Файл: 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности по основам православной культуры в соответствии с требованиями фгос ноо к результатам освоения предмета Основы православной культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.
День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.
Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства.
Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности.
Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения.
Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.
Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч.
Виды и названия колоколов.
Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.
Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.
Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.
Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже.
Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
3.Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы темы | | Количество часов | |||
Авторская программа | Рабочая программа | |||||
1 класс. | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
| РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа 1 класс | |||||
1 | Тема1.Красота в нашем мире | 3 | 3 | | | |
2 | Тема 2.Хранилища культуры | 5 | | | | |
3 | Тема 3.Всегда живое | 6 | 5 | | | |
4 | Тема 4.Наша Родина | 10 | 6 | | | |
5 | Тема 5.Спаситель | 3 | 10 | | | |
6 | Тема 6.Семья | 3 | 3 | | | |
7 | Заключительный урок | 1 | 1 | | | |
8 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 2 | 2 | | | |
| ИТОГО | 31 | 33 | | | |
| РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа 2 класс | |||||
1 | Вводный урок | 1 | | 1 | | |
2 | Тема 1.Духовное в реальном мире | 3 | | 3 | | |
3 | Тема 2.Жизнь Иисуса Христа и православные праздники | 28 | | 28 | | |
3.1 | Жизнь Иисуса Христа и | - | | 9 | | |
3.2. | Чудеса и проповедь Христа» - | - | | 10 | | |
3.3. | Евангельские события последних дней земной жизни Христа | - | | 9 | | |
4 | Итоговое повторение. Проектная деятельность | 2 | | 2 | | |
| ИТОГО | 34 | 34 | | | |
| РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа 3 класс | |||||
1 | Тема 1.Что мы знаем о Евангелии | 2 | | | 2 | |
2 | Тема 2.Образ вселенной в православной культуре | 7 | | | 7 | |
3 | Тема 3.По праздничным иконам вспоминаем Евангелие | 6 | | | 6 | |
4 | Тема 4.Библия рассказывает о событиях до Спасителя | 18 | | | 18 | |
5 | Итоговое повторение. Проектная деятельность. | 1 | | | 1 | |
| ИТОГО | 34 | | | 34 | |
| РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34 часа 4 класс | |||||
1 | Тем 1.Культура – всеобщее достояние | 3 | | | | 3 |
2 | Тема 2.Как Русь стала православной | 8 | | | | 8 |
3 | Тема 3.Православие и Российское государство | 5 | | | | 5 |
4 | Тема 4.Православный храм | 2 | | | | 2 |
5 | Тема 5.О православном богослужении | 4 | | | | 4 |
6 | Темиа 6.О церковных колоколах | 4 | | | | 4 |
7 | Тема 7.За монастырскими стенами | 2 | | | | 2 |
8 | Тема 8.Дом и семья | 3 | | | | 3 |
9 | Тема 9.Русь святая | 2 | | | | 2 |
10 | Итоговое повторение. Проектная деятельность. | 1 | | | | 1 |
| Итого | 34 | | | | 4 |
| Всего | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Номер и содержание урока | Характеристика УУД | | |
| | ||||
| 1 класс. Раздел «Мы и наша культура» - 33 часа | | | ||
1 | Введение – 1 час | 1.Красота в нашем мире | Знакомятся с понятием «красота». Рассматривают картины, пейзажи, сопоставляю их с увиденным на природе | | |
2 | Тема 2.«Красота в нашем мире» - 3 часа | 2.Нерукотворная красота природы | Знакомятся с понятием «красота». | | |
3.Рукотворная красота культуры. | Знакомятся с понятием «Рукотворная красота культуры». Узнают, что: -рукотворность - особенность культуры; -человек – созидатель культуры. Научатся различать и правильно использовать понятия «святость»,. «творчество». Познакомятся с преподобным Серафимом Саровским и преподобным Сергием Радонежским: - образами святости в отечественной церковной и светской культуре. | | | ||
4.Человек – созидатель культуры. | Знакомятся с понятием «Нерукотворная красота природы». Традиционное представление о нерукотворности природы. Научатся различать и правильно использовать понятия “Творец». «Творение». Научатся понимать, что необходимо проявлять заботу о природном мире. | | | ||
3 | Тема 3.«Хранилища культуры» – 5 часа | 5.Оружейная палата | Знакомятся с понятием «Музеи как хранилища предметов культуры». Виртуально знакомятся с сокровищами Оружейной палаты. | | |
6.Государственная Третьяковская галерея | Виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галере. Знакомятся с иконой Спас Нерукотворный. Научатся видеть образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. | | | ||
7.Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж. | Виртуальная экскурсия в Государственный Русский музей. Краткий обзор о Государственном Эрмитаже: Рассматривают иконы Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». | | | ||
8.Библиотеки – хранилища культуры. | Узнают, что Библиотеки – хранилища культуры. Знакомятся с Российской государственной библиотекой. Слушают историю возникновения библиотек при храмах и монастырях, о русских царях – основателях крупнейших библиотек России. | | | ||
9.Человек – хранитель культуры. | Узнают о роли человека – хранителе культуры и зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. | | | ||
4 | Тема 4.«Всегда живое» - 6 часов | 10.Древнейшая книга в России – Евангелие. | Знакомятся с понятием «Евангелие», «Напрестольное Евангелие» Получат представления о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре.. | | |
11.Иконы. | Знакомятся с понятием «икона». Узнают о назначении иконы. Получат представление о ценности иконы для православных верующих как святыни и исторической и художественно-эстетическая ценности иконы для отечественной и мировой культуры. Увидят иконы Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Узнают об иконописце Андрей Рублёве. | | | ||
12.Храмы. | Знакомятся с понятием «храмы». Получат общее бщее представление о православном храме как доме Божием. Получат представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Узнают об особенностях внешнего устроения храма. Научатся понимать понятия «Крест», «главка, купол, барабан, держава, апсида». Получат общее представление о внутреннем устроении православного храма. Научатся понимать понятия «иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие». Получат представление о православном богослужении. Экскурсия в православныйи храм | | | ||
13.В храме. | | | |||
1.4.О храме. | | | |||
15.Богослужение-общение народа с Богом | | | |||
5 | Тема 5.«Наша Родина» – 10 часов | 16.Наша Родина - Россия. | Узнают, что Россия – наша Родина. Получат представление о России – общй Родине всех её россиян. Научатся видеть и понимать: красоту просторов России, её историческое и культурное единство. | | |
17.Города России | Виртуальное путешествие по городам России. Знакомятся с древнейшими городами России: Новгородом, Владимиром, Суздалем, Ростовом, Псковом, Ярославлем, Курском. Получат представление о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов; о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. | | | ||
18.Москва – столица России | Получают представление о Москве – столица России. Характеризуют понятие «столица» как главный город страны. Узнают об объединительной роли Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Узнают о Московском Кремле. Архангельском соборе. Храме Василия Блаженного. Виртуальное путешествие по Москве | | | ||
19.Поэты и художники России - о Москве. | Познакомятся со стихами поэтов и картинами художников России – о Москве. Получат представлние смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля». | | | ||
20.Наша культура. | Получат представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Научатся характеризовать понятие «культур» как лучшее из всего, что делает человек. | | | ||
21.Народ и культура. | Получат представление о взаимосвязи народа и культуры. Получат представление о культуре как совместном творчестве народа. | | | ||
22.Что значит народ? | Познакомятся с понятием «народ»как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. | | | ||
23.Отечество и отечественная культура. | Познакомятся с понятиями «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Получат представление о традициях как ценных явлениях культуры, передаваемые от поколения к поколению. | | | ||
| | 24.Русь и русская культура. | Получат представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Узнают о национальных героях России – Козьме Минине и князе Дмитрии Пожарском, преподобных Александре Пересвете и Андрее Ослябе. | | |
25.Идеал и идея в русской культуре. | Получат представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). | | | ||
6 | Тема 6.«Спаситель» - 3 часа | 26.Иисус Христос. | Узнают содержание понятий «Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. | | |
27.Спаситель мира. | Получат представление о Христосе как Спасителе мира. Познакомятся с Иконой «Всех скорбящих Радость». | | | ||
28.Искупитель. | Получат представление о Христосе – Искупителе человечества.. | | | ||
7 | Тема 7.«Семья» – 3 часа | 29.О маме и папе | Получат представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Узнают о традиционном отношении к иконе в православных семьях. Познакомятся с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. | | |
30.В семье. | | | |||
31.Кто держит мир? | | | |||
8 | Заключительный урок Итоговая проектная деятельность-2 часа | 32.Экскурсия в Свято-Успенский храм | Закрепляют знания о Спасителе и Православии, о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Защита проектов. | | |
33.Защита проектов «Города России | | | |||
2 класс. Раздел 2.»Мир вокруг и внутри нас»-34 часа | | | |||
1 | Вводный урок – 1 час | 1.О чем рассказывает история православнойкультуры? | Знакомятся с основными понятиями православной культуры. | | |
2 | Тема 2.«Духовное в реальном мире» – 3 часа | 2.Мир внешний и мир внутренний. Кто держит мир? | Получают представление о мире как творении Божием, о разнообразии и богатстве мира. Научатся понимать связь между видимым и невидимым миром. Сопоставят законы природы и духовные законы. | | |
3.Человек – венец творения. | Научатся понимать понятие «Бог». Получат представление о библейских сюжетах о Сотворении человека по образу Божию. | | | ||
4.Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы. | Получат представление о добре и зле в человеческом мире и природе. Знакомятся с библейской историей о грехопадении, возникновении зла. Значение слова «грех». Научатся понимать духовный смысл человеческой жизни. | | | ||
3 | Тема 3.Жизнь Иисуса Христа и православные праздники- 28 часов | 5.Евангелие – книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. | Знакомятся с главными православными праздниками. Углубят свое представление о Евангелии — книге о Спасителе и о спасении, Научатся рассказывать о Рождестве Пресвятой Богородицы. Введении во храм Пресвятой Богородицы. | | |
3.1 | «Жизнь Иисуса Христа - 9 часов . | | | ||
6 Благовещение Пресвятой Богородицы | Продолжают изучать православные праздники: Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. | | |
1. Драгоценное и неделимое наследство | Получат представление о великой русской культуре — достоянии всех россиян. | | | ||
2.Религия- неотъемлемая часть культуры и жизни людей | Получат представление о еелигия — неотъемлемая часть культуры. | | | ||
3.Величайшее сокровище – русский язык | Научатся понимать язык как особый человеческий дар. Научатся различать и правильно использовать понятия: «функции языка», «отношение к языку» «русский язык», «духовная лексика». Углубят понимание и расширят представление: о Церковнославянском языке как хранителе и источнике духовной лексики. Познакомятся с высказываниями ученых, писателей о языке; | | | ||
2 | Узнают'>Тема 2.«Как Русь стала православной» - 8 часов | 4.Посещение русских земель первым апостолом | Узнают о посещении русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Познакомятся с древнейшими древнерусскими историческими и литературными памятниками о посещении святым апостолом Андреем русских земель. | | |
5.Почитание на Руси Андрея Первозванного | Узнают о почитании на Руси Андрея Первозванного, о Дне памяти св. апостола Андрея Первозванного. Узнают о старейшем ордене России - Андреевском кресте. | | | ||
6.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий | Узнают о святых равноапостольных учителях словенских Кирилле и Мефодии,. создании славянской азбуки. | | | ||
7.Восточные славяне до принятия христианства | Получат представление о религиозных верованиях восточных славян и руссов до принятия христианства, о почитании предков и природы — двух основных культа славян-язычников. | | | ||
8.Святая равноапостольная княгиня Ольга | Узнают о святой равноапостольнаой княгини Ольги и ее крещении. | | | ||
9.Святой равноапостольный князь Владимир | Вспомнят и углубят представление о Святом равноапостольном князе Владимире. Получат представление о значения крещения Руси | | | ||
10.Святой равноапостольный князь Владимир | | | |||
11.Крещение Руси | | | |||
3 | Тема 3.«Православие и Российское государство» - 5 часов | 12.Русская православная церковь | Получат представление о Русской Православной Церкви как собрания верующих во Христа. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. | | |
13.Что такое церковь | | | |||
14.Государственная и культурообоазующая религия России | Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России. | | | ||
15.Государственный герб России | | | |||
Флаг России | | | |||
4 | Тема 4.«Православный храм» - 2 часа | 17. Как устроен храм | Углубление знаний о православном храме. Разрабатывают проекты: «Основные внешние особенности и внутреннее устроение и назначение главных частей». «Христианская символика. Крест и его символический смысл». | | |
18. Икона и иконостас | | | |||
5 | Тема 5. «О православном богослужении» - 4 часа | 19.Таинства Православной церкви | Формирование представления о таинствах Православной Церкви: Крещения, Причащения, Миропомазания, Исповеди, Соборования, Венчания, Священства. Понятие о богослужебном круге, литургии — главного богослужения Православной Церкви. Научатся понимать, что молитва — общение с Богом. Узнают о видах молитв и о молитве в русской художественной культуре | | |
20.Как возникло богослужение | | | |||
21.Богослужение в православной церкви | | | |||
22.Молитва в русской культуре | | | |||
6 | Тема 6.«О церковных колоколах» - 4 часа | 23.Какие бывают колокола? | Рассказывают о видах и названиях колоколов, о Церковных колоколх. Узнают о происхождении колокола. Знакомятся с разновидностями колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Рассказывают о колокололитейном искусстве. | | |
24.Откуда пришли колокола? | | | |||
25.О колокололитейном искусстве | | | |||
26.О чем поют колокола | | | |||
7 | Тема 7. «За монастырскими стенами» - 2 часа | 27.О монашеском подвиге | Научатся понимать духовный подвиг монашества. Узнают значение слов «монах», «инок». Получают представление о происхождении монашества. Знакомятся в виртуальной экскурсии с известными русскими монастырями: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Знакомятся с духовным подвигом святые мученики в истории христианской Церкви. | | |
28.Монастыри-стражи духовности и земли Русской | | | |||
8 | Тема 8.«Дом и семья» - 3 часа | 29.Дом и семья в православной традиции | Получат представления о доме семье в традиционной русской культуре. Узнают о святых образах семейного благочестия: Святых Пётре и Февронии Муромских, о семейной святости святой Императорской семьи | | |
30.Святые образы семейного благочестия | | | |||
31.О семейной святости святой Императорской семьи | | | |||
9 | Тема 9.«Русь святая» - 2 часа | 32.Дом Богородицы | Получат представления об отношении к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Знакомятся с почитанием чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери; иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. | | |
33.Защитница земли Русской | | | |||
10 | Итоговое повторение. Проектная деятельность | 34.Защита проектов | Защита проектов на тему «Русь святая», «Дом и семья» | | |