежащее

Дополнение

Обстоятельство

Прилагательное, обозначает признак предмета

Какой?

Чей?

-

Падеж

Число

Род

(только в ед.ч.)

Определение

Глагол, обозначает действие предмета

Что делать?

Что сделать?

Вид (несовершенный/совершенный)

Спряжение

Время

Число

Лицо (только в наст. и буд. вр.)

Род (только в прош. вр., ед.ч.)

Сказуемое



Существительное

Прилагательное

Глагол

(Что?) тишину — имя существительное, обозначает предмет.

I. Начальная форма — тишина.

II. Пост. пр.: нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род; непост. пр.: в единственном числе, в винительном падеже.

III. Слушаем (что?) тишину (дополнение)

(Какие?) большие — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

I. Начальная форма — большой.

II. Непост. пр.: во множественном числе, в именительном падеже.

III. Деревья (какие?) большие

(определение)


(Что делаю?) слушаю — глагол, обозначает действие предмета.

I. Начальная форма — слушать.

II. Пост. пр.: несоверш. вид, I-е спряжение; непост. пр.: в настоящем времени, в единственном числе, в 1-м лице.

III. Я (что делаю?) слушаю (сказуемое)


Образцы разбора

(4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

План разбора

  1. По цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное;

  2. По интонации: восклицательное или невосклицательное;

  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное;

  4. Распространённое (есть второстепенные члены) или нераспространённое;

  5. Осложнено (вводные слова, обращение или однородные члены) или не осложнено.

Образец разбора

Водаподхватитлёгкоесудёнышко и понесёт. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

Водаподхватитлёгкоесудёнышко. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено).

ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ

А

алфавИт,

алфавИтный

М

магазИн

молодЁжь


У

углубИть,

углубИт,
упростИть,

упростИт

убралА

Б

бЫть, былА, бЫло;

нЕ был, не былА

баловАть, баловАться, балУется

бАнты,

Н

начАть, нАчал, началА, нАчали
начАться, началсЯ, началАсь

на дОску

насорИт

Ф

фарфОр

фОрзац

В

ворОта
вЫздороветь

вЕрба

взялА, взялАсь, взялсЯ

вручАт, вручИт

включИт, включИшь

водопровОД

О

откУпорит

ободрИТ

облегчИТ

отозвалАсь

Ц

цепОчка

цемЕнт

Д

дать, далА, дАли; нЕ дал
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг

дремОта

договОр

дождалАсь


П

партЕр

плодоносИт

процЕнт

повторИт, повторИшь

пОнял, понялА, пОняли

положИть, положИла, положИл, положУ, положИшь

полилА

перезвонИТ, позвонИТ

повторИт, повторИм

Ч

чЕрпать

Ж

жИть, жилА,

жИло, жИли;

нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили

жалюзИ

Р

расположИть

руководИть

Ш

шАрф, шАрфы

З

звонИть,

звонИшь,

звонИт



С

срЕдства

сантимЕтр
свЁкла
создАть, сОздал, создалА
столЯр

сИлос

Щ

щавЕль

К

каталОГ

клАла, крАлась

квартАл

киломЕтр

каучУк

крАны, кедрОвый

красИвее, красИвейший

Т

тОрт,

тОрты

танцОвщица













Часть речи

Вопросы

Примеры

1.

Имя существительное

Кто? Что?

Человек, школа

2.

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Деревянный, птичий

3.

Имя числительное

Сколько? Который?

Двадцать, первый

4.

Местоимение

Вопросы имён

Я, ты, мой

5.

Глагол

Что делать? Что сделать?

Читать, прочитать

6.

Наречие

Как? Когда? Где? и т.д.

Громко, вчера, впереди

Служебные части речи




Часть речи

Примеры

1.

Предлог

в, на, под, за, перед, из, из-за, из-под

2.

Союз

и, да, но

3.

Частица

пусть, неужели, разве, не, ни

Образец выполнения задания

пр.

сущ.

сущ.

гл.

прил.

сущ.

союз

прил.

сущ.

На

стекле

мороз

нарисовал

мохнатую

ёлочку

и

забавного

зайца.



В предложении нет местоимения, числительного, наречия, частицы.

ЗАДАНИЕ 5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Предложение

Схема

«Мы уезжаем завтра утром», — сказал отец.

«П», — а.

«Иди за мной!» — крикнул Саша.

«П!» — а.

«Сходим в кино?» — предложил он.

«П?» — а.

Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание».

А: «П».

Он поинтересовался: «Сколько это стоит?»

А: «П?»

Она воскликнула: «Красота!»

А: «П!»

ЗАДАНИЕ 6. ОБРАЩЕНИЕ

Образец выполнения задания

Рас­ска­жи­те мне, ре­бя­та, всё по по­ряд­ку. (Обращение)

ЗАДАНИЕ 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Образец выполнения задания

Пошёл дождь, и озеро по­кры­лось пу­зы­ря­ми от ка­пель. (Сложное предложение/две грамматические