Файл: Разработка интерфейса оператора автоматизированной системы управления в scada trace Mode по дисциплине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
(ПНИПУ)
Электротехнический факультет
Кафедра «Информационные технологии и автоматизированные системы» (ИТАС)
Методические указания к
лабораторной работе № 6 на тему
«Разработка интерфейса оператора автоматизированной системы управления в SCADA Trace Mode» по дисциплине
«Системы реального времени»
(версия 147 от 16.03.2018) г. Пермь, 2018
2
Разработчик: ст. преп. каф. ИТАС Фёдоров А.Б.
Консультанты: канд. техн. наук, доцент каф. МСА Кычкин А.В. асс. каф. ИТАС Мехоношин А.С.
Рецензент: д-р экон. наук, профессор каф. ИТАС Файзрахманов Р.А.
3
Содержание
Лабораторная работа 6. Разработка интерфейса оператора автоматизированной
системы управления в SCADA Trace Mode............................................................................ 4
Цель и задачи работы ............................................................................................................... 4
Теория ........................................................................................................................................ 4
Состав SCADA Trace Mode ................................................................................................. 4
Математическая обработка данных ................................................................................... 5
Особенность среды разработки .......................................................................................... 5
Компоненты данного SCADA-приложения ...................................................................... 6
Алгоритм создания проекта SCADA Trace Mode .................................................................. 6
Ход работы ................................................................................................................................ 8
Задание 1 (Изменение цвета «лампочки» по нажатию кнопки) ...................................... 8
Задание 2 (Счетчик) ........................................................................................................... 15
Задание 3 (Движение объекта) .......................................................................................... 18
Задание 4 (по вариантам) .................................................................................................. 23
Требования к содержанию отчета ......................................................................................... 24
Контрольные вопросы ............................................................................................................ 25
4
Лабораторная работа 6. Разработка интерфейса оператора
автоматизированной системы управления в SCADA Trace Mode
Цель и задачи работы
Цель: Освоить методику разработка интерфейса оператора автоматизированной системы управления в SCADA Trace Mode.
Задачи работы:
1) Изучить теоретические основы методики разработка интерфейса оператора автоматизированной системы управления в SCADA Trace Mode.
2) Выполнить учебные задания.
3) Выполнить задание своего варианта.
4) Ответить на вопросы.
Теория
SCADA Trace Mode – это распространенная в России SCADA-система, предназначенная для разработки АСУТП широкого назначения. SCADA Trace Mode создана в 1992 году фирмой AdAstrA Research Group, Ltd (Россия) и к настоящему времени имеет свыше 4000 инсталляций. Системы, разработанные на базе SCADA Trace
Mode, работают в энергетике, металлургии, нефтяной, газовой, химической и других отраслях промышленности и в коммунальном хозяйстве России. SCADA Trace Mode достаточно универсальная SCADA-система, она может применяться как при автоматизации зданий, так и промышленных объектов.
Состав SCADA Trace Mode
SCADA Trace Mode – это программный комплекс, предназначенный для разработки и запуска в реальном времени распределенных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) и решения ряда задач управления предприятием (АСУП). Для решения задач АСУП в TRACE MODE 6 интегрирован пакет
T-FACTORY. Комплекс программ TRACE MODE 6 можно разделить на 3 части.
Интегрированная среда разработки проекта (ИС) – единая программная оболочка, содержащая все необходимые средства для разработки проекта. Под проектом в
TRACE MODE понимается вся совокупность данных и алгоритмов функционирования распределенной АСУ (АСУТП и/или T-FACTORY), заданных средствами TRACE MODE.
Итогом разработки проекта в ИС является создание файлов, содержащих необходимую информацию об алгоритмах работы АСУ. Эти файлы затем размещаются на аппаратных средствах (компьютерах и контроллерах) и выполняются под управлением исполнительных модулей TRACE MODE.
Исполнительные модули (мониторы, МРВ) – программные модули различного назначения, под управлением которых в реальном времени выполняются составные части проекта, размещаемые на отдельных компьютерах или в контроллерах.
5
Составная часть проекта, размещаемая на отдельном компьютере или в контроллере и выполняемая под управлением одного или нескольких исполнительных модулей TRACE MODE, называется узлом проекта.
В общем случае размещение узла на том же аппаратном средстве, на котором он должен исполняться под управлением монитора, не является обязательным – мониторы могут загружать узлы с удаленных аппаратных средств.
Драйверы обмена – драйверы, используемые мониторами TRACE MODE для взаимодействия с устройствами, протоколы обмена с которыми не встроены в мониторы.
Математическая обработка данных
Любая АСУ требует математической обработки данных. Для этого в TRACE
MODE 6 предусмотрены следующие средства:
внутренние алгоритмы числовых каналов;
программы.
Для разработки программ в ИС встроены языки Техно ST, Техно SFC, Техно FBD,
Техно LD и Техно IL, являющиеся модификациями языков ST (Structured Text), SFC
(Sequential Function Chart), FBD (Function Block Diagram), LD (Ladder Diagram) и IL
(Instruction List) стандарта IEC61131-3. Программы, разрабатываемые в ИС, позволяют использовать функции из внешних библиотек (DLL).
Эти средства обеспечивают возможность математической обработки данных в любом звене информационного потока.
Особенность среды разработки
Состав программных модулей делится на 2 группы ПО:
1) для разработки (TRACE MODE IDE)
2) для исполнения (МРВ TRACE MODE)
Среда разработки является средством управления проектом и средством создания интерфейса оператора. Все функциональные элементы включены в состав среды.
Для создания интерфейса оператора необходимо использовать соединение с внешними устройствами.
Внешними устройствами являются теги или каналы, описывающие взаимодействие с модулями протокола, то есть связаны с компонентом источник/приемник.
Виртуальный канал используется только внутри канала и не используется источником /приемником.
В качестве внешних источников/приемников могут выступать генераторы и модели.
В TRACE MODE можно создать 3 вида проектов:
1) простой;
2) стандартный;
3) компонентный.
6
Простой вид проекта отображает следующие слои:
ресурсы;
система;
источники/приемники;
библиотека компонентов.
Стандартный вид проекта отображает все слои простого уровня плюс все слои шаблонов (экраны, программы, связи с БД, документы).
Комплексный вид содержит все слои с учетом слоя База каналов.
TRACE MODE обеспечивает реализацию следующих технологий: soft logic, scada,
HMI, EAM, HMR, MES.
Каждая из подсистем обеспечивает процесс автоматизации того или иного уровня от взаимодействия с оборудованием до управления архивной информацией.
Компоненты данного SCADA-приложения
Основным элементом является канал.
Канал – это переменная, обеспечивающая реализацию исполнительных элементов и прием информации с датчиков.
Каналы взаимодействуют с программами, событиями и внешними подсистемами.
Включают стандартные каналы плюс каналы вызова, плюс каналы событий.
Шаблоны обеспечивают единое для интерфейса оператора представление страниц пользователей или экранов, программ и документов. (Документы нужны для построения отчетов.) Существуют шаблоны для связи с БД.
Ресурсы – это источники/приемники всей информации, связанной с внешним оборудованием.
Библиотека компонентов содержит модули ActiveX для разработки графики.
Алгоритм создания проекта SCADA Trace Mode
1) Запустить TRACE MODE IDE с помощью tmdevenv.exe.
2) Создать проект.
Необходимо выбрать сложность проекта. По умолчанию проект стандартный.
При создании в окне разработки будет построен шаблон проекта (рисунок 1).
7
Рисунок 1 – Шаблон простого проекта
3) В разделе Система создаем проект запуска или систему управления (модуль
RTM). По умолчанию будет создана группа Каналы, которая будет хранить все переменные системы, которые выполняют управление.
Для работы с внешними устройствами каждый канал необходимо связать с источником /приемником.
4) В разделе Источники/Приемники создать несколько элементов управления.
Таким образом обеспечить связь с реальным протоколом, либо генератором, либо моделью.
5) В группе Каналы будем хранить все переменные системы, обеспечивающие процесс функционирование .
6) В разделе Шаблоны экранов необходимо создать экран интерфейса оператора.
Экран будет общий для всей системы. (В простом проекте модуль RTM создается автоматически вместе с группой каналов и экраном)
7) В разделе Каналы пункта RTM необходимо создать канал ввода/вывода в формате предлагаемой группы.
Количество каналов должно соответствовать числу элементов экрана (по возможности). Каждый канал является управляющим звеном для аргументов
ГЭ и может быть связан с реальным источником/приемником. Привязка осуществляется через окно свойств. Управление свойствами канала осуществляется через пункт редактирования.
8) Размещение ГЭ.
Для отображения действий датчиков и исполнительных элементов создается изображение на экране. Каждое отображение это есть реализация на изменение канала. При выборе свойств объекта появляется окно свойств реакций на действия. Для управления доступны следующие свойства:
основные (изменение контура, заливка, текст, цвет текста, подсказка);
динамизация (динамическая заливка слоя, контура и т.д.):
событие (отправить аргумент, отправить значение в аргумент, показать/скрыть элемент, переместиться на экран, отправить комментарии, послать подсказку, отправить строку и выполнить);
динамическая трансформация (перемещение, масштаб, вращение).
8
Для каждого элемента действия указывается аргумент управления, значение из которого принимается ГЭ, либо значение, в которое сохраняется информация.
Каждый элемент управления должен характеризоваться аргументом.
9) Обеспечение привязки аргументов с каналами.
Привязка осуществляется в окне свойств экрана на вкладке Аргументы. Для всех аргументов определены типы: input, output. Внимание: Запись осуществляется во входное значение канала, а чтение из реального значения канала.
10) Сохранение проекта. Построение проекта для МРВ. Запуск в МРВ.
11) Все элементы снабжаются текстовыми комментариями, являющимися статическим текстом.
12) Управление через T-Factory.
Примечания:
Каждый созданный аргумент должен быть привязан к реальным каналам.
Тип привязки зависит от вида источника/приемника.
При использовании программ, аргументы программ привязываются подобным образом как и экраны. При этом аргумент должен быть объявлен в программе как переменная.
Ход работы
Задание 1 (Изменение цвета «лампочки» по нажатию кнопки)
По нажатию на кнопку «лампочка» включается/выключается (меняет цвет на зеленый/красный).
1. Запустите TRACE MODE IDE.
2. Создайте новый проект: Файл
Новый… Тип проекта выберите Стандартный.
(Результат выполненных действий смотри на рис.2)
Рисунок 2 – Вид созданного проекта
9 3. Сделайте необходимые настройки созданного проекта.
Например,
Файл
Настройки
ИС…
Редактор
аргументов
ФункцииПереименовывать
аргументы при привязке (убрать галочку).
4. В разделе Система создайте узел RTM (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Создание узла RTM
5. В созданном узле RTM в группе Каналы создайте компонент Экран (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Создание компонента Экран
При этом в разделе Шаблоны_экранов появится созданный экран (см. рис. 5).
Рисунок 5 – Создание шаблона экрана
6. Перейдите к редактированию экрана. (2ЛК
Экран#1 (или Экран#1:1)) Создайте графические элементы как на рис. 6.
10
Рисунок 6 – Создание графических элементов
7. В шаблоне экрана создайте аргумент типа int: Color (IN/OUT).
Экран
ПКСвойстваАргументы (см. рис. 7).
Рисунок 7 – Создание аргументов экрана
8. В свойствах эллипса установите динамизацию заливки. Для этого вид индикации установите Arg = const и привяжите к аргументу экрана Color. В поле Константа установите 1. (см. рис. 8)
11
Рисунок 8 – Установка свойств объекта Эллипс
9. Аналогично пункту 5 (создание компонента Экран), создайте компонент
Программа. При этом в разделе Шаблоны_программ появится созданная программа.
Перейдите к созданию аргументов программы. Программа
2ЛКАргументыЛК.
Создайте аргументы как на рис 9.
Рисунок 9 – Создание аргументов программы
10.
Перейдите к написанию кода программы (Программа#1
ЛК). При этом появится окно выбора языка программирования (см. рис. 10.1). Выберите язык ST.
12
Рисунок 10.1 – Выбор языка программирования
Результат выполненных действий представлен на рис. 10.2.
Рисунок 10.2 – Первоначальный код программы
Добавьте код в программу (см. рис 10.3).
Рисунок 10.3 – Окончательный вид программы
11.
Откомпилируйте программу: Программа
Компиляция (или F7).
12.
Перейдите на экран. В свойствах кнопки установите текст как
«Включить/Выключить», затем перейдите на закладку События. На нажатие кнопки добавьте событие Exsecute – Выполнить. В поле Выполнить укажите созданную вами программу. (см. рис. 12)
13
Рисунок 12 – Создание события Выполнить
13.
Перейдите в свойства канала вызова экрана узла RTM. В закладке
Аргументы привяжите аргумент экрана Color к аргументу программы Color1 (см. рис 13).
Рисунок 13 – Привязка аргумента канала экрана к аргументу канала программы
14.
Перейдите в свойства канала вызова программы узла RTM. В закладке
Аргументы привяжите аргумент Color0 к аргументу экрана Color (см. рис 14).
Рисунок 14 – Привязка аргумента канала программы к аргументу канала экрана
15.
Перейдите в закладку Флаги, поставьте флаг Выключить (см. рис. 15).
Рисунок 15 – Закладка Флаги
14 16.
Сохраните проект (Файл
Сохранить). Сохраните проект для монитора реального времени (Файл
Сохранить для МРВ). Запустите профайлер (ФайлОтладка).
Для этого поставьте указатель мышки на узел RTM, при этом станет активна иконка
Результат выполненных действий смотрите на рис. 16.
Рисунок 16 – Профайлер
17.
Запустите проект. Результат работы приложения см. на рис 17.1 и рис. 17.2.
Рисунок 17.1 – Лампа «выключена»
Рисунок 17.1 – Лампа «включена»
18.
Остановите выполнение проекта. Закройте профайлер.
15
Задание 2 (Счетчик)
По нажатию на кнопку «start» счетчик изменяется. По нажатию на кнопку «stop» счетчик останавливается. Затем при нажатии на «start» счет продолжается. Счетчик начинает счет с 0 и считает до 100, затем обнуляется в 0 и снова считает.
1. Выполните пункты с 1 по 5 примера 1.
2. Перейдите к редактированию экрана. Создайте графические элементы как на рис.
18.
Рисунок 18 – Размещение графических элементов на экране
3. В шаблоне экрана создайте 2 аргумента типа int: Number (IN) и on (IN/OUT).
Экран
ПКСвойстваАргументы (см. рис. 19).
Рисунок 19 – Создание аргументов экрана
4. В свойствах Текста установите привязку к аргументу экрана Number. Вид индикации выберите «Значение». В поле Формат установите «Integer». (см. рис. 20)
16
Рисунок 20 – Установка свойств графического элемента Текст
5. В свойствах Кнопки «start» создайте событие Send Value – Передать значение. В поле Тип передачи выберите «Прямая», в поле Значение введите 1, в поле Результат сделайте привязку к аргументу экрана on. (см. рис. 21)
Рисунок 21 – Установка свойств кнопки «start»
6. В свойствах Кнопки «stop» создайте событие Send Value – Передать значение. В поле Тип передачи выберите «Прямая», в поле Значение введите 0, в поле Результат сделайте привязку к аргументу экрана on.
7. Создайте компонент Программа. Перейдите к созданию аргументов программы.
Создайте аргументы как на рис 22.
17
Рисунок 22 – Создание аргументов программы
8. Добавьте код в программу, например как на рис. 23.
Рисунок 23 – Окончательный вид программы
9. Откомпилируйте программу: Программа
Компиляция (или F7).
10.
Перейдите в свойства канала вызова экрана узла RTM. В закладке
Аргументы привяжите аргумент экрана Number к аргументу программы Num (см. рис 24).
Рисунок 24 – Привязка аргумента канала экрана к аргументу канала программы
11.
Перейдите в свойства канала вызова канала узла RTM. В закладке
Аргументы привяжите аргумент канала on к аргументу экрана on (см. рис 25).
Рисунок 25 – Привязка аргумента канала экрана к аргументу канала программы
12.
Сохраните проект (Файл
Сохранить). Сохраните проект для монитора реального времени (Файл
Сохранить для МРВ). Запустите профайлер (ФайлОтладка).
Результат выполненного проекта смотрите на рис. 26.1 и рис 26.2.