ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие № 4.
Тема: «Выбор и альтернативная стоимость»
Цель: изучить сущность выбора, альтернативной стоимости. Развить экономическое мышление, на практике познакомиться с алгоритмом принятия решения.
Задачи:
Объяснять взаимосвязь между потребностями и производственными ресурсами. Понимать фундаментальный характер концепции ограниченности ресурсов.
Понимать идею, лежащую в основе концепции альтернативной стоимости,
применять данную концепцию при анализе конкретных примеров.
Понимать сущность проблемы выбора.
Уметь аргументировать принятое решение.
Тип занятия: проверка и сообщение новых знаний
Вид: комбинированный
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний
2. Формирование новых знаний
3. Закрепление изученного материала
4. Подведение итогов, выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Оборудование:
1. План-конспект занятия.
2. Рабочие тетради обучающихся.
3. Учебник Иванов С.И.; Линьков А.Я. Экономика. 10-11 классы. Учебник. Книга 1. «Вита – Пресс»,2021.
План:
1. Экономический выбор. Альтернативные затраты.
2. Метод научной абстракции.
3. Альтернативная стоимость.
1. Актуализация опорных знаний.
-повторение предыдущей темы.
- устный опрос группы.
- индивидуальная оценка знаний по карточкам. (приложение 1.)
- выборочные ответы по заданию с д\з по факторам производства.
2. Формирование новых знаний
1. Экономический выбор. Альтернативные затраты.
Сегодня мы познакомимся с понятием «Выбора и альтернативной стоимости». Нам с вами предстоит познакомить с понятиями экономического выбора, стоимости, затрат.
Начнем с определения экономического выбора.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:
АС = явные затраты + упущенные возможности
Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.
При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:
• принцип максимума – получить наибольшую выгоду, используя имеющиеся ограниченные ресурсы;
• принцип минимума – с минимальными затратами достичь определённого заданного результата.
Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).
Для лучшего понимания, нам следует решить несколько задач по ранее данной схеме. Первую решим совместно.
Задача 1.
Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:
-
Курт – 5 фунтов стерлингов в час; -
Стив – 10 фунтов стерлингов в час; -
Ганс – 12 фунтов стерлингов в час.
Зарплата, фунтов/час | АС поезд, фунтов/час | АМ самолет, фунтов/час |
5 | | |
10 | | |
12 | | |
Решение.
Альтернативная стоимость рассчитывается по формуле:
АС = явные затраты + упущенные возможности.
Явные затраты здесь – стоимость проезда, а упущенные возможности – недополученная во время путешествия заработная плата. Зарплата Курта составляет 5£/ч, следовательно, АС его решения поехать поездом будет равна 60 + 5 × 5 = 85£, а АС самолёт = 100 + 5 =105£. Т. к. АС самолёт АС поезд, следовательно Курт поедет поездом.
Аналогично просчитываем варианты поездки Стива:
АС поезд = 60 + 10 × 5 =110£, АС самолёт = 100 + 10 =110£, т.к. альтернативные стоимости у Стива равны, то ему сложно сделать выбор в рамках условий данной задачи, в реальности появятся другие критерии (скорость, комфорт, безопасность), которые будут решающими для выбора.
Для Ганса при АС поезд = 60 + 12 × 5 =120£, АС самолёт = 100 + 12 =112£ выгоднее лететь самолётом.
Зарплата, фунтов/час | АС поезд, фунтов/час | АМ самолет, фунтов/час |
5 | 85 | 105 |
10 | 110 | 110 |
12 | 120 | 112 |
Задача 2.
Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.
Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?
Решение.
Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).
Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.
2. Метод научной абстракции.
В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.
Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.
Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
3.Альтернативная стоимость.
Осуществляя выбор, человек определяет цену этого выбора, т. е. оценивает то, чем приходится жертвовать.
Цена выбора, или альтернативная стоимость, — это то, от чего отказались, что принесли в жертву.
Пример. Допустим, вы идёте в кино, по пути увидели книгу, которую давно искали. Она стоит сто рублей. У вас есть сто рублей, но на кино уже денег не хватит. В такой ситуации вы должны сделать выбор, на что потратить деньги.
Предположим, вы выбираете книгу. То, чем вы пожертвовали, называется альтернативной стоимостью. В данном случае киносеанс — это альтернативная стоимость книги.
Пример. Вы хотите купить:
книгу за 100 рублей;
билет в кино за 150 рублей;
цветы за 130 рублей.
Денег хватает только на что-то одно. Допустим, вы выбрали цветы. Что является альтернативной стоимостью?
Оговоримся, что альтернативной стоимостью может быть только один вариант. Какой именно? Когда приходится чем-то жертвовать, нас волнует самая большая жертва. Это и будет альтернативная стоимость.
Таким образом, если вы выберете цветы, альтернативной стоимостью будет билет в кино. Если бы купили билет в кино, то альтернативной стоимостью был бы букет. При покупке книги альтернативной стоимостью был бы билет в кино.
Альтернативная стоимость — это упущенная выгода, лучший из вариантов, которые были отвергнуты в силу ограниченности ресурсов. Альтернативная стоимость может измеряться как в количестве товара, от которого пришлось отказаться, в натуральном выражении, так и в денежном выражении.
Например, студент может зарабатывать репетиторством в день 500 рублей; если он откажется от такой работы, то альтернативная стоимость его досуга равна 500 рублей в день. Это денежная оценка альтернативной стоимости. Можно было бы выразить упущенную выгоду в определённом количестве товаров, которые студент не сможет себе позволить, если откажется от работы, например: три билета в кино, или четыре обеда, или один новый галстук и т. д.
Понятие альтернативной стоимости является одним из ключевых экономических понятий. Всякий раз, когда мы стоим перед проблемой выбора, возникает необходимость жертвовать чем-либо, т. е. приходится оценивать альтернативную стоимость.
3. Закрепление изученного материала
Решение задач:
Задача 1: Иванов отказался от работы столяром с зарплатой 102 тыс. р. в год и отказался от работы продавцом за 80 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 16 тыс. р. Половину платы за обучение Иванову компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?
Задача 2: После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде. Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться, если:
плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;
расходы на питание . 35 тыс. р.;
транспортные расходы . 5 тыс. р.;
оплата снимаемой комнаты . 25 тыс. р.;
расходы на одежду . 20 тыс. р.;
заработная плата секретаря . 48 тыс. р. в год;
расходы на учебники . 4 тыс. р.
Задача 3. Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 р.
Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги.