Файл: Определение психологии как науки. Объект (психика) и предмет психологии, задачи, структура психологии (отрасли), ее эмблема, источники изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Определение психологии как науки. Объект (психика) и предмет психологии, задачи, структура психологии (отрасли), ее эмблема, источники изучения.

Психология - наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных её формах, в т. ч. сознания как специфически человеческой формы психики.(изучает факты, закономерности и механизмы психики)

Психика - это особое свойство живой высокоорганизованной материи, которое заключается

- в активном отражении субъектом окружающего мира;

- в создании субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира;

- в регуляции на этой основе поведения и деятельности

Предмет общей психологии – факты, механизмы и закономерности психики  Предмет возрастной психологии – динамика развития психики в онтогенезе  Предмет специальной психологии – динамика аномального развития

Структура психологии

 Общая психология  Возрастная психология  Педагогическая психология  Социальная психология  Медицинская психология  Юридическая психология  Специальная психология

 Парапсихология  Психофизиология  Психология спорта  Военная психология и др.

Источники изучения психологии

Учебная и учебно-методическая литература Научные труды психологов Психологические словари Периодические издания Научно-популярная литература Литература о психологах

  1. Этапы, принципы и методы психологического исследования.

Принципы психологического исследования

1. Принцип научности

2. Принцип учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей

3. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма

4. Принцип детерминизма

5. Принцип единства сознания и деятельности

6. Принцип комплексности, системности и систематичности

7. Принцип объективности

Этапы психологического исследования

1. Подготовительный

2. Сбор фактического материала

3. Качественный и количественный анализ полученных данных

4. Интерпретация полученных результатов

Классификация методов исследования (по Б.Г. Ананьеву)

I. Организационные

1. Метод поперечных срезов

2. Сравнительный:

- сравнительно-онтогенетический

- сравнительно-паталогический


- сравнительно-педагогический

- сравнительно-социальный

- гендерный подход

3. Лонгитюдный метод

4. Комплексный метод

5. Пилотажное исследование («зондаж»)

II. Эмпирические методы

1. Экспериментальные (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент)

1879 г. – открытие первой психологической лаборатории в г. Лейпциг (Вильгельм Вундт)

1910 г. – открытие естественного эксперимента (Александр Федорович Лазурский)

2. Неэкспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности)

3. Психодиагностические (тестирование)

III. Методы обработки данных (количественный. Качественный, статистический анализ)

IV. Интерпретационные методы (генетические и структурные)

  1. Ощущения, их физиологическая основа (деятельность анализатора), виды, закономерности, свойства

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.

Физиологическая основа (анализатор) – нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор( анатомо-физиологический аппарат для приёма воздействий раздражителей из внешней и внутренней среды и для переработки их в ощущения)

Виды ощущений

Аристотель(вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные, зрительные)

Ч. Шеррингтон по характеру отражения и по расположению

1.интерорецептивные(внутри). 2)экстерорецептивные(на поверхности кожи) контактные и дистантные. 3) проприоцнптивные (регуляция движений в мышцах суставах…)

Закономерности

1. Пороги и чувствительность (нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, разностный порог)

 2. Адаптация  3. Взаимодействие ощущенийь 1) сенсибилизация  2) синестезия

 4. Компенсация  5. Инерция ощущений

Свойства ощущений

-модальность (качество)

-интенсивность

-длительность (интервал времени в теч которого ощущ возник действ и пропадает)

-пространственное расположение раздражителя (можно определить где раздр-ль)

4. Восприятие, его виды, закономерности (апперцепция), свойства. Иллюзии восприятия.

Восприятие (перцепция) - психический познавательный процесс, который заключается в отражении предметов и явлений действительности в целом (в совокупности их свойств), непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств (анализаторы).



Виды

По ведущему анализатору (ВООСЗ кинестетические)

По форме существ материи ( воспр пространства времени движения)

По форме псих актив ( преднамер непреднам)

По структуре (симультанное сукцессивное)

Свойства

Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность обобщённость, избирательность.

АППЕРЦЕПЦИЯ – закономерность субъективного восприятия  Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от содержания психической жизни, от профессии, от особенностей его личности, от настроения и т.д.

Иллюзия - искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию.

5. Общая характеристика памяти, ее виды, закономерности (законы), процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание), критерии оценки памяти

Психический познавательный процесс, который заключается в отражении прошлого опыта, т.е. того, что было ранее воспринято. Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение материала.

Виды

По психической активности: двигательная; образная; эмоциональная; словесно-логическая. По характеру связи: непроизвольная; произвольная. По продолжительности хранения: кратковременная; долговременная; оперативная; генетическая, иконическая(мгнов

Закономерности и законы

Закон интереса - Интересное запоминается легче

Закон края - Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

закон установки - Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия =Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Эффект зейгарник – запоминание незавершенных действий

Закон мотивированного забывания – плохое спец забыв

Точность воспроизведения событий и уверенность в его точности не всегда совпадают

Закон обр хода памяти (з Рибо) у пожилых

фикс объём памяти 7 +-2

Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда -Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Повторения – легче запомнить то, что повт неск раз

Закон контекста -При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.


Осмысления – если осмысливать инф, то легче

Процессы

запоминание;(запечатление, запоминание, заучивание)

сохранение; (сохранение, забывание)

воспроизведение; (Узнавание —Собственно воспроизведение –Припоминание –Реминисценция)

забывание.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАМЯТИ

6. Общая характеристика мышления, его виды, процессы (мыслительные операции), логические формы (понятие, суждение, умозаключение), индивидуальные особенности (качества ума).

Мышление – наиболее обобщённая и опосредственная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления

По форме – наглядно-дейст, наглядно-образ, абстрактно-логич

По хар-ру решаемых задач – теоретич, практич

По степени развёрнутости – дискурсивное, интуитивное

По степени новизны и оригинальности – репродуктивное, творческое

Процессы – анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение

Логич формы –

Понятие-форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов

Суждение- форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями; утверждение или отрицание чего-либо

Умозаключение – фм, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод (индуктивное, дедактивное, по аналогии)

Качества ума (самостоятельность мышления, критичность мышления, глубина мысли, гибкость мысли, пытливость мысли)

7.Воображение, его функции, виды, процессы (способы создания новых образов).

Воображение - психический познавательный процесс, который заключается в отражении будущего, т.е. в создании новых образов на основе ранее воспринятых (на основе уже имеющихся представлений). - Результат воображения – представления. - Деятельность, связанная с воображением – ИМАЖИНАТИВНАЯ.

Функции

Прагматическая, познавательная, психодиагностическая, психотерапевтическая

Виды

По степени волев усилий – преднамеренное и непреднамеренное

По степ активности – активное, пассивное

Процессы

Гиперполизация(увеличение или уменьшение объекта и его частей) типизация (выделение повторяющегося и существенного в однородных проявлениях) заострение агглюцинация(создание нового образа из частей др)
схематизация (сглаживание различий между объектами и выявление их сходств)

8.Общая характеристика внимания, его физиологическая основа, виды и свойства (УКРОП).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других

Физиологическая основа

Сеченов (внимание имеет рефлекторный характер) Павлов (вниание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса) Ухтомский (возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, кот приобретают доминирующий хар-р)

Виды и свойства

Виды (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное)

Свойства (Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно неск объектов; Объём – кол-во объектов, кот могут быть охвачены вниманием одновременно; Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на др)

9.Язык и речь. Формы языка (вербальная, невербальная). Виды, функции, свойства речи. Нарушения речи.

Речь – процесс общения людей посредством языка; часто рассм как особый вид деят-ти)

Язык – сис-ма словесных знаков, опосредствующих псих деят-ть, а также ср-во общения, реализуемое в речи.

Формы языка

Вербально — это слово происходит от латинского «verbalis», что означает словесно. Т.е. общение в этом случае происходит с помощью слов. Вербальное общение бывает трех типов: Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи). Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей). Невербально — другие виды общения, кроме словесных.

Виды, функции, св-ва речи

Св-ва (содержательность, понятность, выразительность, действенность)

Виды ( внеш: письм, устная (диа, моно), аффективная; внутр)

Функции (в общ: коммуникация, экспрессия; в мышлении: сигнализация, обобщение)

Нарушения (афазии)

Динамич афазия (нарушение спос-ти говорить фразами); эфферентная моторная афазия (распад структуры высказывания), афферентная мотор аф (наруш членоразд. Реч артикуляций), оптико-мнемонич афазия (затр в наз предметов), акустико-мнемостич аф (наруш понимания речи, при письме под дикт), семантич афазия (плохо поним семантич отношений м/ду словами), сенсорная афазия (нар звук составом и знач слова)