Файл: Рабочая программа учебного предмета литература 20202021 учебный год Учитель Гаргаполова Лариса Александровна Класс 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Повторение
Список произведений для заучивания наизусть.
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно…». «Родина». «Молитва».
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1 по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» ( 1по выбору)
В.В. Маяковский. "Послушайте!"
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (1 по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (1 по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (1 по выбору).
А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Виды деятельности // Формы контроля | Планируемый результат | |||||||||
По плану | По факту | Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||||||
1 | | | Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Вводный | Лекция учителя. Составление плана. Сопоставление разных видов искусств. // Отчет по летнему чтению. | Формирование у обучающихся «стартовой» мотивации к обучению, самосовершенствованию. | Знать термины : тема, идея произведения, вечные темы, пафос Понимать роль литературы в духовной жизни человека; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание, пересказывать эпизоды из прочитанных летом книг | Познавательные УУД: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, сопоставлять, устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | ||||||
| | | | Древнерусская литература ─ 2+1 = 3 ч. | | ||||||||||
2 | | | Древнерусская литература: периодизация, богатство жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Чтение статьи учебника. Составление таблицы. Просмотр презентации. Чтение текста произведения. // Ответы на вопросы по пониманию текста | Формирование у обучающихся целостного представления об историческом прошлом Руси. | Знать: Жанры и периоды древнерусской литературы; особенности «Слова…» Уметь находить образные средства языка в «Слове …»; определять композицию произведенияя | Познавательные УУД: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, преобразовывать прочитанный текст в таблицу Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, | ||||||
3 | | | «Слово…» как высокохудожественное и патриотическое произведение. Образная система, пейзаж, влияние фольклора. | 1 | Урок усвоения и расширения знаний. Практикум | Работа с языком произведения. Словарная работа. Определение темы, идеи, особенностей жанр произведения. Образ князей и автора. Работа с иллюстративным материалом. // Составление плана произведения. | Формирование познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны | Знать специфику жанра, систему образов; Понимать значение "Слова..." в развитии русской литературы Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям. | Познавательные УУД: учиться устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и речью Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. | ||||||
4 | | | Входная диагностика | 1 | Урок контроль | Тест повторение за 8 класс | | | | ||||||
| | | | Русская литература XVIII века 7+1+1 = 9 ч. | | ||||||||||
5 | | | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Просмотр презентации и слушание лекции учителя. Запись в тетради основных положений лекции.Чтение статьи учебника; // составление тезисного плана | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | Знать особенности классицизма как литературного направления. Понимать цели и задачи литературы XVIIIвека; гражданский, дидактический, сатирический пафос литературы XVIIIвека, Умение составлять конспект | Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Коммуникативные УУД: уметь строить речь, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные УУД: уметь слушать, выбирать и записывать главное. | ||||||
6 | | | М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве…». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Работа по сценарию урока из МЭШ. Просмотр презентации. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение статьи учебника. Работа по содержанию текстов произведения. Словарная работа. Образ автора в произведении. // Выразительное чтение Письменный ответ на вопрос: "Каков лирический герой стихотворения?" | Формирование спектра этических чувств, чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое Родины | Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии; знать оду как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях» Уметь находить признаки высокого стиля в произведении | Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной, монологической контекстной речью. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. | ||||||
7 | | | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Просмотр презентации. Чтение произведения. Определение особенностей жанра оды, определение тематики произведения, выявление по тексту основных мыслей автора. // Выразительное чтение наизусть | Формирование гражданской позиции школьника на основе прочитанного текста | Знать, что такое риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях.Понимать идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения. Уметь анализировать стихотворное произ-е с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции. | Познавательные УУД: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | ||||||
8 | | | Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний. | Просмотр презентации (Инфоурок). Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение произведения. Работа с текстом, нахождение доказательств высокого слога. Анализ оды, ответ на проблемный вопрос. // Выразительное чтение наизусть (на следующем уроке) | Формирование внутренней позиции школьника на основе мыслей и чувств лирического героя | Знать характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды); факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. Уметь выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворное произв-е с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи | Познавательные УУД: уметь пользоваться ознакомительным и просмотровым видами чтения Коммуникативные УУД: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные УУД: уметь выделять и формулировать познавательную цель. | ||||||
9 | | | Вн. чтен. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Урок внеклас-сного чтение | Выразительное чтение стихотворения «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. // Монологическое высказывание "Как Державин оценивает своё творчество?" | Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный выбор. | Знать термины: пафос, высокий слог, «забавный русский слог» Державина Понимать философский смысл стихотворений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в раскрытии идеи произведений. Уметь воспринимать и анализировать произведение; проводить сравнительный анализ стихотворений | Познавательные УУД: формировать в себе навыки исследовательской деятельности Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. | ||||||
10 | | | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. Знакомство с повестью «Бедная Лиза». | 1 | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Просмотр презентации. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Знакомство с историей создания пр-я . Запись основных положений сентиментализма в русской литературе. Чтение и анализ стихотворения "Осень". Чтения начала произведения "Бедная Лиза". // Доказательное определение стиля по началу пр-я. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | Знать понятие сентиментализм и его особенности; Понимать: сентименталистскую направленность произведения; значение повести и всего творчества Н.М. Карамзина для развития русской литературы. Уметь давать характеристику образам главных героев; формулировать авторскую позицию. | Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные УУД: уметь строить речь, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. | ||||||
11 | | | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков анализа Практикум | Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», // отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. | Знать новые черты русской литературы; знание текста; понимать проблематику произ-я, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»; Уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, анализировать и делать выводы. | Познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт |
Познавательные УУД: уметь пользоваться изучающим видом чтения.
Коммуникативные УУД: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.
Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям.
Знать способы создания психологического портрета.
Понимать художественное своеобразие повести, в чем состоит трагедия главного героя.
Уметь сопоставлять эпизоды романа и давать характеристику героям; объяснять события с т.зр. разных персонажей.