Файл: Лекция Техническое обслуживание энергетических гту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лекция 9. Техническое
обслуживание энергетических ГТУ

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Факторы, влияющие на планирование технического обслуживания энергетических ГТУ
Техническое обслуживание ГТУ
2

Типовая программа технического обслуживания включает ряд обязательных элементов:
1.
хорошее знание и понимание условий эксплуатации энергетической ГТУ, имеющей ряд особенностей по сравнению с другими энергетическими установками;
2.
обучение эксплуатационного и ремонтного персонала;
3.
хорошо спланированная программа технического обслуживания; регулярные осмотры оборудования;
4.
обеспеченность запчастями;
5.
диагностические системы по сбору и использованию соответствующих эксплуатационных показателей;
6.
немедленное выполнение ремонта и мер по поддержанию оборудования в соответствии с данными эксплуатации и осмотров;
7.
соблюдение заводских инструкций и др.
Затраты на РТО и обеспечение эксплуатационной готовности установки являются важными аспектами при эксплуатации газотурбинных электростанций.
Правильный контроль за плановым техническим обслуживанием и осмотрами
ГТУ обеспечивает получение прибыли за счет сокращения вынужденных простоев и отказов при пусках, а также приводит к сокращению остановов для внеплановых ремонтов.
Техническое обслуживание ГТУ
3

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Оценка воздействия вида топлива на сложность технического обслуживания (General
Electric)
4
КС ГТУ могут работать на :
1.
природном газе;
2.
жидком топливе (легкие и
тяжелые дистилляты нефти,
высококачественный мазут) ;
3.
синтетическом
газе
газификации углей.
Необходимо контролировать два
фактора:

присутствие
в
топливе
элементов,
вызывающих
коррозию;

чистоту
топлива
(соленая
вода, свинец и т.п.) ;
Оценка воздействия вида топлива на техническое обслуживание

Эквивалентное время эксплуатации учитывает влияние различных эксплуатационных событий и времени эксплуатации при различных температурных режимах с начислением индивидуальных коэффициентов.
Оценка влияния графика нагрузки и количества пусков на сложность
технического обслуживания
t экв
=





2 2
1 1
3 3
2 2
1 1
t b
t b
)
n a
(
n a
n a
, ч
5

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Планирование работ по техобслуживанию начинается с проверки зарегистрированных ЭЧН, ЭЦН и вычислений расчетных значений с учетом опыта и результатов предыдущих работ в целях определения частей, подлежащих замене. Для определения ожидаемого эксплуатационного профиля установки требуется оценивать время, наработку в часах и число циклов эксплуатации в межремонтный период, а также количество запасных частей для замены при техобслуживании.
Эквивалентные часы эксплуатации (ЭЧЭ):
Н
о
= 2(C
x xC
f xH + 5xN
0
)
Н
о
=
Эквивалентная наработка в часах
С х
=
Коэффициент нагрузки: С
х
= 1
– 2,0 в зависимости от условий эксплуатации ( Базовая нагрузка =
1, Пиковая нагрузка = 2)
C
f
=
Топливный коэффициент C
f
= 1.0 для газового топлива, C
f
= 1.5 для жидкого топлива
Н =
Наработка в календарных часах
Эквивалентные циклы эксплуатации (ЭЦЭ):
N
o
=


n х N)
N
o
=
Эквивалентные циклы наработки
С
n
= Коэффициент пуск/останов
С
п
= 1 нормальный пуск - нормальный останов
С
п
= 10 нормальный пуск - прямое отключение в диапазоне нагрузки 50-100%
С
п
= 10 нормальный пуск -30 с, останов в диапазоне нагрузки 50-100%
С
п
= 5 нормальный пуск -90 с, останов в диапазоне нагрузки 50-100%
N =
Число циклов пуск/останов
Периодичность работ по уровням ТО
6

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Периодичность работ по уровням ТО
7
Срок службы компонентов ограничивается в зависимости от количества ЭЧЭ или ЭЦЭ. При расчете ЭЧН принимается во внимание суммарное время эксплуатации с учетом ползучести, коррозии и окисления, а ЭЦН рассчитываются с учетом усталости при циклическом нагружении.
Частые пуски и остановы с несколькими часами работы приводят к ограничению срока службы компонентов по ЭЦН, в то время как длительная работа в течение большого количества часов с несколькими пусками ведет к ограничению срока службы компонентов по ЭЧН.
Интервалы между ревизиями состояния особенно нагруженных элементов ГТУ обычно составляют 8 – 16 тыс. часов эквивалентного времени эксплуатации.
Не контактирующие с горячими газами элементы установки
(ротор, диски, полые валы, лопатки компрессора и др.) подвергаются ревизиям с большими интервалами (до 40 тыс. часов эквивалентного времени эксплуатации).

