ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ | |||||||||||||||
Начальник ПЧ- | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
__________________ | |||||||||||||||
«_____» января 2023 г. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
ПЛАН – КОНСПЕКТ | |||||||||||||||
проведения занятий с группой | дежурных караулов ПЧ- по дисциплине «Психологическая подготовка» | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Тема: | Т.7.1. Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей. | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Вид занятия: | семинар | Отводимое время | 1 уч. ч. (45 минут) | ||||||||||||
Цель занятия: | изучить общие принципы работы при большом скоплении людей. | ||||||||||||||
Литература, используемая при проведении занятия: | |||||||||||||||
Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России, 2010 г | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Развернутый план занятия: | |||||||||||||||
Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль занятий | |||||||||||||||
Учебный вопрос №1 | - | Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей -45 мин. | |||||||||||||
Толпа — относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей. «Когда голос берет толпа, уже не важно, что она хотела сказать». Доминик Опольский На всем протяжении истории толпу боялись или восхищались ее силой; ее противопоставляли личности, организованной группе и в то же время пытались быть похожими на нее и позаимствовать некоторые качества, присущие ей; толпой пытались управлять не только для того, чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного. Подлинная стихия толпы — социально-политические кризисы, сотрясающие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния общества к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, угрозы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создавшегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и национальности экстренным образом самомобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рождается толпа — эта кажущаяся случайность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу. К основным психологическим характеристикам толпы обычно относят:
В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д . и т. п. Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи, артисты или, как бывало в советские времена, на уличный прилавок «выбросили» дефицитный товар, или человек выпал из окна и разбился. Или пошел сильный ливень. Или, не приведи Господь, началась бандитская перестрелка со стрельбой. Или произошел мощный взрыв. Если ситуация развивается по какому-либо из подобных сценариев. Завлекательных, драматических или даже катастрофических, может возникнуть особый социально- психологический феномен, который при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения. Толпа - скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, не связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками. Наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества. В толпе людей цели всегда одинаковые, но обычно не бывают общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, сословие) способны создать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий социальный субъект может раствориться в большом социуме. В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа превратиться в толпу. Пример: Хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы и толпы. Соотношение системных и агрегатных (стадных) качеств во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется. Русская поговорка: «Мужик умен, да мир дурак» - передает мысль о потере личности здравого смысла в массе. Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.Циркулярная реакция — важнейший механизм, управляющий поведением и действиями людей в толпе. Циркулярная реакция (эмоциональное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных, ситуациях. Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно сравнить с процессом формирования снежного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения и возбуждают толпу. Циркулярная реакция способна захватывать в свою орбиту большое количество людей, эмоционально стимулируя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмоций: радости, грусти, злобы и т.д. Считается, что циркулярная реакция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности. Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е. их способности самостоятельно и рационально оценивать происходящее вокруг. Одновременно увеличивается внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы. Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, который обусловливает только иррациональное и общественно опасное поведение людей. Выраженная в достаточно умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллективного восприятия искусства или политической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения общественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реакция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отрицательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева. Вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах. Помимо циркулярной реакции в толпе действуют и другие социально-психологические механизмы, например подражание и внушение. Итак, циркулярная реакция - это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость. Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин. У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной. Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше Виды толпы. Выделяют 4 вида толпы с соответствующими подвидами.
Склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда исторических факторов, среди которых - степень укорененности урбанистической культуры. С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми, но и менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызвало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в мини- юбках стало событием чуть ли не политического значения. 2. Конвенциональная толпа (конвенция - «условность») Собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт и т. д. Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям. 3.Экспрессивная толпа (экспрессия - выражение) - ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение, и т. д. Спектр широк, а главная отличительная черта - ритмичность выражения. Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, манифестации, громко поддерживающих любую команду, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза. 3.1. Экстатическая толпа – экстремальная толпа экспрессивной толпы. Пример: В экстазе люди самозабвенно стегают себя цепями на религиозном шиитском празднике «шахсей- вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм в неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут одежду на себе в ритме рока. 4.Действующая толпа. Политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках в свою очередь, можно выделить несколько подвидов. а) Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, прозрачно выражены в названии. Различают поведение
Что усиливает агрессию?
