Файл: Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативно-правовую основу формирования системы стандартизации в сфере социального обслуживания населения составляют федеральные законы «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), международные стандарты, применяемые в соответствии с правовыми нормами.
Федеральный закон «О техническом регулировании», являясь основным законодательным документом Российской Федерации в области стандартизации, определяет ее цели, задачи, принципы и основные элементы.
Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования и стандартизации в области социального обслуживания населения в нашей стране. Статья 6 данного закона «Государственные стандарты социального обслуживания» гласит: социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Среди законов, регламентирующих вопросы реализации социального обслуживания населения, необходимо назвать также Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
Статьей 4 «Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов» данного Закона к предмету ведения федерального органа исполнительной власти отнесено «установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности, установление соответствующих сертификационных требований».
При этом использование государственных стандартов социального обслуживания будет способствовать экономии трудовых и материальных ресурсов, вовлечению в сферу деятельности по социальному обслуживанию негосударственного сектора экономики и, тем самым, будет содействовать улучшению экономических показателей в системе социального обслуживания населения.
В дополнение к действующим нормативно-правовым актам в области социального обслуживания населения государственные стандарты социального обслуживания населения будут способствовать обеспечению единства взглядов и эффективному взаимодействию участников системы социального обслуживания, при оказании социальных услуг в соответствии со стандартным объемом и качеством, различным категориям клиентов учреждений социального обслуживания, способствовать реализации законов и других нормативных актов Российской Федерации в части социального обслуживания населения.
Разработанная «Концепция национальной системы стандартизации социального обслуживания населения» вызвана необходимостью практической реализации, как это принято в международной практике экономической, социальной и коммуникативной функций стандартизации.
Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в сфере социального обслуживания населения: необходимость реформирования социальной сферы; обеспечение создания рынка социальных услуг; создание условий для привлечения к оказанию социальных как государственных, так и негосударственных организаций.
Основные положения концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации в сфере социального обслуживания населения в том числе: установление приоритетных направлений объектов стандартизации; совершенствование законодательных основ социального обслуживания населения в свете развития стандартизации; оптимизацию состава и структуры фонда стандартов.
Главные задачи формирования концепции стандартизации социального обслуживания населения: обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о формах и видах социального обслуживания; повышение качества объекта стандартизации и содействие оказанию адресной социальной поддержки населению; обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социальных услуг и социальной поддержки в рамках определения вида социального обслуживания; создание условий для обеспечения соответствия социальных услуг требованиям стандартов.
Особенностью данной Концепции и подхода к разработке системы стандартизации социального обслуживания населения является определение в качестве объекта стандартизации – деятельности в сфере социального обслуживания населения, т.е. «Социальное обслуживание населения», а предметом стандартизации выступают:
1.Виды социального обслуживания населения (термины, определения).
2. Социальные услуги.
3. Процессы (работы) по оказанию услуг.
4. Социальные риски (виды трудной жизненной ситуации).
Такой подход позволяет стандартизировать требования к деятельности в рамках определенного вида социального обслуживания и соответствующей формы социального обслуживания, исходя из трудной жизненной ситуации клиента (социального риска), а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и т.д.).
Система стандартизации социального обслуживания, включает следующие 4 группы национальных стандартов:
I. Основополагающие стандарты;
II. Стандарты на социальное обслуживание;
III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания;
IV. Стандарты на методы контроля.
I. Основополагающие стандарты - первую группу составляют стандарты, содержащие основные положения для сферы социального обслуживания населения. Стандарты данной группы определяют понятие и содержание национальной системы стандартизации социального обслуживания населения, устанавливают общие организационно-технические положения по осуществлению социального обслуживания населения.
II. Стандарты на социальное обслуживание - группа стандартов на социальное обслуживание устанавливает требования к содержанию групп социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также к деятельности учреждений по оказанию социальной поддержки населения.
III. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания - представляют стандарты на работы (процессы) в сфере социального обслуживания и содержат требования к технологиям осуществления различных видов социального обслуживания, а также требования к технологиям оказания различных видов социальных услуг и социальной поддержки, характеристики условий, необходимых для их оказания.
IV. Стандарты на методы контроля - определяют структуру методов и процедуру контроля реализации социального обслуживания, качества оказания социальных услуг и социальной поддержки населения.
Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частейнациональной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:
- Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;
- Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.
Не менее важное направление работы по стандартизации системы социального обслуживания населения - это отработка методологии применения нормативов при формировании бюджетов всех уровней с учетом разграничения полномочий.
Однако если стандартизация как вид деятельности достаточно освещен в научной литературе, то вопрос оценки качества оказываемых социальных услуг, и последующая в результате оценки сертификация деятельности учреждения по социальному обслуживанию, совершенно не разработаны. Кроме того вопросы стандартизации и сертификации системы социального обслуживания связаны с особенностями самих услуг. К ним можно отнести: невозможность количественной оценки многих видов услуг; применение экспертных и необходимость социологических оценок для изучения потребительских мнений о качестве; нормирование процессов оказания услуг (в том числе безопасности).
Обязательное подтверждение соответствия услуг, в зависимости от степени потенциальной опасности, осуществляется в двух формах: посредством сертификации услуг и посредством принятия исполнителем услуг декларации о соответствии.
3. Государственные минимальные стандарты
Совершенствование системы норм и нормативов связано с формированием государственной системы социальной стандартизации, которая обеспечивает создание принципиально нового механизма нормативно-правового регулирования государством развития всей весьма разнообразной по своей структуре социальной сферы.
Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период минимально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.
Для определения государственных минимальных социальных стандартов в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных услуг было бы правомерным понятие стандарта связывать также с разрешенной к применению технологией, обеспечивающей определенное качество обслуживания.
Установление государственных минимальных социальных стандартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач: совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан; социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах; определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества.
Совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных государственных минимальных социальных стандартов образует систему государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов Российской Федерации должно быть основано на следующих основных принципах: безусловное соблюдение конституционных прав граждан; общедоступность социальной защиты и социальных услуг, закрепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов; распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс формирования и использования государственных минимальных социальных стандартов; всесторонняя обоснованность устанавливаемых государственных минимальных социальных стандартов.
Заключение
Таким образом, стандартизация и сертификация системы социального обслуживания населения необходима, особенно в условиях перехода к рыночным отношениям и подготовке к переходу к функционированию системы социального обслуживания в условиях разграничения бюджетных полномочий и соответствующей инвентаризации бюджетных обязательств. Создается принципиально новая ситуация в сфере социального обслуживания при которой доминирующей тенденцией становится обеспечение тесной взаимосвязи между системой социальной защиты населения и ее финансовой основой посредством реализации следующих положений: