Файл: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детский оздоровительнообразовательный центр дружба.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДРУЖБА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «БДООЦ «Дружба»
___________В.В.Саволокин
«___» «___________» 2016
Программа
Творческого объединения
«Актерское мастерство»
для реализации в рамках
оздоровительной смены
направленность – художественная , продолжительность– 18 часов,
Автор: Суханова Ирина Сергеевна,
Педагог дополнительного образования
Борисоглебск, 2016г.
Программа краткосрочного курса «Актерское мастерство»
в летнем оздоровительном лагере
Пояснительная записка.
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
Введение преподавания театрального искусства в программу загородного лагеря способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в лагере.
Программа краткосрочного курса «Актерское мастерство» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для средней общеобразовательной школы И.А. Генералова (Сборник программ. Среднее школьное образование. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
-
Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству; -
Создание творческого пространства, в котором органично могли бы сосуществовать дети разных возрастов; -
Развитие творческого начала личности.
Задачи:
-
опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
-
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения; -
через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней; -
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, даются общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: -
игра -
беседа -
иллюстрирование -
изучение основ сценического мастерства -
мастерская костюма, декораций -
инсценирование прочитанного произведения -
постановка мини-спектакля -
актёрский тренинг -
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить неольшой опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Актерское мастерство» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке мини-спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 1 8 часов (9 занятий в течение одной лагерной смены).
Тематический план краткосрочного курса "Актерское мастерство"
№ | Тема занятия | Теория | Практика |
1 | Что такое театр? Как создается спектакль. Игры на развитие внимания и воображения. | 1 | 1 |
2 | Мимика и пантомима. Язык жестов.Упражнения на жестикуляцию рук и пластику тела. | 1 | 1 |
3 | Древнегреческий театр. Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции | 1 | 1 |
4 | Современный театр. Интонация. Упражнения: скороговорки,считалки. | 1 | 1 |
5 | Рифма. Ритм. Работа над монологом. Упражнения на мимику лица. | 1 | 1 |
6 | Диалог. Работа с баснями Крылова И.А. | 1 | 1 |
7 | Искусство декламации. Импровизация. | 1 | 1 |
8 | Мини-спектакль. Постановка, выступление | 2 | 2 |
9 | | 9 | 9 |
| итого | 18 |
По окончании изучения курса ученик:
Должен знать:
- Принципы разминки и упражнения для развития актерских качеств;
- Структуру работы с этюдами и миниатюрами;
- Способы актерской выразительности;
Уметь:
- Применить полученные знания и умения на практике;
- Уметь определять характерность персонажа.
- Применить полученные знания в учебе и повседневной деятельности;
- Самостоятельно использовать тренинги и упражнения для дальнейшего самосовершенствования.
Литература, используемая для написания программы:
-
Ершов П.М. “Режиссура, как практическая психология” - М., 1999. -
Гиппиус С.В. “Гимнастика чувств” - М., 1987. -
Ершова А., Букатов В. “Актёрская грамота – детям” - С.-П., 2005
Республиканская ярмарка методической продукции
«Методическая ярмарка: Развитие детской одаренности»
Отдел образования и социальной политики Ядринской районной администрации Чувашской Республики
П Р О Г Р А М М А
кружка
«ЮНЫЙ ОРАТОР»
(мастерская искусства речи)
Артемьева Екатерина Николаевна,
учитель русского языка и литературы 1 категории
МБОУ «Николаевская ООШ» Ядринского района
Чувашской Республики
село Николаевское – 2012
Оглавление
Пояснительная записка
3
Учебно-тематический план работы кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР» (мастерская искусства речи)
6
Содержание учебного курса
6
Воспитательная работа с кружковцами
9
Работа с родителями
9
Литература
10
Приложение 1. Тест "Есть ли у Вас задатки блестящего оратора"
Приложение 2. Тест 1. "Ваш стиль общения"
Приложение 3. Советы начинающему оратору
. 15
Приложение 4. Упражнения для тренировки речевого дыхания 16
Приложение 5. Скорогворки 23
Пояснительная записка
"Люди теряют уважение к тем,
кто не может говорить как следует,
и они проникаются уважением к другим,
кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани
"Никакая другая способность человека
не даст ему возможности с такой быстротой
сделать карьеру и добиться признания,
как способность хорошо говорить"
Ч. Депью
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.[1]
Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».
Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов)[2].
Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е.