Файл: 1 горячо в окончании наречия после шипящих в ударной позиции пишется О.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) ГОРЯЧО — в окончании наречия после шипящих в ударной позиции пишется О.
2) ГОЛУБИНЫЙ — в прилагательных, образованных с помощью суффикса -ИН-, пишется одна Н.
3) ПЕРЕБИРАТЬСЯ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная будет под ударением.
4) ЗАРНИЦА — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
5) БЕЧЕВКА — в суффиксе отглагольных существительных после шипящих пишется буква Е.
1) РУЖЬЕ — мягкий знак пишется для обозначения мягкости предыдущего согласного.
2) ПРОЧЬ — в этом наречии на конце пишется мягкий знак, так как оно является исключением.
3) ХОЛЩОВЫЙ — в суффиксах прилагательных под ударением после шипящего пишется О.
4) ОКОЛЬЦЕВАТЬ — буква Е в суффиксе глагола указывает на мягкость предыдущего согласного.
5) БЛЕДНОЛИЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы.
1) ИМЕНЬИЦЕ — в суффиксе -ИЦ- имени существительного среднего рода всегда пишется И.
2) ГЛУПОСТЬ — суффикс -ОСТЬ- неизменяемый, в нем всегда пишется О.
3) МЕШОЧЕК — написание Е в суффиксе объясняется тем, что буква исчезает при изменении слова.
4) УЗБЕКСКИЙ — в прилагательных, образованных от существительных с основой на К, пишется суффикс -СК-.
5) РУМЯНЫЙ — в прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна Н.
1) УСЛЫШАТ — в окончании глагола I спряжения в форме множественного числа 3-го лица пишется А.
2) ПОМИЛОВАТЬ — в суффиксе пишется буква О, потому что глагол в форме настоящего времени первого лица единственного числа оканчивается на -УЮ.
3) СТРОЯЩИЙСЯ — в имени прилагательном, образованном от глагола II спряжения, в суффиксе пишется буква Я.
4) ПОМОЖЕТЕ — в глаголах повелительного наклонения пишется окончание -ЕТЕ.
5) (в) МРАЧНОМ (раздумье) — в окончании имени прилагательного среднего рода единственного числа предложного падежа пишется буква О.
1) ПО СТАРОМУ (пути) — написание этого наречия следует запомнить.
2) ПОСТРОЕНА — написание одной буквы Н объясняется тем, что она находится в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени.
3) ВЗИМАТЬ — после иноязычной приставки в корне следует писать букву И.
4) НЕ ЗАМЕЧАЯ (ничего вокруг) — раздельное написание деепричастия с НЕ объясняется наличием зависимых слов.
5) ИЗЛАГАЕМЫЙ — в страдательном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЕМ-.
1) (уйти) ЧТОБЫ (вернуться) — подчинительный союз ЧТОБЫ со значением цели пишется слитно.
2) ЧЕМ-ТО — относительное и указательное местоимения пишутся через дефис.
3) ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ — наречие пишется через дефис, так как образовано путем повтора созвучных слов.
4) НЕ СМЕЛОСТЬ (а трусость) — раздельное написание НЕ с полным причастием объясняется тем, что есть зависимые слова.
5) ВЫБЕЛЕННЫЙ — в прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н.
Прочитайте текст.
1) Ехать пришлось через весь город. 2) И мать и сын дорогой молчали, охваченные одним и тем же чувством уныния. 3) Уже совершенно стемнело, когда они переехали через каменный мост, под которым узкой лентой извивалась зловонная речка. 4) Вот, наконец, и огромное трехэтажное здание гимназии. 5) Дальше уже нет ни одной городской постройки, кроме военной тюрьмы; ее огни едва мерцают далеко-далеко на краю военного поля, которое теперь кажется чернее ночи. (По А. И. Куприну “На переломе”)
1) Грамматическая основа предложения 1 - ехать.
2) Предложение 2 - односоставное назывное.
3) Первая часть предложения 3 - односоставное безличное предложение.
4) Предложение 4 - двусоставное с составным именным сказуемым.
5) В предложении 5 три грамматических основы.
Прочитайте текст.
1) Петя стоял на дворе и внимательно слушал, как суетившиеся работники готовились нести в комнату привозную «музыку». 2) Она была, очевидно, очень тяжелая, так как, когда ее стали подымать, телега трещала. 3) Вот они двинулись размеренными, тяжелыми шагами, и при каждом таком шаге над их головами что-то странно гудело, ворчало и позванивало. 4) Когда странную музыку ставили на пол в гостиной, она опять отозвалась глухим гулом, точно угрожая кому-то в сильном гневе. 5) Все это наводило на мальчика чувство, близкое к испугу, и не располагало в пользу нового неодушевленного, но вместе сердитого гостя. (По В. Г. Короленко "Слепой музыкант")
1) Части предложения 1 соединены бессоюзной связью.
2) Предложение 2 сложноподчиненное с последовательным подчинением.
3) Предложение 3 состоит из двух частей.
4) Предложение 4 сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
5) Предложение 5 сложносочиненное.
Он пошел в свою сторону(1) а я отправился далее(2) не обращая внимания(3) на досаду Савельича(4) и скоро позабыл(5) о вчерашней вьюге(6) о своем вожатом(7) и о заячьем тулупе. (А. С. Пушкин “Капитанская дочка”)
1246
Вот мы и свернули налево(1) и кое-как добрались до скудного приюта(2) состоящего из двух саклей(3) сложенных из плит(4) и булыжника(5) и обведенных такою же стеною. (М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”)
23
“Толочь воду в ступе” (1) фразеологизм. Сейчас (2) это устойчивое выражение (3) означает бессмысленное занятие. Однако (4) раньше слова в этом фразеологизме имели прямое значение (5) так наказывали провинившихся монахов в эпоху Средневековья. Этот фразеологизм входит в состав пословицы (6) “Воду в ступе толочь (7) вода и будет”.
17
Ответ: перо гуся
Прочитайте текст.
1) Уже две недели, как я перестал ходить в академию: сижу дома и пишу. 2) Работа совершенно измучила меня, хотя идет успешно. 3) Следовало бы сказать не “хотя”, а “тем более”, что идет успешно. 4) Чем ближе она подвигается к концу, тем все страшнее и страшнее кажется мне то, что я написал. 5) И кажется мне еще, что это – моя последняя картина. 6) Вот он сидит передо мной в темном углу котла, скорчившийся в три погибели, одетый в лохмотья, задыхающийся от усталости человек. 7) Его совсем не было бы видно, если бы не свет, проходящий сквозь круглые дыры, просверленные для заклепок. 8) Кружки этого света пестрят его одежду и лицо, светятся золотыми пятнами на его лохмотьях, на всклоченной и закопченной бороде и волосах, на багрово-красном лице, по которому струится пот, смешанный с грязью, на жилистых надорванных руках и на измученной широкой и впалой груди. 9) Постоянно повторяющийся страшный удар обрушивается на котел и заставляет несчастного глухаря напрягать все свои силы, чтобы удержаться в своей невероятной позе. 10) Насколько можно было выразить это напряженное усилие, я выразил. 11) Иногда я кладу палитру и кисти и усаживаюсь подальше от картины, прямо против нее. 12) Я доволен ею; ничто мне так не удавалось, как эта ужасная вещь. 13) Беда только в том, что это довольство не ласкает меня, а мучит. 14) Это – не написанная картина, это – созревшая болезнь. 15) Чем она разрешится, я не знаю, но чувствую, что после этой картины мне нечего уже будет писать. 16) Птицеловы, рыболовы, охотники со всякими экспрессиями и типичнейшими физиономиями, вся эта “богатая область жанра” – на что мне теперь она? 17) Я ничем уже не подействую так, как этим глухарем, если только подействую... 18) Сделал опыт: позвал Дедова и показал ему картину. 19) Он сказал только: “ну, батенька”, и развел руками. 20) Уселся, смотрел полчаса, потом молча простился и ушел. 21) Кажется, подействовало... 22) Но ведь он все-таки – художник. 23) И я сижу перед своей картиной, и на меня она действует. 24) Смотришь и не можешь оторваться, чувствуешь за эту измученную фигуру. 25) Иногда мне даже слышатся удары молота... 26) Я от него сойду с ума. 27) Нужно его завесить.
(В. М. Гаршин “Художники”)
Ответ запишите в порядке возрастания, без пробелов, без запятых, точку не ставьте.
1) Его совсем не было бы видно, если бы не свет, проходящий сквозь круглые дыры, просверленные для заклепок.
2) Кружки этого света пестрят его одежду и лицо, светятся золотыми пятнами на его лохмотьях, на всклоченной и закопченной бороде и волосах, на багрово-красном лице, по которому струится пот, смешанный с грязью, на жилистых надорванных руках и на измученной широкой и впалой груди.
3) Я доволен ею; ничто мне так не удавалось, как эта ужасная вещь.
4) Я ничем уже не подействую так, как этим глухарем, если только подействую...
5) И я сижу перед своей картиной, и на меня она действует.
12
страшный
в три погибели
глухарь
САМОПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЯ
Текст задания для ученика
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Текст для работы над сочинением
1) Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало. 2) Быть может, тут явление атавизма,возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, – кто знает? 3) Да вот, недалеко искать, был у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. 4) Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. 5) И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.
6) Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. 7) Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. 8) Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
9) – О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищурив глаз и подняв палец, произносил: 10) – Антропос! 11) И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. 12) Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. 13) Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно; запрещено – и баста. 14) В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное.
15) Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: – Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло. 16) Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? 17) Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло. 18) А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, – и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого – Егорова, то было бы очень хорошо. 19) И что же?