Файл: Рукописные книги Древней Руси (литературное чтение, 3класс, умкШкола России).ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рукописные книги Древней Руси (литературное чтение, 3класс, УМК«Школа России»)


РУКОПИСНАЯ КНИГА – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.


Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства.
Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.


Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века.
Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира.
Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени
М. Е. Салтыкова-Щедрина.


Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев.
За день он успевал написать не более 3 страниц.


Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.


Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись:
«Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».


Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века.
В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина.
За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк.
Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов –
переписчиков книг за работой. 


Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким.


Материалом для них служил пергамен (или пергамент) –
кожа особой выделки.


Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят.
Её очищали от шерсти и тщательно промывали.
Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.


Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов.

Сшитые тетради собирали в книгу.
В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!


По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля.
В то время на эти деньги можно было купить три лошади. 


Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца.
Рукописи большого формата писали в два столбца.
В каждом столбце по 18 строк.
Так написано и Остромирово Евангелие.


Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.
Привилегию писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь.


Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки.
Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком.
Им же выскабливали ошибки в тексте. 


Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины.
В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет.


Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.


Поскольку книга стоила дорого, её берегли.
Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.


Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.
Такие металлические переплёты называют окладами.


Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись.


Перед текстом обязательно делали заставку –
небольшую орнаментальную композицию,
часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.


Большая заставка Остромирова Евангелия.


Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.


Обычно инициал был красным.
С тех пор говорят – "писать с красной строки".


Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный.


Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами — от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску. Делали миниатюры особые мастера — художники-миниатюристы.


В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия).


Евангелист Иоанн


Евангелист Лука


Евангелист Марк


Среди рукописных книг было много летописей.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей.
Каждая из них начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщений о событиях, которые произошли в этом году.
Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях.
Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа:
" В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было).


Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались "подле стремени" своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
     Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.


«Повесть временных лет»
Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события
, происходившие в Древней Руси. Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).


«Реками, наполняющими Вселенную»
назвал книги русский летописец XI века.
Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.


Поса́дник — глава города, «посаженый» (назначенный) князем в землях, входивших в состав Древнерусского государства.


Писе́ц (или пи́сарь) — человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки.


Рукописная книга — это книга, текст и иллюстрации к которой воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги, воспроизведение которой осуществляется полиграфическим способом. Рукописная книга состоит из собственно книги — носителя текста и защитно-предохраняющих элементов (футляр, переплёт).


Монасты́рь  —религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.


Мона́х — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах.


Перга́мент (в работах по истории обычно пергамен) — материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.


Ле́топись — погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях.