Файл: Классификация и виды задач в начальной школе.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему: «Классификация и виды задач в начальной школе»



Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.

С методической точки зрения для

полноценной работы над задачей

ученик должен: 
  • уметь хорошо читать и понимать смысл

  • прочитанного; 
  • уметь анализировать текст задачи,

  • выявлять его структуру и взаимоотноше-

    ния между данными и искомыми; 
  • уметь правильно выбирать и выполнять

  • арифметические действия; 
  • уметь записывать решение задач с

  • помощью соответствующей математиче-

    ской символики; 

     - умение составлять задачи.

Виды задач:

Текстовые (простые, составные)

Обратные

Текстовая задача— это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами.

Простая задача - задача, для решения которой надо выполнить одно арифметическое действие. Простые задачи можно разделить на виды либо в зависимости от действий, с помощью которых они решаются.

По своему характеру простые задачи могут быть подразделены па следующие группы:

1. Задачи, при решении которых выбор арифметического действия производится на основе использования опыта ученика.

2. Задачи на нахождение неизвестных компо-нентов сложения, вычитания, умножения, деления.

3. Задачи, в содержание которых в качестве данного или искомого входят разность или отноше-ние:

4. Задачи, для решения которых необходимо применить переформулировку условия.

Методика решения простой задачи:

1. Работа над содержанием задачи.

2. Поиск решения задачи.

3. Решение задачи.

4. Формулировка ответа.

5. Проверка решения задачи.

6. Последующая работа над решенной задачей.

Последовательность работы над усвоением содержания задачи:

а) разбор непонятных слов или выражений;

б) чтение текста задачи учителем и учащимся;

в) запись условия задачи;


г) повторение задачи по вопросам.

Формы записи содержания задачи:

1. Сокращенная форма записи, при которой из текста задачи выписывают числовые данные и только те слова и выражения, которые необходимы для .понимания логического смысла задачи.

2. Сокращенно-структурная форма записи, при которой каждая логическая часть задачи записывается с новой строки.

3. Схематическая форма записи.

4. Графическая форма записи.

Составная задача - задача, решаемая в 2 и более действий, представляющие собой различные сочетания простых (на сложение и вычитание на умножение и деление). Решение составной задачи сводится к разделению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению.

Методика решения составных задач.

Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению.

  Решение составной задачи всегда начинается знакомством с условием и вопросом к ней.

Далее используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся и иллюстрация задачи.

  Наряду с предметной иллюстрации, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись условия задачи.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

 

1).Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;

      2). В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;

    3). Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;

4). Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи. 

 

Математический термин "обратная задача" включает два слова. Данное прилагательное по отношению к задаче можно определить как противоположная или ведущая назад, к исходному состоянию.

Для того, чтобы составить обратную задачу, нужно иметь задачу исходную. И исходную задачу необходимо решить. Это нужно для того, чтобы использовать полученный результат в качестве исходных данных для обратной задачи.

Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:

Анализ задачи.

1. Известно, что … (расскажи условие задачи)

2. Надо узнать… (повтори вопрос)

3. Чтобы ответить на вопрос задачи

, надо …

4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…

5. Поэтому в первом действии мы узнаем …

6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … ( какое действие выполняем)

Типы задач.

Задачи на нахождение суммы.

На ветке сидело 6 воробья и 4 снегиря.

Сколько птиц сидело на ветке?



Воробей – 4 пт.

Снегирь – 6 пт. пт.



Решение.

Сколько птиц сидело на ветке?



6+4 = 10 (пт.)

Ответ : 10 птиц сидело на ветке.

?

Задачи на увеличение числа на несколько единиц

Антон нашел 5 боровиков, а сыроежек на 4 больше. Сколько сыроежек нашел Антон?



Боровик – 5 шт.

Сыроежка -? шт., на 4 шт. б.

Решение.

Сколько сыроежок нашел Антон?

5+4=9(шт.)

Ответ: 9 штук сыроежек.

5

6



В Северном Ледовитом океане 10 морей, а в Индийском на 5 меньше. Сколько морей в Индийском океане?



Северный Ледовитый -10 м.

Индийский - ? м., на 5 м. м.



Решение.

Сколько морей в Индийском океане?

10 – 5 = 5( м.)

Ответ: 5 морей в Индийском океане.

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

10

5
  • Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

  • За два дня турист прошел 8 км. В первый день он прошел 3 км.

    Сколько км он прошел во второй день?



    В первый – 3 км 8 км

    Во второй - ? Км



    Решение.

    Сколько километров он прошёл во второй день?

    8 – 3 = 5 (км)

    Ответ: 5 километров прошел во второй день.
  • \

8 км

3 км

? км

Задачи на нахождение остатка.

На дереве сидело 10 птиц. 3 улетели. Сколько птиц осталось?



Сидело – 10 пт.

Улетело – 3 пт.

Осталось - ? пт.



Решение.

Сколько птиц осталось?

10 – 3 = 7 (пт.)

Ответ: 7 птиц осталось.

У Иры было 9 тетрадей. Когда несколько тетрадей

Ира исписала, их осталось-6.

Сколько тетрадей исписала Ира?



Было – 9 тетр.

Исписала -? тетр.

Осталось – 6 тетр.



Решение.

Сколько тетрадей исписала Ира?

9-6=3 (тетр.)

Ответ: 3 тетради исписала.







Задача на нахождение неизвестного вычитаемого.

9 тетр.

6 тетр.

? тетр.

.







Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого.

Когда Коля раскрасил в книжке 4 картинки, их осталось 3. Сколько картинок было в книжке?




Раскрасил – 4 к.

Осталось -3 к.

Было -? к.



Решение.

Сколько картинок было в книжке?



4+3=7 (к.)

Ответ: 7 картинок было в книге.



? к.

3 к.

4 к.

Задачи на разностное сравнение.

В саду 8 кустов малины и 5 кустов крыжовника. На сколько

больше кустов малины, чем кустов крыжовника?



Малины- 8 к. на ? б.

Крыжовника -5 к.



Решение.

На сколько больше кустов малины, чем

кустов крыжовника.



8 – 5 = 3 (к.)



Ответ: на 3 куста больше.







8 к.

5 к.

б.

Задачи с косвенными вопросами.

В зоопарке 7 медведей. Это на 2 меньше, чем слонов. Сколько слонов в зоопарке?.

Медведи – 7 зв., это на 2 зв. м.

Слоны-? зв.

Решение.

7+2= 9 (зв.)

Ответ: 9 слонов в зоопарке.

Составная задача на нахождение суммы.

В магазин привезли 20 ящиков конфет, а печенья на 6 ящиков больше. Сколько всего ящиков привезли в магазин?



Конфет – 20 ящ. ? ящ.

Печенье - ? ящ., на 6 ящ. б.



Решение.

Сколько ящиков печенья?

20+6=26 (ящ.)

Сколько всего ящиков привезли?

20+26=46 (ящ.)

Ответ: 46 ящиков всего привезли.



20 ящ.

На 6 б.

? ящ.

? ящ.

Составная задача на нахождение остатка.

В классе учились 12 девочек и 10 мальчиков.

Потом 4 человека ушли. Сколько человек осталось?



Учились – 12 чел. и 10 чел.

Ушли – 4 чел.

Осталось -? чел.



Решение.

Сколько человек всего училось?

12 + 10= 22 (чел.)

Сколько человек осталось?

22 - 4= 18 (чел.)

Ответ: 18 человек осталось.

12 чел.

10 чел.

? чел.

? чел.

Составная задача на нахождение слагаемого.

В классе учились 14 девочек и 15 мальчиков.

В школу пришло 18 детей. Сколько детей заболело?



Учились – 14 д. и 15 д.

Пришли – 18 чел.

Заболело? -? чел.



Решение.

Сколько человек всего училось?

12 + 10= 22 (чел.)

Сколько человек осталось?

22 - 4= 18 (чел.)

Ответ: 18 человек осталось.

11 д.

15 д.

? д.

18 д.

? д.

Составная задача на нахождение третьего слагаемого.

У кошки 11 котят: 3 белых 4 черных и несколько рыжих.

Сколько рыжих котят у нашей кошки?



Белых – 3 к.

Черных – 4 к. ? к. 11 к.

Рыжих -?



Решение.

Сколько белых и чёрных котят всего?

3+4=7 (к.)


Сколько рыжих котят?

11 – 7 =4(к.)

Ответ: 4 котёнка рыжих.

3 к.

4 к.

11 к.

? к.

? к.

Составная задача на нахождение уменьшаемого.

В банке были соленые огурцы. За завтраком съели 12 огурцов,

а в обед 21. Сколько огурцов было в банке если в ней

осталось 15 огруцов?



Завтрак– 12 ог.

Обед – 21 ог. ? к. ? ог.

Осталось- 15 ог.

Решение.

Сколько всего съели за завтраком и обедом?

12+21=33(ог.)

Сколько огурцов было в банке?

33 +15 =48 (ог.)

Ответ: 48 огурцов было в банке.

12ог.

21 ог.

? ог.

15 ог.

? ог.

Составная задача на разностное сравнение.

В коробке было 9 красных и зеленых ручек. Из них красных – 3 ручки. На сколько зелёных ручек больше ,чем красных?

Красных – 3 р.

Зелёных - ? р.

Решение.

Сколько было зеленых ручек?

9 – 3 = 6 (р.)

На сколько зелёных ручек больше, чем красных?

6 – 3= 3(р.)

Ответ: на 3 ручки зеленых больше, чем красных.

9 р.

на ? б.

3 р.

на? р.

9 р

? р.

Простая задача на умножение.

На 3 полках по две кастрюли. Сколько кастрюль всего на полках?

1 полка

2 полка

3 полка

Решение.

Сколько кастрюль всего на полках?

2 * 3 = 6 (к.)

Ответ: 6 кастрюль всего на полках.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Антон нашел 5 боровиков, а Сережа в 4 раза больше. Сколько боровиков нашёл Серёжа?



Антон– 5 б.

Серёжа -? б., в 4 раза б.

Решение.

Сколько боровиков нашел Серёжа?

5*4=20(б.)

Ответ: 20 боровиков нашёл Серёжа .

5

В 4 раза б.

Задачи на деление по содержанию и на равные части.

Решение.

Сколько туристов жило в каждой палатке?

12: 3=4 (т.)

Ответ: 4 туриста жило в каждой палатке.

Задачи на кратное сравнение.

В бидоне 10 л молока, а в кувшине 5 л.

во сколько раз меньше молока в кувшине, чем в бидоне?



В бидоне – 10 л.

В кувшине – 5 л.



Решение.

Во сколько раз молока меньше в кувшине,чем в бидоне?

10 : 5= 2 (р.)

Ответ: в 2 раза меньше молока в кувшине, чем в бидоне.

во ? раз м.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

На одной стороне улицы 24 дома. Это в 3 раза больше, чем на другой. Сколько домов на другой стороне?



1 сторона - 24 д., в 3 раза б.

2 сторона - ? д.



Решение.

Сколько домов на другой стороне?