Файл: 1 горячо в окончании наречия после шипящих в ударной позиции пишется О.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


20) Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька, – он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова. 21) Было у него странное обыкновение – ходить по нашим квартирам. 22) Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. 23) Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. 24) Это называлось у него “поддерживать добрые отношения с товарищами”, и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью. 25) Мы, учителя, боялись его. 26) И даже директор боялся. 27) Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! 28) Да что гимназию? 29) Весь город! 30) Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты. 31) Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять – пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. 32) Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте… 33) А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет! 34) А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? 35) А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?

(По А. П. Чехову “Человек в футляре”)

Ответ ученика

Русский филолог Ф. И. Буслаев писал о том, что с помощью языка “одно лицо передает свои мысли и чувствования другому”. Рассмотрим правильность этого утверждения, рассмотрев произведение А. П. Чехова “Человек в футляре”. Большая часть предложений в тексте повествовательные и не восклицательные. Рассказчик как будто бы просто делится историей о некоем Беликове. Но всегда ли ровно ведется повествование? Нет. Об этом свидетельствуют изредка появляющиеся вопросительные предложения: “...кто знает?”, “...какое ему дело?”, “И что же?” Так автор показывает нам размышления рассказчика, его сомнения, изображает внутренний диалог, вызванный произошедшим. Это подчеркивается также риторическими восклицаниями (предложения 29, 33). С помощью точек, вопросительных и восклицательных знаков автор помогает нам понять неравнодушное отношение рассказчика к описываемым событиям. Таким образом, прав был Ф. И. Буслаев, когда говорил об особом значение знаков препинания.


(124 слова)

Выберите верные критерии.

1. Содержание сочинения:

а) экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне, фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет;


б) экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне, допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса;


в) экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне, допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне.

2. Наличие примеров-аргументов:


а) экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте;
б) экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привел два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привел один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте;
в) экзаменуемый привел один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте;
г) экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привел примеры-аргументы не из прочитанного текста.

3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения:


а) работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста;

б) работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста;

в) в работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

4. Композиционная стройность работы:


а) работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет;
б) работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена одна ошибка в построении текста;


в) в работе допущено две и более ошибки в построении текста.

5. Соблюдение орфографических норм:


а) орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки;
б) допущено две-три ошибки;
в) допущено четыре и более ошибки.

6. Соблюдение пунктуационных норм:


а) пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок;
б) допущены три-четыре ошибки;
в) допущено пять и более ошибок.

7. Соблюдение грамматических норм:

а) грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка;
б) допущены две ошибки;
в) допущено три и более ошибки.

8. Соблюдение речевых норм:


а) речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок;
б) допущены три-четыре ошибки;
в) допущено пять и более ошибок.

9. Фактическая точность письменной речи:


а) фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет;
б) допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов;
в) допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов.

САМОПРОВЕРКА ИЗЛОЖЕНИЯ

Текст для работы над сжатым изложением
Человеческая культура выражает, осмысливает волю человека к жизни, — слепую волю, которая свойственна всему живому: растениям, насекомым, птицам и зверям.

Ценнейшая способность человека — способность наблюдать. Наблюдение по существу своему и результатам есть главная основа культурного роста человека. 

    Все на земле создается силами разума, воображения и воли человека. Из бесформенных кусков руды рабочий создал и создает все, чего не было и нет в природе, — карманные часы, железнодорожные мосты, хирургические инструменты, двигатели внутреннего сгорания, типографские машины и так далее — разумом своим он одухотворяет железо и сталь. Ученый, наблюдая, исследуя все существующее в природе, учит человека создавать что-то новое, заботится о его здоровье, о продлении его жизни. Художник, наблюдая внутренний мир людей — психику, показывает человеку величие и низость его, силу его разума и силу его звериных свойств. 

    Три человека строят культуру: ученый, художник и рабочий. Нет труда, который не имел бы культурного значения, чем сильнее любовь к труду — тем выше культура.


(М. Горький “О культуре”)
Ответ ученика
    Человеческая культура выражает, осмысливает волю человека к жизни, — слепую волю, которая свойственна всему живому: растениям, насекомым, птицам и зверям. Ценнейшая способность человека — способность наблюдать. Наблюдение по существу своему и результатам есть главная основа культурного роста человека. 
    Все на земле создается силами разума, воображения и воли человека. Из бесформенных кусков руды рабочий делает все, чего не было и нет в природе, разумом своим он одухотворяет железо и сталь. Ученый учит создавать что-то новое, заботится о продлении жизни. Художник показывает величие и низость человека, силу его разума и звериных свойств. Строят культуру ученый, художник и рабочий. Каждый труд имеет культурное значение, чем сильнее любовь к труду - тем выше культура.

Выберите верные критерии.
1. Содержание изложения:
а) экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;

б) экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему;
в) экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.

2. Сжатие исходного текста:

а) экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста;
б) экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия двух микротем текста;
в) экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия одной микротемы текста;
г) экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста.

3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения:


а) работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста;

б) работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста;



в) работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущено более одной логической ошибки, и/или в работе имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.