Файл: Особенности психического развития людей с нарушениями речевой деятельности являются одной из важнейших проблем в психологии и медицине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности психического развития людей с нарушениями речевой деятельности являются одной из важнейших проблем в психологии и медицине. Речевые нарушения могут возникнуть вследствие различных причин, таких как поражения центральной нервной системы, генетические нарушения, травмы и т.д.
В данном контексте, важно исследовать, какие особенности психического развития проявляются у людей с нарушениями речевой деятельности, какие психические процессы и состояния развиваются в таких условиях и как они влияют на формирование и проявление в разных видах деятельности, а также каким образом происходит становление и развитие социального взаимодействия у таких людей.
Изучение этих вопросов имеет большое значение для понимания психических механизмов, лежащих в основе речевых нарушений, а также для разработки эффективных методов и технологий коррекции и реабилитации людей с нарушениями речевой деятельности.
Люди с нарушениями речевой деятельности, как правило, сталкиваются с рядом психических особенностей, связанных с отклонениями в формировании и функционировании речи. Одной из таких особенностей является задержка в развитии речи, которая может быть связана с недостаточным развитием определенных областей мозга, ответственных за речевые функции.
Одним из ключевых психических процессов, которые могут быть затронуты у людей с нарушениями речевой деятельности, является когнитивный процесс мышления. Исследования показывают, что у людей с задержкой в развитии речи или другими нарушениями речевой деятельности может наблюдаться несколько отличающийся от нормы паттерн мышления. Так, например, у некоторых людей с нарушениями речи наблюдается склонность к конкретному мышлению, при котором они тяготеют к рассмотрению деталей, а не к общей картине. У других людей наблюдается склонность к абстрактному мышлению, при котором они стремятся к рассмотрению общих закономерностей, а не к деталям. Кроме того, у людей с нарушениями речи часто наблюдается затруднение в организации мыслительных процессов, что проявляется в затруднении с формулированием мыслей, сложности в планировании и принятии решений.
1
Особенности формирования и проявления в разных видах деятельности также связаны с нарушениями речи. Так, например, у детей с задержкой в развитии речи часто наблюдается затруднение в усвоении грамматики и правил языка, что может приводить к затруднениям в чтении, написании и общении с окружающими. У взрослых же людей с нарушениями речи часто наблюдается затруднение в коммуникации и общении, что может приводить к социальной изоляции и затруднять получение профессионального образования и трудоустройства.
Социальное взаимодействие также может быть затруднено у людей с нарушениями речевой деятельности. Взаимодействие с окружающими людьми может стать источником стресса и тревоги из-за затруднений в коммуникации и проблем с пониманием социальных норм и правил. В связи с этим, люди с нарушениями речи часто испытывают трудности в установлении дружеских и романтических отношений, а также в поддержании долгосрочных контактов с другими людьми.
В то же время, развитие социальных навыков и взаимодействия может стать ключевым фактором, способствующим успешной коррекции речевых нарушений и улучшению качества жизни людей с такими нарушениями. Для этого могут применяться различные техники и методы, направленные на развитие социальной адаптации и улучшение коммуникативных навыков, такие как логопедические игры, тренинги в общении и др.2
Таким образом, психическое развитие людей с нарушениями речевой деятельности имеет ряд специфических особенностей, связанных с отклонениями в формировании и функционировании речи. При этом, нарушения речи могут оказывать существенное влияние на различные психические процессы и состояния, на формирование и проявление в разных видах деятельности, а также на становление и развитие социального взаимодействия. Важным фактором в коррекции и реабилитации людей с нарушениями речи является развитие социальных навыков и взаимодействия, что может помочь улучшить качество их жизни.
Другой важной особенностью психического развития людей с нарушениями речевой деятельности является задержка в развитии познавательных функций. У таких людей может наблюдаться затруднение в осуществлении анализа, синтеза, обобщения информации, а также в решении проблем и постановке целей. Это может приводить к затруднениям в процессе обучения и усвоения новых знаний, а также в процессе выполнения различных видов деятельности.
3
Особенности становления и развития социального взаимодействия у людей с нарушениями речевой деятельности также могут быть связаны с затруднениями в установлении контакта с другими людьми. Например, у детей с нарушениями речи часто наблюдается затруднение в установлении эмоционального контакта с окружающими, а также в понимании и использовании социальных сигналов. У взрослых же людей с нарушениями речи могут возникать проблемы в общении с коллегами, а также в решении конфликтных ситуаций.
Кроме того, у людей с нарушениями речевой деятельности могут возникать проблемы с пониманием и использованием языка вообще. Например, у них может наблюдаться затруднение в понимании и использовании некоторых слов и фраз, а также в определении своих собственных потребностей и желаний.
Важно отметить, что психическое развитие людей с нарушениями речевой деятельности может быть улучшено при помощи специальных методов и техник. Например, логопедические занятия могут помочь в улучшении речевой функции, а также в развитии социальных навыков и взаимодействия. В случае с более серьезными нарушениями, такими как дизартрия, может потребоваться более интенсивная терапия, включающая физические упражнения, массаж и другие методы.
Особенности психического развития людей с нарушениями речевой деятельности охватывают широкий спектр психических процессов и состояний, включая когнитивные функции, эмоционально-личностную сферу, социальное взаимодействие и моторику. Развитие и проявление этих особенностей зависят от конкретного нарушения речевой деятельности, степени его выраженности, возраста и индивидуальных особенностей человека.
Когнитивные функции у людей с нарушениями речевой деятельности могут быть нарушены в различной степени. Это может проявляться в затруднении понимания речи, формировании своей речи и мышления, запоминании и восприятии информации. Однако, в зависимости от нарушения, некоторые когнитивные функции могут оставаться неповрежденными, например, способность к пространственному мышлению и вниманию к деталям.
Эмоционально-личностная сфера у людей с нарушениями речевой деятельности также может быть нарушена. Например, у них может быть затруднение в осознании своих эмоций, их выражении и регуляции. Это может привести к проблемам во взаимодействии со сверстниками и окружающими людьми, а также к развитию психических расстройств.
В области моторики у людей с нарушениями речевой деятельности может быть затруднение в контроле движений речевых органов, что приводит к дисфункциям в произношении звуков и формировании своей речи. Кроме того, у них может быть затруднение в выполнении мелких движений, что сказывается на качестве письма и других мелкомоторных действиях.
Таким образом затронутая тема является очень важной в современной психологии.
Список литературы
-
Белопольская Н. Л., Сергеева М. Г. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд. — М.: Академия, 2016. — 352 с. -
Губанова А. А. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2019. — Т. 8. — №. 4. — С. 134-139. -
Данилова О. С. Психическое развитие детей с нарушениями речи в процессе дошкольного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2016. — 24 с. -
Жигалова М. Ю. Особенности развития метакогнитивных процессов у детей с нарушениями речи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2018. — №. 1 (1). — С. 97-102. -
Карагодина Л. В., Павлова М. В. Социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями речи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2019. — №. 3 (1). — С. 74-80. -
Лебедева М. Ю. Особенности формирования понимания речи у детей с задержкой психического развития // Вестник Пермского университета. Психология. — 2019. — Т. 15. — №. 3. — С. 469-477. -
Новикова Е. Ю., Швецова Е. В. Особенности психического развития детей с нарушениями речи // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2017. — №. 4 (26). — С. 44-49.
1 Белопольская Н. Л., Сергеева М. Г. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд. — М.: Академия, 2016. — 352 с.
2 Данилова О. С. Психическое развитие детей с нарушениями речи в процессе дошкольного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2016. — 24 с.
3 Новикова Е. Ю., Швецова Е. В. Особенности психического развития детей с нарушениями речи // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2017. — №. 4 (26). — С. 44-49.