Файл: 1. Заполните таблицу краткими сведениями об античных философах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 603
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Заполните таблицу краткими сведениями об античных философах:
Философ | Годы/время жизни | Взгляды (кратко) |
Фалес | 625 – 547 гг. до н.э | Начало всех вещей — вода. Вода есть начало онтологическое, т.е. тот элемент, та субстанция, которая лежит в основе всех вещей. 2) «Все полно богов»: душа — это двигательное начало, она есть не только у живых, но и у вещей. Поэтому одушевлена вся вселенная. Бог — это ум космоса, и космос — прекраснее всего, ибо он — творение бога. |
Анаксимандр | 610 – 546 гг. до н.э. | В центре внимания природа, а не человек. Вопрос о первоначале всего сущего. Первоосновой (архе) мира является апейрон - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон – это некое вещество, не имеющее определенных качеств и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений. |
Анаксимен | 585 – 528 г. до н.э. | В качестве первоначала Анаксимен назвал воздух. Воздух, действительно, — это стихия, во-первых — невидимая, во-вторых — бесформенная, а в-третьих — безграничная, т.е. отвечает всем критериям беспредельного. Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа — это дыхание. И так же как наша душа есть наше дыхание, так и душа мира есть воздух. |
Гераклит | 520 – 460 гг. до н.э. | Основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем. |
Пифагор | ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э. | Число – начало всего сущего. Материя как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен некий посредник между материей и богом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что |
Парменид | 2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э | Вопросы бытия, мышления. Рационалистический, логический методы в философии. Первое: “То, что есть — есть, то, чего нет, — нет”. Второе положение гласит: “Мыслить — то же, что быть”. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. |
Зенон | ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э. | Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. |
Демокрит | ок. 460 – 370 гг. до н.э. | Описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. |
Протагор | 480 – 410 гг. до н.э. | Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает, что все истинно. |
Горгий | 483 – 375 гг. до н.э. | Каждый человек имеет свою особую истину. "вообще ничто не существует", в том числе и сама природа. Бытие не существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. |
Сократ | 470 – 399 гг. до н.э. | Принцип :«Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании. Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. |
Платон | 427 – 347 гг. до н.э. | Онтология, теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической Разум (Ум-Демиург). |
Аристотель | 384 – 322 гг. до н.э. | Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также: искусство, политика Основные принципы онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концепции государства. |
Эпикур | 341 – 271 гг. до н.э. | Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Интерес к человеку. Этические проблемы. Познание. Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного. |
Сенека | ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э. | Философия состоит из логики, физики и этики,все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание. |
Пиррон | ок. 360 – 280 гг. до н.э. | Существует три главнейших рода философии – догматическая (истина существует и она известна), академическая (истину невозможно обнаружить, она не существует) и скептическая (поиск истины). "Скептическая способность есть та, которая противопоставляет каким-только возможным способом явление мыслимому, отсюда вследствие равносильности в противоположных вещах и речах приходим сначала к воздержанию от суждения, а потом к невозмутимости" |
Марк Аврелий | 121- 180 гг. | Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. |
2. Распределите имена известных вам философов Нового времени по трём на направлениям:
Сенсуализм Рационализм Эмпиризм
Дж. Локк Р. Декарт Ф. Бэкон
Дж. Беркли Б. Спиноза Т. Гоббс
Д. Юм Г. Лейбниц Д. Локк