Файл: Особенности психического развития людей с нарушениями речевой деятельности являются одной из важнейших проблем в психологии и медицине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Особенности психического развития людей с нарушениями речевой деятельности являются одной из важнейших проблем в психологии и медицине. Речевые нарушения могут возникнуть вследствие различных причин, таких как поражения центральной нервной системы, генетические нарушения, травмы и т.д.

В данном контексте, важно исследовать, какие особенности психического развития проявляются у людей с нарушениями речевой деятельности, какие психические процессы и состояния развиваются в таких условиях и как они влияют на формирование и проявление в разных видах деятельности, а также каким образом происходит становление и развитие социального взаимодействия у таких людей.

Изучение этих вопросов имеет большое значение для понимания психических механизмов, лежащих в основе речевых нарушений, а также для разработки эффективных методов и технологий коррекции и реабилитации людей с нарушениями речевой деятельности.

Люди с нарушениями речевой деятельности, как правило, сталкиваются с рядом психических особенностей, связанных с отклонениями в формировании и функционировании речи. Одной из таких особенностей является задержка в развитии речи, которая может быть связана с недостаточным развитием определенных областей мозга, ответственных за речевые функции.

Одним из ключевых психических процессов, которые могут быть затронуты у людей с нарушениями речевой деятельности, является когнитивный процесс мышления. Исследования показывают, что у людей с задержкой в развитии речи или другими нарушениями речевой деятельности может наблюдаться несколько отличающийся от нормы паттерн мышления. Так, например, у некоторых людей с нарушениями речи наблюдается склонность к конкретному мышлению, при котором они тяготеют к рассмотрению деталей, а не к общей картине. У других людей наблюдается склонность к абстрактному мышлению, при котором они стремятся к рассмотрению общих закономерностей, а не к деталям. Кроме того, у людей с нарушениями речи часто наблюдается затруднение в организации мыслительных процессов, что проявляется в затруднении с формулированием мыслей, сложности в планировании и принятии решений.
1

Особенности формирования и проявления в разных видах деятельности также связаны с нарушениями речи. Так, например, у детей с задержкой в развитии речи часто наблюдается затруднение в усвоении грамматики и правил языка, что может приводить к затруднениям в чтении, написании и общении с окружающими. У взрослых же людей с нарушениями речи часто наблюдается затруднение в коммуникации и общении, что может приводить к социальной изоляции и затруднять получение профессионального образования и трудоустройства.

Социальное взаимодействие также может быть затруднено у людей с нарушениями речевой деятельности. Взаимодействие с окружающими людьми может стать источником стресса и тревоги из-за затруднений в коммуникации и проблем с пониманием социальных норм и правил. В связи с этим, люди с нарушениями речи часто испытывают трудности в установлении дружеских и романтических отношений, а также в поддержании долгосрочных контактов с другими людьми.

В то же время, развитие социальных навыков и взаимодействия может стать ключевым фактором, способствующим успешной коррекции речевых нарушений и улучшению качества жизни людей с такими нарушениями. Для этого могут применяться различные техники и методы, направленные на развитие социальной адаптации и улучшение коммуникативных навыков, такие как логопедические игры, тренинги в общении и др.2

Таким образом, психическое развитие людей с нарушениями речевой деятельности имеет ряд специфических особенностей, связанных с отклонениями в формировании и функционировании речи. При этом, нарушения речи могут оказывать существенное влияние на различные психические процессы и состояния, на формирование и проявление в разных видах деятельности, а также на становление и развитие социального взаимодействия. Важным фактором в коррекции и реабилитации людей с нарушениями речи является развитие социальных навыков и взаимодействия, что может помочь улучшить качество их жизни.

Другой важной особенностью психического развития людей с нарушениями речевой деятельности является задержка в развитии познавательных функций. У таких людей может наблюдаться затруднение в осуществлении анализа, синтеза, обобщения информации, а также в решении проблем и постановке целей. Это может приводить к затруднениям в процессе обучения и усвоения новых знаний, а также в процессе выполнения различных видов деятельности.

3

Особенности становления и развития социального взаимодействия у людей с нарушениями речевой деятельности также могут быть связаны с затруднениями в установлении контакта с другими людьми. Например, у детей с нарушениями речи часто наблюдается затруднение в установлении эмоционального контакта с окружающими, а также в понимании и использовании социальных сигналов. У взрослых же людей с нарушениями речи могут возникать проблемы в общении с коллегами, а также в решении конфликтных ситуаций.

Кроме того, у людей с нарушениями речевой деятельности могут возникать проблемы с пониманием и использованием языка вообще. Например, у них может наблюдаться затруднение в понимании и использовании некоторых слов и фраз, а также в определении своих собственных потребностей и желаний.

Важно отметить, что психическое развитие людей с нарушениями речевой деятельности может быть улучшено при помощи специальных методов и техник. Например, логопедические занятия могут помочь в улучшении речевой функции, а также в развитии социальных навыков и взаимодействия. В случае с более серьезными нарушениями, такими как дизартрия, может потребоваться более интенсивная терапия, включающая физические упражнения, массаж и другие методы.

Особенности психического развития людей с нарушениями речевой деятельности охватывают широкий спектр психических процессов и состояний, включая когнитивные функции, эмоционально-личностную сферу, социальное взаимодействие и моторику. Развитие и проявление этих особенностей зависят от конкретного нарушения речевой деятельности, степени его выраженности, возраста и индивидуальных особенностей человека.

Когнитивные функции у людей с нарушениями речевой деятельности могут быть нарушены в различной степени. Это может проявляться в затруднении понимания речи, формировании своей речи и мышления, запоминании и восприятии информации. Однако, в зависимости от нарушения, некоторые когнитивные функции могут оставаться неповрежденными, например, способность к пространственному мышлению и вниманию к деталям.

Эмоционально-личностная сфера у людей с нарушениями речевой деятельности также может быть нарушена. Например, у них может быть затруднение в осознании своих эмоций, их выражении и регуляции. Это может привести к проблемам во взаимодействии со сверстниками и окружающими людьми, а также к развитию психических расстройств.


В области моторики у людей с нарушениями речевой деятельности может быть затруднение в контроле движений речевых органов, что приводит к дисфункциям в произношении звуков и формировании своей речи. Кроме того, у них может быть затруднение в выполнении мелких движений, что сказывается на качестве письма и других мелкомоторных действиях.

Таким образом затронутая тема является очень важной в современной психологии.

Список литературы




  1. Белопольская Н. Л., Сергеева М. Г. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд. — М.: Академия, 2016. — 352 с.

  2. Губанова А. А. Особенности социальной адаптации детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2019. — Т. 8. — №. 4. — С. 134-139.

  3. Данилова О. С. Психическое развитие детей с нарушениями речи в процессе дошкольного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2016. — 24 с.

  4. Жигалова М. Ю. Особенности развития метакогнитивных процессов у детей с нарушениями речи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2018. — №. 1 (1). — С. 97-102.

  5. Карагодина Л. В., Павлова М. В. Социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с нарушениями речи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2019. — №. 3 (1). — С. 74-80.

  6. Лебедева М. Ю. Особенности формирования понимания речи у детей с задержкой психического развития // Вестник Пермского университета. Психология. — 2019. — Т. 15. — №. 3. — С. 469-477.

  7. Новикова Е. Ю., Швецова Е. В. Особенности психического развития детей с нарушениями речи // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2017. — №. 4 (26). — С. 44-49.



1 Белопольская Н. Л., Сергеева М. Г. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд. — М.: Академия, 2016. — 352 с.


2 Данилова О. С. Психическое развитие детей с нарушениями речи в процессе дошкольного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2016. — 24 с.


3 Новикова Е. Ю., Швецова Е. В. Особенности психического развития детей с нарушениями речи // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2017. — №. 4 (26). — С. 44-49.