Файл: Пояснительная записка к модулю декоративно прикладное и народное искусство общая характеристика модуля декоративноприкладное и народное искусство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно- прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде; иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира; характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно- прикладного искусства; уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды; распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала; распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.; знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения; различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный; владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,
сетчатых, центрических; знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах; овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства; знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома,
его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры; иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности; знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом; иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности —быта, костюма разных исторических эпох и народов (например,
Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей; объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей; объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни; рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов; уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.; различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов; иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов; уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики; уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение; ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Дата
изучен
ия
Виды
деятельно
сти
Виды,
форм
ы
контр
оля
Электрон
ные
(цифровы
е)
образоват
ельные
ресурсы
все
го
контроль
ные
работы
практиче
ские
работы
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
1.
1.
Декоративно- прикладное искусство и его виды
Раздел 2. Древние корни народного искусства
2.
1.
Древние образы в народном искусстве
2.
2.
Убранство русской избы
2.
3.
Внутренний мир русской избы
2.
4.
Конструкция и декор предметов народного быта и труда
2.
5.
Народный праздничный костюм
2.
6.
Искусство народной вышивки
2.
7.
Народные праздничные
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Дата
изучен
ия
Виды
деятельно
сти
Виды,
форм
ы
контр
оля
Электрон
ные
(цифровы
е)
образоват
ельные
ресурсы
все
го
контроль
ные
работы
практиче
ские
работы
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
1.
1.
Декоративно- прикладное искусство и его виды
Раздел 2. Древние корни народного искусства
2.
1.
Древние образы в народном искусстве
2.
2.
Убранство русской избы
2.
3.
Внутренний мир русской избы
2.
4.
Конструкция и декор предметов народного быта и труда
2.
5.
Народный праздничный костюм
2.
6.
Искусство народной вышивки
2.
7.
Народные праздничные
обряды
(обобщение темы)
Раздел 3. Народные художественные промыслы
3.
1.
Происхож дение художеств енных промысло в и их роль в современн ой жизни народов
России
3.
2.
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов
3.
3.
Праздничная хохлома. Роспись по дереву
3.
4.
Искусство Гжели.
Керамика
3.
5.
Городецкая роспись по дереву
3.
6.
Жостово. Роспись по металлу
3.
7.
Искусство лаковой живописи
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
4.
1.
Роль декоративно- прикладного искусства в культуре древних цивилизаций
4.
2.
Особенности орнамента в культурах разных народов
4.
3.
Особенности конструкции и декора одежды
4.
4.
Целостный образ декоративно- прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
5.
1.
Многообраз ие видов, форм, материалов и техник современног
(обобщение темы)
Раздел 3. Народные художественные промыслы
3.
1.
Происхож дение художеств енных промысло в и их роль в современн ой жизни народов
России
3.
2.
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов
3.
3.
Праздничная хохлома. Роспись по дереву
3.
4.
Искусство Гжели.
Керамика
3.
5.
Городецкая роспись по дереву
3.
6.
Жостово. Роспись по металлу
3.
7.
Искусство лаковой живописи
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
4.
1.
Роль декоративно- прикладного искусства в культуре древних цивилизаций
4.
2.
Особенности орнамента в культурах разных народов
4.
3.
Особенности конструкции и декора одежды
4.
4.
Целостный образ декоративно- прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
5.
1.
Многообраз ие видов, форм, материалов и техник современног
о декоративно го искусства
5.2.
Символический знак в современной жизни
5.3.
Декор современных улиц и помещений
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО МОДУЛЮ
34 3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучени
я
Виды,
формы
контрол
я
всег
о
контрольны
е работы
практически
е работы
1.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Общие сведения о декоративно- прикладном искусстве.
Декоративно- прикладное искусство и его виды.
Декоративно- прикладное искусство и предметная
1
5.2.
Символический знак в современной жизни
5.3.
Декор современных улиц и помещений
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО МОДУЛЮ
34 3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучени
я
Виды,
формы
контрол
я
всег
о
контрольны
е работы
практически
е работы
1.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Общие сведения о декоративно- прикладном искусстве.
Декоративно- прикладное искусство и его виды.
Декоративно- прикладное искусство и предметная
1
среда жизни людей
2.
Модуль "Декоративно
- прикладное и народное искусство".
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно- прикладного искусства.
Традиционные образы народного
(крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом
1 3.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Древние корни народного искусства. Роль
1
2.
Модуль "Декоративно
- прикладное и народное искусство".
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно- прикладного искусства.
Традиционные образы народного
(крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом
1 3.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Древние корни народного искусства. Роль
1
природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.
Образно- символический язык народного прикладного искусства
4.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Древние корни народного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки.
Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической
1
Образно- символический язык народного прикладного искусства
4.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Древние корни народного искусства.
Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки.
Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической
1
творческой работы
5.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Убранство русской избы. Конструкция избы, единство красоты и пользы —
функционального и символического — в её постройке и украшении
1 6.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Убранство русской избы. Выполнение рисунков —эскизов орнаментального декора крестьянского дома
1 7.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Убранство русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные
1
5.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Убранство русской избы. Конструкция избы, единство красоты и пользы —
функционального и символического — в её постройке и украшении
1 6.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Убранство русской избы. Выполнение рисунков —эскизов орнаментального декора крестьянского дома
1 7.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Убранство русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные
1
элементы жилой среды
8.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Предметы народного быта: их декор. Роль орнаментов в украшении предметов
1 9.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Характерные особенности народного традиционного быта у разных народов.
1 10.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Выполнение рисунков предметов народного
1
8.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Предметы народного быта: их декор. Роль орнаментов в украшении предметов
1 9.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Характерные особенности народного традиционного быта у разных народов.
1 10.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Выполнение рисунков предметов народного
1
быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально- символического оформления
11.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство". Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма —
северорусский
(сарафан) и южнорусский (понёва) варианты
1 12.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Народный праздничный костюм.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны
1 13.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство". Народный
1
11.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство". Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского.
Традиционная конструкция русского женского костюма —
северорусский
(сарафан) и южнорусский (понёва) варианты
1 12.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Народный праздничный костюм.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны
1 13.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство". Народный
1
праздничный костюм.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах.
Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке
14.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство". Народный праздничный костюм.Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны
1 15.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Народный праздничный костюм.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт
1
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах.
Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке
14.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство". Народный праздничный костюм.Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны
1 15.
Модуль "Декоративно- прикладное и народное искусство".
Народный праздничный костюм.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт
1