Файл: Тк 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела i Философия и ее исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 10. Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»
Вариант 1.

  1. Дайте развернутое определение понятию «мировоззрение», выделите основные уровни и исторические формы мировоззрения. Обоснуйте, почему философию считают теоретической формой мировоззрения.


Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.
Уровни мировоззрения:
1  уровень – уровень обыденного сознания (опыт, практика, убеждения, верования, непосредственный контакт с реальностью);
2  уровень – уровень обобщенных систем мировоззрения (обобщение, анализ, теоретизация, общезначимые ценности).
Исторические формы мировоззрения:

  1. Мифологическая

  2. Религиозная

  3. Научная

  4. «Антропологическая»


Черты мировоззрения:

  • активность (определяет позиции своего носителя),

  • всеобщность, универсальность.


Структура мировоззрения:

  • познавательный элемент,

  • ценностно – нормативный элемент.


Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия – теоретическое ядро мировоззрения. Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.


  1. Заполните таблицу, отразив основные этапы развития античной философии, указав наименования этапов, хронологические рамки, представителей и примеры, обсуждаемых философских проблем:



Наименование этапа античной философии и хронологические рамки.

Основные философы, представители этого периода

Основные проблемы и примеры их решений

1

Досократовский (5-6 вв. до н.э.)

Фалес, Гераклит, Зенон, Пифагор

Проблема архэ – единая основа мироздания. Проблема интегрального единства множественных миров.

2

Антропологический (5 в. До н.э.)

Сократ, Протагор

Главный предмет исследования - человек

3

Систематический (середина 5 – конец 4 в. До н.э.)

Платон, Аристотель

Формирование основных философ. проблем





  1. Что такое экзистенциализм, каковы его хронологические рамки, основные представители, проблемы и идеи, каков вклад в развитие философии и культуры 20 века?

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia —существование), также филосо́фия существова́ния — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы.

- направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в. и ставшее однм из ведущих в современной западной философии.

У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.

  1. Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.

  2. Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных: Умберто Эко, Жак Деррида, Мишель Фуко, Ролан Барт, Андре Глюксманн, Виктор Пелевин.

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт, например:

  1. уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)

  2. общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).

  3. внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).

  4. проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)

  5. проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).

  6. одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).

  7. проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).


Основные идеи

Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.

Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.

У каждого своя сущность. Индивидуальная. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной , факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.

Заключение:

Экзистенциализм стремится понять бытие как не­что непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, раци­онализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него

В центре философии экзистенциализма лежит по­нятие свободы. Для данного философского направ­ления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Эк­зистенциализм провозглашает гуманистически-нату­ралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его рас­крепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцен-дентальность, т.е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разны­ми представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности.