ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Тамар-Уткульская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
Секция: Общественно-гуманитарная
Исследовательская работа
«Педагог и наставник глазами современных детей»
| Автор: Букеева Найля, ученица 8 класса, Руководитель: Сарбаев М.К., учитель истории и обществознания |
г. Соль-Илецк 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….……...3
Глава 1.Теоретическая часть……………………………………………………………....5
1.1. Образование в разных эпохах российского государства. ……….………………..…..5
1.2.Требования к учителю в XXI веке…………………………………………………..…..9
Глава 2.Практическая часть..............................................................................................11
2.1. Результаты исследования и их анализ………………………………………….....…..11
Заключение…………………………………………………………………………….....….14
Список используемых источников ………………………………………………………...15
Актуальность исследования: Учитель. Как много в этом слове. Каждый из нас вспоминает с уважением и благодарностью учителя и свои школьные годы.
Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель в своих учениках.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2023 год объявлен годом педагога и наставника. В связи с этим актуальность темы состоит в изучение роли педагогического работника и наставника в жизни современных детей.
Объект исследования:
личность современного педагога.
Предмет исследования: личностные и профессиональные качества педагога.
Цель исследования: создать образ современного учителя.
Задачи исследования: для достижения цели нужно выполнить следующие задачи:
1)изучить краткую историю российского образования;
2)рассмотреть современные требования к педагогам;
3)провести сбор мнений учащихся среднего и старшего звена;
4)провести анализ полученных данных;
5)сформировать представление о том, каким должен быть современный педагог.
Ведущей идеей исследования является: презентовать результаты исследования учителям и на их основании дать пожелания для их дальнейшего развития успеха в этом не простом деле.
Методы исследования: в работе использовались теоретические методы такие как анализ, сравнение, обобщение. Анализ использовался для работы с исторической и педагогической литературой. Сравнивались мнения великих педагогов по данному вопросу. Обобщение как метод помогло сформировать мнение по образу современного педагога. В работе также использовались практические методы: сбор и накопления данных учениками ответами на вопрос, метод обработки этих ответов.
Обзор используемой литературы и источников: В статье О.Е. Лебедева рассматриваются «Результаты школьного образования в 2020 году» рассматривается роль социального заказа на результаты деятельности общеобразовательной школы в управлении качеством образования. Достижение новых образовательных результатов становится возможным, если школы воспринимают сигналы о существовании социального спроса на такие результаты1. В статье А.В.Репринцева «Профессиональное развитие личности будущего педагога в воспитательной системе современного вуза: тревоги и надежды» автор анализирует проблемы профессионального воспитания будущего учителя, связывая успешность осуществляемой в стране реформы образования с качеством подготовки будущих педагогов в вузе2.
Степень изученности данного вопроса: Проблемой определения роли личности учителя в педагогическом процессе занимались многие современные ученые. Об изменениях роли учителя в современной школе в своих исследованиях рассматривали В.Ю. Горохова, М.В. Жернакова, Н.В. Харсеева, Ю.В. Копенкина. А.Е. Зимбули и А. Дистервег исследовали профессию учителя сквозь призму нравственной стороны бытия – этики.
Опыта работы в решении избранной проблемы не имеется.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1Образование в разных эпохах российского государства.
Духовный мир человека на ранних этапах истории зависел от того, где он проживал. В психологии людей помогает разобраться географическое положение, климатический пояс и религия. Например, после принятия христианства как основой религии на Руси уровень образования вырос, и наши предки приобщились к мировой цивилизации. После данной реформы обучением детей занимались греки, а потом уже отечественные священники, которые прошли обучение у греческих священников. Все это привело к тому, что на Руси стал формироваться собственный образ учителя, который характеризовался особенными взглядами на обучение и воспитание так, как у русского человека было другое мировоззрение, быт и культура. В XI веке, в правление Ярослава Мудрого особое внимание было обращено на строительство храмов и библиотек. В XII-XIII школы существовали уже не только в Киеве, но и во многих княжествах нашего государства.
Образование в средневековой Руси осущевствляли монастыри. «Монастырь- это елигиозная община монахов или монахинь, представлявшая собою церковно-хозяйственную организацию, владевшую землями и капиталами.» Обучающиеся того времени, получали в основном в монастырях. Все мы с вами знаем что труд – это основа жизни любого человека, а в XV- XVI веке в обучение было направленно на развитие трудовых основ. Сейчас чтобы стать учителем нужно закончить высшее учебное заведение, то есть человек целенаправленно получает профессию. В средние века все было по другому, высших учебных заведений не было, детей в основном обучали представители духовенства, но так же светские люди – приказные и канцелярии служители. При этом, как отмечал известный историк П.Р. Каптерев, три черты были свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье».3 Обучение проходила монотонно и неинтересно для детей, так как не учитывались возрастные и психологические особенности детей, при этом в обиходе было применение физического насилия. Все это ужасно и не педагогично, но для того времени это было нормой. Учитель воспринимался детьми не как тиран, а как человек который учит их грамоте и жизни. В основе своей образование получали в духовных организациях, священнослужители выступали в роли учителей, которые отрицали светские науки и обучали больше религиозным практикам. Учитель того времени занимался тем, что читал лекции по летам, наставлял детей какими им нужно заниматься науками. Обучающиеся в силу своего возраста не слушали учителя за что их наказывали, но наказания были не тиранскими а более наставническими.
Экономическое и культурно-духовное развитие страны находилось в стагнации в период правления Ивана IV. На это были свои причины: крепостной гнет способствовал крестьянским волнениям, опричнина, террор. Учитель и образование осталось на том же уровне, что и прежде. В XVII веке в Российском государстве прошел подъём образования. В 1687 по инициативе Симеона Полоцкого в Москве было открыто первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия, где уже упор делался не только на изучении богословских наук, но и светских. Образ учителя в это время поменялся. Он стал больше наставником для детей, но каноны воспитания оставались прежними. В этот же период времени Россия перенимает опыт ведущих европейских школ, но учителя были недостаточно квалифицированными для этого, у них не хватало знаний и умений. С повышениям уровня образования жесткое обращения с детьми никуда не делось4.
В начале XVIII века были создана архиерейские духовные школы. Они открывались духовными деятелями, которые поддерживали преобразования Петра I. В середине века образование связанно с выдающийся личностью Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – ученого, историографа, географ, геолог одним словом выдающийся ученый, который вывел уровень российского образования на новый уровень.
Ломоносов был одним из основателей Московского университета в 1755 году, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов.
В период правления Александра II началась подготовка новой реформы система образования. 30 мая 1858 году было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». В документе делался упор на личность учителя. Теперь, для того чтобы преподавать нужно было получить разрешение. Образ учителя благодаря реформам изменился в лучшее сторону. Учитель в это время человек более образованный, который понимает значимость непрерывности образования. В этот период живет и трудиться великий педагог, новатор, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский. Применительно к России он выделил три основных принципа воспитания: «народность, христианскую духовность и науку.» Константин Дмитриевич попытался дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития и воспитания ребенка
5.
Реформа в области педагогического образования была нужна для подготовки учителей нового типа. Создать педагогические факультеты в практически каждом университете было инициативой Ушинского. Он предлагал обучать учителей не только их предмету, но сделать упор на основы психологии, искусству воспитания подрастающего поколения. Константин Дмитриевич оставил нам принцип народности, который занимал главное место в его теории воспитания. Это принцип заключался в том, что дети должны воспитываться в соответствие традиций и ценностей православия6.
Классическая гимназия оставалась главным типом средней школы в России в период конца XIX – начало XX века. Учеба в гимназии была направлена на воспитание элиты общества, которое в последствии могло занимать ключевые государственные должности. Первая мировая война изменила не только геополитическую карту мира, но так же повлияла на сознание людей. Нужны были радикальные перемены во всех сферах общества, образование не осталось в стороне. Произошла переоценка воспитания и обучения детей и молодежи. Упор делался на личность ребенка, развития фундамента целостного и системного знания на теории и практики ведущих педагогов страны. Происходили поиски новых путей воспитания и образования детей. Были выдвинуты новые педагогические концепции.
После прихода к власти большевиков отношение к образованию кардинально изменилось. А.В.Луначарский, Н.К.Крупская и В.Д.Бонч-Бруевич занимались реформой образования. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (февраль 1918) гласил о том на всех уровнях образования и во всех школах запрещается преподавать церковные предметы. Создается Наркомат просвещения, который заведует всеми образовательными учреждениями. Частные школы и учебные заведения закрывают. Самое важное и положительное то, что образование сделалось все доступным. Религиозные, сословные и национальные запреты отменяются. В октябре 1918 года появляются «единые трудовые школы. У граждан появлялось право на получения образования не зависимо от вероисповедания, национальности и социального положения и самое важное образование стало бесплатным. Упор в развитии детей делался не только на изучении важных предметов, но на развитии физических качеств так, как советский человек виделся физически здоровой личностью.Великая Отечественная война 1941 – 1945 года отразилась на всех сферах жизни советского народа, школа не стала исключением. Первая половина 40-х годов характеризовалась резким усилием политизации и идеологизации школы. В эти