Файл: Сценарий урока игрыпутешествия Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме Русь в середине xii начале xiii в..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Костровская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока игры-путешествия

«Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме

«Русь в середине XII – начале XIII в.»

6 класс

Автор: Попова Ольга Алексеевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Костровская средняя

общеобразовательная школа»

Рыльского района

I квалификационная категория

2021 г.
История – 6 класс

.

Тема урока: Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.»

Цели и задачи: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.»; развивать познавательную активность обучающихся; определить степень усвоения изученного материала по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.»; воспитание познавательного отношения к истории, чувства ответственности человека за свои поступки, за судьбу своей страны.

Планируемые результаты:

предметные: актуализировать и обобщить знания по истории Руси в середине XII – начале XIII в; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из разных исторических источников;

метапредметные УУД:

коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; самостоятельно определять цели обучения; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории;

личностные УУД; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; уважать культурные достижения своего народа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы урока, карта.


Тип урока: урок контроля с элементами игры-путешествия.

Методы обучения: проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации; частично-поисковый – при выполнении заданий с историческими документами; игровой метод; практико-ориентированный метод.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап. Сообщение темы и целей урока.

  3. Основная часть.

  4. Рефлексия.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Великий испанский писатель Мигель Сервантес говорил: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение настоящего, предостережение для будущего». Благодаря истории мы знаем, что было много-много лет назад. И за столь большой и долгий промежуток времени набралось множество примеров, которыми можно воспользоваться и сейчас, а также множество примеров как поступать не следует. И, зная эти факты, мы можем обеспечить безопасное настоящее и светлое будущее, чтобы не повторять ошибок прошлого.

Мы закончили изучать тему «Русь в середине XII – начале XIII в.». Сегодня мы повторим и приведем в систему все, что мы уже знаем об этом периоде, проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал, какие ошибки можно извлечь из событий данного периода.

Запишем тему сегодняшнего урока «Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Русь в середине XII – начале XIII в.».

- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

- На какие вопросы предстоит ответить? (ученики высказывают свои предположения.)

Учитель: Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды, выберем капитана и перенесемся в середину XII – начало XIII века и представим, что команда – это княжество, а капитаны – князья княжеств. Ваша задача – продумать дальнейшую политику вашего княжества. А для того, чтобы вы себя уверенно чувствовали в этой роли, нам необходимо вспомнить ту историческую эпоху, конкретные события того времени, людей – исторических личностей, принимавших ответственные решения.

Задание-разминка:

Учитель: Начнем с того, что повторим, что такое политическая раздробленность и каковы причины ее появления на Руси?

Ученик: Политическая раздробленность – это закономерный процесс экономического усиления и 

политического обособления феодальных владений на Руси.

1. Существуют две точки зрения на вопрос о последствиях политической раздробленности на Руси: 

1) политическая раздробленность имела серьезные негативные последствия;

2) политическая раздробленность имела серьезные позитивные последствия.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более убедительной. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих ваше мнение.

Ученик: позитивные последствия – 1) экономический подъем отдельных земель; 2) развитие торговли и расширение производства; 3) расцвет культуры.

Негативные последствия – 1) дробление княжеств между наследниками; 2) войны и усобицы; 3) ослабление единого государства и падение международного авторитета Руси.

III. Основная часть. Работа по теме урока.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я изобрела «Хронолет», на котором мы с вами совершим путешествие во времени. Представьте себе, что на «Хронолете» мы с вами улетели в прошлое, и очутились в некотором княжестве N в городе N. У нас есть 45 минут, чтобы совершить прогулку по этому городу. Итак, в путь! За правильно выполненные задания вы будете получать жетоны, и заполнять рабочие листы. Те, кто наберет больше жетонов, получит хорошие оценки.

(Раскручивается «Хронолет» на нем появляется надпись середина XII – начало XIII вв.) Итак, на доске вы видите некоторое княжество N, город N и достопримечательности города: «Парк карт», «Переулок понятий», «Тупичок дат», «Сквер событий», «Бульвар личностей», «Площадь культуры».



1. Парк карт

Учитель: Нельзя изучать историю, не пользуясь картой, потому что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса. Задание:  Какие княжества стали самыми значимыми в середине XII – начале XIII в.? Показать на карте их географическое положение.

(Представители команд показывают княжества на карте, члены команд следят за выполнением задания, капитан оценивает работу)
2. Переулок понятий.

Учитель: Посмотрите, ребята, на доске основные понятия изученной нами темы. Ваша задача – объяснить значение понятий:


Натуральное хозяйство

Удел

Республика

Посадник

Артель

Архитектурный ансамбль

(Представители команд объясняют значение слов, капитан оценивает работу)
Ученик: Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Ученик: Удел – владения младших членов княжеского рода.

Ученик: Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным лицам.

Ученик: Посадник – высшее должностное лицо в Новгороде.

Ученик: Артель – объединение людей для совместной работы.

Ученик: Архитектурный ансамбль – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.

3. И вот указатель – «Тупичок дат».

Учитель: Мы с вами попадаем в тупик. На доске основные даты изученной нами темы. Вам необходимо установить соответствие: соотнести дату и событие.

Установите соответствие:

  1. 1176-1212 гг. А. Любечский съезд князей

  2. 1157-1174 гг. Б. Правление Андрея Боголюбского

  3. 1125-1157 гг. В. Первое упоминание в летописи о Москве

  4. 1097 г. Г. Правление Всеволода Большое Гнездо

  5. 1147 г Д. Правление Юрия Долгорукого

1-Г, 2-Б, 3-Д, 4-А, 5- В.

(Групповая работа представителей команд. Проверка. Капитан оценивает представителей команды)

(Физминутка)

  1. «Сквер событий».

Учитель: А мы путешествуем дальше. И перед нами «Сквер событий» (в данный период происходило много исторических событий. Вы должны прочитать документ и определить, о чем идет речь).

О чем идет речь?

1. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усоби­цы поднимая? А половцы землю нашу растаскива­ют и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем со­блюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль. Васильку – Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на ко­го поднимется, против того будем все».

2. Среди бояр созрел заговор. Ночью с мечами и копьями заговорщики ворвались в спальню к князю. Князь хотел схватиться за свой меч, но его не оказалось рядом, так как управитель княжеским хозяйством тайком унес его. Заговорщики нанесли князю множество ран и ушли, думая, что он мертв. Но князь очнулся и попытался спрятаться. Однако его стоны были услышаны. Заговорщики по кровавому следу нашли князя и убили его.

(1. О Любеческом съезде князей. 2. О заговоре бояр и гибели Андрея Боголюбского)

(Представители команд работают с документами и дают ответ на вопрос задания, капитан сам участвует, и следит за членами команды)

Дополнительные вопросы:

Учитель: Какое значение имел Любеческий съезд князей?

Ученик: Любеческий съезд русских князей, состоялся с целью договориться о прекращении междоусобных раздоров между князьями из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев.

Учитель: Что делали усобицы с княжескими уделами?

Ученик: Они ослабляли и разоряли уделы.

  1. Бульвар Личностей.

Учитель: А мы с вами попадаем на Бульвар Личностей. Работая с документами, вы должны будете, определить о ком идет речь.

  1. Свое прозвище он получил за стремление протягивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Он имел прямые права на великокняжеский престол и добивался его. Дважды он захватывал Киев, но ему не удавалось надолго занять престол. После оче­редного великого князя он вновь захватил Киев. Но прокняжил в нем два года и внезапно умер.

  2. Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было уже 60 лет. При нем был принят новый свод законов, в котором имелись статьи, облегчающие положение различного рода должников, запрещение превращения свободных людей в холопов за долги. Годы его княжения стали для Руси годами покоя и благоденствия.

(Представители команд работают с документами и дают ответ на вопрос задания, капитан сам участвует, и следит за членами команды)

Ученик: 1. О Юрии Долгоруком. 2. О Владимире Мономахе.

Учитель: Какой вклад внесли эти правители в историю?

Ученик: Юрий Долгорукий считается основателем Москвы и одним из главных «собирателей земель». Считается, что этот князь проводил политику объединения русских княжеств.

Ученик: Владимир Мономах смог за годы своего правления на несколько десятков лет убрать угрозу половецких нападений на Русь, создать реальное политическое единство Руси, упорядочил законодательство и внес свой вклад в древнерусскую литературу.

6. Площадь культуры.

Учитель: Наше путешествие продолжается по городу N, и мы с вами находимся на Площади культуры. Одним из положительных явлений периода политической раздробленности – расцвет культуры. Восхищают нас созданные произведения талантливыми мастерами, чьи имена зачастую остались неизвестными, но их творения продолжают радовать нас своим совершенством и неповторимостью. Вам предстоит определить, о каких произведениях культуры идет речь в художественных произведениях:


1.«…Свечой на ладони – на голом лугу –

Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.

Мерцает в излучине, будто из туч,

Сквозит к нему некий единственный луч.

Пропорций бесспорность и магия лет? –

Струящийся в небо единственный свет!

И сколько б ни шел ты назад допоздна,

Идет за тобою его белизна…».

Ирина Снегова


2. … Заступница, защитница Москвы.

Народ твои заслуги помнит, знает.

Уж сколько лет, как не было войны!

Но если что, к тебе взор обращает.

Написана самим святым Лукой

На крышке от стола при жизни Девы.

Прошла через века святой доской.

Во множественных списках уцелела…

(Подсказка: Это главная святыня России. По преданию, она написана апостолом Лукой, одним из учеников Иисуса Христа, на доске из стола).

Ученик: Ирина Снегова описывает храм Покрова на Нерли, построенный под Владимиром при Андрее Боголюбском, а во втором отрывке речь идет об иконе Богоматерь Владимирская.

IV. Итог урока.

(Проверка заполнения рабочих листов. Определение команды победительницы. Выставление оценок.)

Учитель: Мы с вами совершили путешествие в прошлое, повторили изученный материал. В начале урока вам было дано задание: продумать дальнейшую политику вашего княжества.

- Какова дальнейшая политика князей? (Обучающиеся дают ответы)

- Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? (Обучающиеся дают ответы)

- Смогли ли вы их достичь? (Обучающиеся дают ответы)

Ну, а нам пора возвращаться в наше время. Крутится «Хронолет» появляется надпись (дата урока).

Давайте подсчитаем, сколько вы жетонов привезли из прошлого. Выставление оценок, называются активные учащиеся.

Более 5 жетонов и 5 – «5»; 4 жетона – «4», 3 жетона– «3».

V. Рефлексия.

Учитель: Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке (прием «Светофор»).

«Красный» – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

«Жёлтый» – Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

«Зелёный» – Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали и можете дальше путешествовать в мир истории и приступить к изучению новой страницы истории нашей Родины. Изучая историю, нужно не только давать оценку историческому событию, но и извлекать уроки, чтобы не совершать ошибки в будущем, чтить память исторических личностей, которые внесли большой вклад в историю нашей страны. «Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что … хотим больше знать!

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе на тему «Мои впечатления о периоде «Русь в середине XII – начале XIII в.»

Приложение

Рабочий лист урока

2. Переулок понятий.

Объяснить значение понятий: