Файл: Торговотехнологический факультет кафедра педагогики, психологии и социологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ


Назначение и виды эмоциональных процессов

Реферат по дисциплине:

_____________________________Психология________________________________

(наименование дисциплины)



Выполнил студент группы _3ЭБЗ-21_________

(номер группы)

__Козлов Сергей____________________ ___________

(И.О. Фамилия) (подпись, дата)

Направление подготовки _38.05.01 Экономическая безопасность_______________

(шифр и наименование специальности)

Профиль ___специалитет______________________________

Форма обучения _заочная____________________

Руководитель

к.пс.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социологии

Т.А. Бирюкова
______________

(подпись)

_____________

(оценка)

___ ________ 20___г.

Новосибирск 2022

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…2

Глава 1. Функции и дисфункции социальных институтов…………….

1.1 Классификация функций социальных институтов…………

1.2 Дисфункции социальных институтов…………….

Глава 2. Сущность процесса социализации……………

2.1 Сущность социализации…………….

2.2 Сущность и признаки социализации………..

Глава 3. Социальные организации в современном обществе……….

3.1 Социальная организация…………

3.2 Виды социальных организаций……………

Список литературы…………………………………………………………16

Введение

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функций того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворением потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э. Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребности она соответствует».[72] Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Список универсальных, т. е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и
воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.[73]

1.1 Классификация функций социальных институтов

Классифицируя функции социальных институтов можно выделить следующие:

  • явные

  • латентные

К явным функциям социальных институтов относятся сформированные и декларированные нормативные акты - законы, постановления, уставы.

Латентные функции проявляются в виде непредвиденных результатов деятельности групп или отдельных индивидов. Явные функции показывают, то чего хотели добиться люди действуя в рамках того или иного института, а латентные показывают результат - что из этого получилось. Наряду с указанными выше функциями существуют общие для всех институтов функции:

Стабилизирующая функция – которая закрепляет и воспроизводит общественные отношения.

Регулятивная функция суть, которой состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование отношений между членами общества путем выработки определенных шаблонов поведения.

Интегративная функция – обеспечивающая эффективное протекание процессов сплочения членов социальных групп их взаимоответственности и взаимозависимости, происходящих под воздействием норм и правил, установленных в данном социальном институте.

Транслирующая функция – обеспечивающая процесс передачи опыта, социализации членов общества к установленным в нем социальным ценностям нормам и правилам.

Коммуникативная функция – которая обеспечивает передачу всей необходимой информации для членов социального общества, ее переработку и анализ и качественное восприятие.

Функция социализации обеспечивает прочное усвоение установленных в данном социальном институте культурных и социальных норм и правил.

1.2 Дисфункции социальных институтов

В процессе функционирования социального института могут возникать определенные проблемы, так называемые дисфункции. Существует несколько причин для их возникновения:

  • Изменение функций социального института с течением времени;

  • Постоянно меняющиеся социальные потребности членов социального института не находят адекватного отражения в его структуре и функциях.

Возникновение новой общественно значимой потребности, которая вызывает так называемую конкуренцию между социальными институтами. Также дисфункции могут быть вызваны попытками одного социального института монополизировать реализацию большинства социальных потребностей индивидов, тем самым забирая часть функционала у других социальных институтов и превращая их существование в бессмысленное дублирование одних и тех же действий. Дисфункции социальных институтов могут проявляться как во внешней (формальной, организационной), так и во внутренней (содержательной) деятельности. Выражаться она может в неопределенности функции института, размытости установленных целей, падении его общественного авторитета среди членов общества. Институт начинает работать не ради установленной цели, для которой он был создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Дисфункция в деятельности любого социального института обнаруживается в случае потери его существенного качества - деперсонализации деятельности. Принцип деперсонализации означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенностей личности тех, кто

должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов. Оно зависит от чёткого определения социальных ролей и эффективной работы механизма, обеспечивающего их должное исполнение. Потеря деперсонализации ведёт к тому, что институт меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

2.1 Сущность социализации

Социализация – важнейший вид социального взаимодействия, в результате которого происходит формирование индивида как полноценного и полноправного члена общества. Термин «социализация» ввели в кон. XIX века социолог Ф. Гиддингс и психолог Г. Тард, этим понятием они обозначили процесс формирования личности и развития социальной природы человека под воздействием социальной среды. Социализация в широком смысле – это определение происхождения и развития родовой природы человека, т.е. филогенез – исторический процесс развития человечества. Социализация в узком смысле – это процесс освоения культурных норм и социальных ролей, протекающий на протяжении всей жизни человека. Это процесс внедрения человека в общество, усвоение ценностей и норм этого общества, овладение им навыками общественного поведения. С одной стороны, в процессе социализации реализуются природные задатки, заложенные в человеке, а с другой стороны - при участии социума происходит трансформация этих задатков через образование, воспитание, приобщение индивида к культуре в социально значимые качества личности. Становление личности в процессе социализации протекает под воздействием институтов и агентов социализации. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, индивидуального и социального контроля. На них воздействуют национальные, социальные, моральные, профессиональные, расовые различия людей. Агентами социализации являются люди, которые обучают культурным нормам и способствуют усвоению социальных ролей (родители, родственники, воспитатели, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок и т.д.). Институты социализации – это учреждения, направляющие процесс социализации и воздействующие на него (школа, вузы, государство, предприятия, армия, партии, церковь, суды, телевидение и т.д.).


2.2 Сущность и признаки социализации

Роль социальных институтов в процессе социализации:

  • обеспечение гармоничного вхождения человека в социальную среду;

  • освоение социальных ролей;

  • выработка собственных ценностей и ориентаций.

Социализацию можно рассматривать как интернализацию социальных норм. Эти нормы становятся обязательными для человека потому, что он сам их для себя устанавливает, они становятся частью собственной индивидуальности благодаря этому человек ощущает внутреннюю потребность в адаптации к социальной среде. В ходе социализации на основе освоения социальных ролей осуществляется взаимодействие между людьми. благодаря усвоению новыми членами общества сложившихся норм, ценностей и моделей поведения сохраняется общество.

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии его с обществом. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.

2.3 Этапы социализации

Процесс социализации начинается с первого года жизни.

В процессе социализации выделяют следующие виды социализации:

  • Первичная, или ранняя социализация, охватывающая период детства (от рождения до формирования зрелой личности). Характеризуется приобретением общекультурных знаний, усвоением начальных представлений о характере взаимоотношений между людьми и о мире в целом. Особый этап первичной социализации – подростковый возраст, во время которого способности и возможности ребенка в значительной степени превышают предписанные рамки поведения и правила.


  • Вторичная социализация, или ресоциализацию, включающая период перестройки к новым социальным условиям уже зрелой личности. Включает профессиональную социализацию, связанную с овладением специальными знаниями, приобщением к определенной субкультуре, расширение диапазона социальных ролей и социальных контактов личности. Пенсионный возраст или потеря работоспособности характеризуются изменениями образа жизни вследствие исключения из среды производства.

Долгое время считалось, что индивид проходит только первичную социализацию, в раннем и юношеском возрасте. Однако вторичная социализация неизбежна, что обусловлено следующими обстоятельствами. Изменения в социальной структуре общества, способствующие ориентации на определенный достигаемый статус личности. Успешный в профессиональной деятельности человек продвигаясь по служебной лестнице вверх переходит на новую социальную ступень. Это требует овладения новыми знаниями, навыками, т.е. в структуре личности происходят определенные изменения. Развитие общества при экстремальных условиях, в периоды резких политических и социально-экономических потрясений, социальная структура в корне меняется. Вторичная социализация становится не просто способом овладения новой профессией. Это усвоение новой идеологии, переход на новую социальную ступень, принятие новых политических установок, правил экономической игры. Процессы социализации касаются всего образа жизни человека. На протяжении жизни изменяются вида деятельности социализации: игра, учеба в школе, обучение в высших учебных заведениях, армия, выбор жизненного пути, общественная работа, трудовая деятельность, передача опыта молодым и т.д. Возможности выбора поведения с возрастом расширяются.

Признаки социализации

В процессе социализации человек как воспринимает социальный опыт, так и овладевает им, активно преобразуя в собственные позиции, ориентации, ценности, установки, в собственное видение общественных отношений. Личность субъективно включается в исполнение разных ролевых функций, в различные социальные связи, преобразуя себя и окружающий мир. Социальный опыт включает некоторые основные составляющие: правила, нормы, ценности, отношений и др. социальной среды; культура производственной, общественной и др. видов деятельности. Об удачной социализации можно судить по ее признакам.

Признаки социализации личности: