Файл: Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела i Философия и ее исторические типы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I
«Философия и ее исторические типы»
Вариант 1.
-
Дайте развернутое определение понятию «мировоззрение», выделите основные уровни и исторические формы мировоззрения. Обоснуйте, почему философию считают теоретической формой мировоззрения.
Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.
Уровни мировоззрения:
1 уровень – уровень обыденного сознания (опыт, практика, убеждения, верования, непосредственный контакт с реальностью);
2 уровень – уровень обобщенных систем мировоззрения (обобщение, анализ, теоретизация, общезначимые ценности).
Исторические формы мировоззрения:
-
Мифологическая -
Религиозная -
Научная -
«Антропологическая»
Черты мировоззрения:
-
активность (определяет позиции своего носителя), -
всеобщность, универсальность.
Структура мировоззрения:
-
познавательный элемент, -
ценностно – нормативный элемент.
Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия – теоретическое ядро мировоззрения. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.
-
Заполните таблицу, отразив основные этапы развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:
№ | Наименование этапа античной философии и хронологические рамки. | Основные философы, представители этого периода | Основные проблемы и примеры их решений |
1 | Досократовский (5-6 вв. до н.э.) | Фалес, Гераклит, Зенон, Пифагор | Проблема архэ – единая основа мироздания. Проблема интегрального единства множественных миров. |
2 | Антропологический (5 в. До н.э.) | Сократ, Протагор | Главный предмет исследования - человек |
3 | Систематический (середина 5 – конец 4 в. До н.э.) | Платон, Аристотель | Формирование основных философ. проблем |
-
Что такое экзистенциализм, каковы его хронологические рамки, основные представители, проблемы и идеи, каков вклад в развитие философии и культуры 20 века?
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia —существование), также филосо́фия существова́ния — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы.
- направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в. и ставшее однм из ведущих в современной западной философии.
У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.
-
Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский. -
Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.
Современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных: Умберто Эко, Жак Деррида, Мишель Фуко, Ролан Барт, Андре Глюксманн, Виктор Пелевин.
Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт, например:
-
уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен») -
общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»). -
внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»). -
проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор») -
проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»). -
одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»). -
проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).
Основные идеи
Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
У каждого своя сущность. Индивидуальная. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной , факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.
Заключение:
Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него
В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.
Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.