Генетические влияния:
Влияние нервной системы: Агрессия представляет собой сложенный поведенческий комплекс, поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого центра агрессии. Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии. Что усиливает агрессию:
- ведет к усилению агрессивности; - повышает порог чувствительности зрителей к насилию; - формирует их взгляды на социальную реальность Что может повлиять на агрессию? Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.
б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести. В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней. В. М. Бехтерев считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает, в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию. Классификация паники: По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.
Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу. 1. Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам. 2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. 3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия. 4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности. Есть два основных момента, определяющих возникновение паники.
Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:
Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.
Этапы реакции: Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной. Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия. Третий этап — усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, насколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности. Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится заметной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники. Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здравый ум». Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента:
По своим деструктивным последствиям паника бывает следующих типов:
Средства борьбы с паникой :
Остановить толпу, которая впадает в панику, значительно легче, начиная с последних, уменьшая группу насколько это возможно; перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как на идущих впереди давят сзади.
Итак, действует общее по отношению к любой толпе правило: прежде всего, необходимо снизить, общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из-под гипнотического воздействия состояния и рационализировать, индивидуализировать психику. В толпе любой человек лишен индивидуальности — он представляет собой всего лишь часть массы, разделяющую единое эмоциональное состояние, подчиняющую ей все свое поведение. в) Стяжательная толпа - люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. В советское время возникали такие толпы, когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламенте наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высоко мудрую банальность. Однако слово «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это могут быть жители отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами. г) Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало. И тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу, в противном случае она может выродиться в более примитивную форму. Кому приходилось наблюдать стихийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия масс. Основное свойство толпы. Приведенная классификация весьма условна. В практическом плане это наиболее важное свойство толпы - превращаемость. Превращения могут происходить спонтанно, без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции толпой. Приемы управления и манипуляции. Применив неадекватные объекту и ситуации приемы, мы рискуем серьезными неприятностями, а подчас человеческими жизнями. Бастилию в Париже в 1789 году штурмовала типичная толпа, последовательно превращавшаяся из конвенциональной в экспрессивную, а затем в агрессивную (возможно в повстанческую). Там в принципе можно было бы удержать события под контролем, применив специальные технологические приемы. Но, вероятно, ни один из обсуждаемых далее приемов не дал бы желаемого эффекта в октябре 1917 года в Петрограде, поскольку штурм Зимнего дворца осуществлялся не толпой, а организованными отрядами красных боевиков. Они действовали планомерно и продуманно: группами по 2-3 человека проникали в здание, сдавались растерявшимся юнкерам и, постепенно накапливая численное превосходство, овладевали положением, поддерживая постоянный контакт с бойцами внутри и вне дворца. Похоже, лишь затем, опьяненные успехами, они стали проявлять признаки стяжательной толпы. Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри. Обратим внимание на феномен, который называют географией толпы. Ранее отмечалось, что толпа как таковая не обладает позиционно-ролевой структурой и что в процессе эмоционального кружения она гомогенизируется. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной энергии. География толпы определяется различием более плотным ядром и разряженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказывающийся там испытывает более сильное его влияние. Вся эта масса придает ядру силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности. Психологическое воздействие на толпу извне мы обычно рекомендуем нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри агентам чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированны внушаемость и реактивность. Стихийное массовое поведение часто сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать из двух зол меньшее. Какое именно из зол считать меньшим - это, конечно, зависит от системы ценностей и моральных качеств той группы, которая осуществляет воздействие. | |||||||||||||||
Пособия и оборудование, используемые на занятии: | |||||||||||||||
учебная доска, учебно-методическая литература | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| | | |||||||||||||
(должность звание, Ф.И.О. лица, составившего план-конспект) | | (подпись) | |||||||||||||
« | | » | | 20 | | г. | | |