Файл: Рабочая программа учебного предмета литература 20202021 учебный год Учитель Гаргаполова Лариса Александровна Класс 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Повторение

Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно…». «Родина». «Молитва».

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1 по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» ( 1по выбору)

В.В. Маяковский. "Послушайте!"

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (1 по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (1 по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (1 по выбору).

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол.

час.

Тип урока

Виды деятельности // Формы контроля

Планируемый результат

По плану

По факту

Личностные

Предметные

Метапредметные

1







Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Вводный

Лекция учителя. Составление плана. Сопоставление разных видов искусств. //

Отчет по летнему чтению.


Формирование у обучающихся «стартовой» мотивации к обучению, самосовершенствованию.

Знать термины : тема, идея произведения, вечные темы, пафос

Понимать роль литературы в духовной жизни человека; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание, пересказывать эпизоды из прочитанных летом книг

Познавательные УУД: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, сопоставлять, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.













Древнерусская литература ─ 2+1 = 3 ч.




2







Древнерусская литература: периодизация, богатство жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение статьи учебника. Составление таблицы.

Просмотр презентации. Чтение текста произведения. // Ответы на вопросы по пониманию текста

Формирование у обучающихся целостного представления об историческом прошлом Руси.

Знать: Жанры и периоды древнерусской литературы; особенности «Слова…»

Уметь находить образные средства языка в

«Слове …»; определять композицию произведенияя

Познавательные УУД: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, преобразовывать прочитанный текст в таблицу

Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий,

3







«Слово…» как высокохудожественное и патриотическое произведение. Образная система, пейзаж, влияние фольклора.

1

Урок усвоения и расширения знаний.

Практикум

Работа с языком произведения. Словарная работа. Определение темы, идеи, особенностей жанр произведения. Образ князей и автора. Работа с иллюстративным материалом. // Составление плана произведения.

Формирование познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны

Знать специфику жанра, систему образов; Понимать значение "Слова..." в развитии русской литературы

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям.

Познавательные УУД: учиться устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и речью

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

4







Входная диагностика

1

Урок контроль


Тест повторение за 8 класс






















Русская литература XVIII века 7+1+1 = 9 ч.




5







Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Просмотр презентации и слушание лекции учителя. Запись в тетради основных положений лекции.Чтение статьи учебника; // составление тезисного плана

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.

Знать особенности классицизма как литературного направления. Понимать цели и задачи литературы XVIIIвека; гражданский, дидактиче­ский, сатирический пафос литературы XVIIIвека,

Умение составлять конспект

Познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Коммуникативные УУД: уметь строить речь, используя изученную терминологию и полученные знания.

Регулятивные УУД: уметь слушать, выбирать и записывать главное.

6







М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве…». Особенности содержания и формы произведения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Работа по сценарию урока из МЭШ. Просмотр презентации. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение статьи учебника. Работа по содержанию текстов произведения. Словарная работа. Образ автора в произведении. //

Выразительное чтение

Письменный ответ на вопрос: "Каков лирический герой стихотворения?"

Формирование спектра этических чувств, чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое Родины

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии; знать оду как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

Уметь находить признаки высокого стиля в произведении

Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной, монологической контекстной речью.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

7







М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Просмотр презентации. Чтение произведения. Определение особенностей жанра оды, определение тематики произведения, выявление по тексту основных мыслей автора. //

Выразительное чтение наизусть


Формирование гражданской позиции школьника на основе прочитанного текста

Знать, что такое риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях.Понимать идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.

Уметь анализировать стихотворное произ-е с точки зрения его принадлежности к классицизму, его жанра, темы, идеи, композиции.

Познавательные УУД: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

8







Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Просмотр презентации (Инфоурок). Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Чтение произведения. Работа с текстом, нахождение доказательств высокого слога. Анализ оды, ответ на проблемный вопрос. //

Выразительное чтение наизусть (на следующем уроке)

Формирование внутренней позиции школьника на основе мыслей и чувств лирического героя

Знать характеристику литературы ХVIII века ( третий и четвертый периоды); факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворное произв-е с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи

Познавательные УУД: уметь пользоваться ознакомительным и просмотровым видами чтения

Коммуникативные УУД: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

9







Вн. чтен. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

1

Урок внеклас-сного чтение


Выразительное чтение стихотворения «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. // Монологическое высказывание "Как Державин оценивает своё творчество?"

Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный выбор.

Знать термины: пафос, высокий слог, «забавный русский слог»

Державина

Понимать философский смысл стихотво­рений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в рас­крытии идеи произведений.

Уметь воспринимать и анализировать произведение; проводить сравнительный анализ стихотворений

Познавательные УУД: формировать в себе навыки исследовательской деятельности

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание, выступать перед аудиторией сверстников

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

10







Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. Знакомство с повестью «Бедная Лиза».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний


Просмотр презентации. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Знакомство с историей создания пр-я . Запись основных положений сентиментализма в русской литературе.

Чтение и анализ стихотворения "Осень". Чтения начала произведения "Бедная Лиза". //

Доказательное определение стиля по началу пр-я.

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.

Знать понятие сентиментализм и его особенности; Понимать: сентименталистскую направ­ленность произведения; значение повести и всего творчества Н.М. Карамзина для развития русской литературы.

Уметь давать характеристику образам главных героев; формулировать авторскую позицию.

Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь строить речь, используя изученную терминологию и полученные знания.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

11







«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков анализа

Практикум

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», // отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?


Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.

Знать новые черты русской литературы;

знание текста;

понимать проблематику произ-я, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»;

Уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, анализировать и делать выводы.

Познавательные УУД: уметь извлекать необхо­димую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, назы­вать и определять объекты в соответствии с содержанием.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формиро­вать операциональный опыт



Познавательные УУД: уметь пользоваться изучающим видом чтения.

Коммуникативные УУД: уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.


Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.

Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям.


Знать способы создания психологического портрета.

Понимать художественное своеобразие повести, в чем состоит трагедия главного героя.

Уметь сопоставлять эпизоды романа и давать характеристику героям; объяснять события с т.зр. разных персонажей.