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Пример осмотра бороскопом сопла второй
ступени ГТУ типа MS16 (General Electric)
8
Бороскопический осмотр

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Планово-предупредительный
ремонт
лопаток
первой ступени ГТ энергетической ГТУ (General
Electric)
при работе на природном газе с базовой
нагрузкой
/
— состояние новых лопаток ГТ ГТУ перед началом эксплуатации; 2 — нижняя граница состояния лопаток
ГТ в соответствии со стандартом; 3 — состояние значительного износа лопаток ГТ; 4 — время работы
ГТУ, после которого стоимость ремонта лопаток ГТ превышает затраты на новые лопатки
9
Периодичность работ по уровням ТО

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Влияние окружающей среды
Зависимость эксплуатационных характеристик ГТ
от загрязнения лопаток компрессора
Влияние очистки, компрессора на его
производительность
10
0,94 0,95 0,92 0,94 0,96 0,98 1,00 1,02 1,04 2
1
Массовый расход воздуха через компрессор при постоянной температуре выхлопных газов ГТ
0,90 0,96 0,97 0,98 0,99 1,00
K
G
HT
T
Э
ГТ
N
Э
ГТ

3
Ухудшение
характеристик
ГТУ
при
снижении
массового расхода воздуха через компрессор
1 -
относительная электрическая нагрузка ГТУ
2 -
относительный электрический КПД ГТУ
3 -
относительная начальная температура газов на
входе в ГТ

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Организация промывки компрессора ГТУ
типа GT-8C (Альстом)
1
– компрессор; 2 – входной патрубок; 3 – внутренний коллектор системы промывки; 4
- внешний коллектор системы промывки; 5 – форсунки; 6 – промывочная тележка; А – вход воздуха; В – подвод моющей жидкости от промывочной тележки
11
Варианты очистки компрессор

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
Э
Г
N

12
Коррозия элементов энергетических ГТУ
Компрессор
Отложения, осаждающиеся на лопатках компрессора содержат несколько процентов хлорида натрия и калия, которые в сочетании с водой образуют агрессивный электролит, вызывающий точечную коррозию металла лопаток (приводит к снижению усталостной прочности и растрескиванию лопаток)
Газовая турбина
Наибольшему влиянию коррозии подвергается лопаточный аппарат первой ступени газовой турбины.

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
-
высокотемпературная коррозия – характеризуется равной пораженной поверхностью при температурах 800 – 900 о
С
HCl
NaSO
O
H
SO
NaCl
4 2
2 2
4 4
2 2




-
низкотемпературная коррозия при температуре 600 о
С (паттинг – коррозия)
Ухудшение характеристик ГТУ вследствие роста
шероховатости лопаток ГТ
-
снижение электрической мощности ГТУ,%; — снижение КПД производства электроэнергии; А = К/1 — относительная шероховатость поверхности лопаток ГТ
— шероховатость поверхности лопаток, l — длина рассматриваемого профиля лопатки)
Э
Г
N

Э
Г


13
Коррозия элементов энергетических ГТУ
700 C
850 C
t, C
Тип I
Тип II
1
С
ко ро ст ь ко рр оз и
и
Типы коррозии
1- чистое окисление

Научно-исследовательская лаборатория Газотурбинные и Парогазовые ТЭС
14
Эрозия элементов энергетических ГТУ
Эрозией
называют абразивный износ металла лопаточного аппарата ГТУ вследствие воздействия мелких твердых частиц, которые вносятся в установку вместе с воздухом, поступающим в компрессор, а также с топливом (в форме песка и частиц ржавчины, присутствующих в трубопроводах топливной системы)
При эрозии лопаток компрессора частицами крупнее 5

10 микрон, происходит затупление передних кромок аэродинамических профилей, что приводит к изменениям углов атаки воздушного потока, а также к утончению задних кромок лопаток, что является нежелательным. Эрозия лопаток газовых турбин развивается подобным образом, приводя к износу профиля лопаток вплоть до обнажения каналов охлаждающего воздуха