Файл: Лекция педагогическая деятельность формы, характеристики, содержание Шакун Татьяна Александровна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ 2.
Педагогическая деятельность:
формы, характеристики, содержание
Шакун Татьяна Александровна
– старший преподаватель кафедры менеджмента и образовательных технологий ИПКиП БГПУ
Содержание:
1.
Профессиональная деятельность педагога в системе профессий «человек-человек»
2.
Сущность, структура, содержание педагогической деятельности
3.
Функции педагогической деятельности
4.
Формы педагогической деятельности
5.
Особенности деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования
Классификация профессий
по предмету труда
•
Человек – живая природа: агроном, биолог, ветеринар
•
Человек – техника: слесарь, фотограф, оператор станка,
•
Человек – знаковая система: программист, экономист, математик
•
Человек – образ: писатель, художник, скульптор, актер, модельер
•
Человек – человек: педагог, продавец, экскурсовод, врач, юрист
Педагогическая профессия принадлежит типу «человек –
человек» и своим происхождением обязана выделению образования в особую социальную функцию – передача опыта человечества новым поколениям для подготовки к жизни, приобщение их к ценностям человеческой культуры.
Определение понятия
«педагогическая деятельность»
Педагогическая деятельность
–
это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу культурно-исторического опыта старших поколений младшим, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (Е.Ф. Сивашинская).
Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, обучающегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Особенности педагогической деятельности
•
Общественная значимость педагогической деятельности, педагог
–
агент социализации, призванный к реализации общественного идеала и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе
•
Взаимосвязь и взаимообусловленность субъектов образовательного процесса (образовательный процесс как взаимодействие)
•
Целенаправленность и целесообразность педагогической деятельность (содержание образования, методы, формы и средства обусловлены поставленными целями)
•
Комплексная реализация функций педагогической деятельности
•
Воспитанники пластичны, поддаются влиянию и воздействию педагога, постоянно развиваются и т.д.
Структура педагогической деятельности
•
Субъекты педагогической деятельности: педагоги, воспитанники, их законные представители
•
Цель педагогической деятельности: приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности
•
Предмет педагогической деятельности: разностороннее развитие индивида (интеллектуальное, физическое, психическое, духовное и т.п.)
•
Средства педагогической деятельности: содержание педагогического процесса, носители информации и др.
•
Результат педагогической деятельности: развитие воспитанников (представления, умения, навыки, компетенции, качества личности воспитанников)
Педагогические цели
Ставятся в общем виде обществом и государством
(глобальные цели), конкретизируются педагогом в образовательной сфере в зависимости от текущего момента, возможностей воспитанников, обучающихся.
Стратегическая цель педагогической деятельности
воспитателя – разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Задачи педагогической деятельности воспитателя
•
Формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка
•
Формирование гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию
•
Обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации
•
Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка
•
Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям
•
Формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры
•
Обеспечение преемственности между дошкольным образованием и
І ступенью общего среднего образования
Предмет педагогической деятельности
воспитателя УДО
Организация различных видов деятельности воспитанников, направленных на их развитие
•
физическое
•
социально-нравственное и личностное
•
познавательное
•
речевое
•
эстетическое
Виды деятельности воспитанников УДО
•
Игровая деятельность
•
Общение
•
Познавательная практическая деятельность
•
Художественная деятельность
•
Трудовая деятельность
•
Элементарная учебная деятельность u
Специально организованная деятельность воспитанников u
Нерегламентированная деятельность воспитанников
Средства педагогической деятельности
Средства педагогической деятельности
–
это то, что использует педагог для организации образовательно процесса (посредством чего обеспечивается достижение цели педагогической деятельности).
К ним относятся: слово, действия, пример, книга и другие «носители» учебной информации, технические средства, различные виды наглядности и др.
Результат педагогической деятельности
Результатом педагогической деятельности
считается выполнение ее основной цели – развития воспитанника, которое включает его личностное и интеллектуальное совершенствование, становление его как личности.
Планируемые результаты педагогической
деятельности воспитателя УДО отражены в учебной программе дошкольного образования.
Функции педагогической
деятельности
1)
Проективная
2)
Организаторская
3)
Коммуникативная
4)
Гностическая
Проективная функция
педагогической деятельности:
•
формулирование целей и задач образовательного процесса
•
отбор и организация содержания учебного материала
•
проектирование совместной с воспитанниками деятельности (выбор методов и приемов, проектирование своих действий и действий воспитанников)
Организаторская
функция
педагогической деятельности:
•
организация способов сообщения воспитанникам учебной информации
•
организация различных видов деятельности воспитанников
•
организация собственной деятельности
Коммуникативная функция
педагогической деятельности:
•
установление конструктивных взаимоотношений с воспитанниками
•
установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией
•
установление отношений сотрудничества с законными представителями воспитанников
Гностическая функция
педагогической деятельности:
•
изучение психологических особенностей воспитанников
•
изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков
•
выявление отклонений результатов от поставленных целей, установление их причин, проектирование мер по устранению этих причин
Формы педагогической деятельности
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация
педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Простые
Составные
Комплексные
Беседа, показ, демонстрация, вербальное наставление, игра, инструктаж, диспут, выставка, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация и др.
Занятие, урок, конкурс, концерт, КВН, деловая игра, тренинг, конференция и др.
Дни открытых дверей, тематические дни и недели, туристические походы, праздничные мероприятия, благотворительные акции и др.
Формы организации образовательного процесса в УДО
•
Игра
•
Занятие
•
Экскурсия
•
Наблюдение
•
Дежурство
•
Утренняя гимнастика
•
Досуги
•
Развлечения
•
Праздники
•
Тематические дни и др.
Особенности деятельности воспитателя учреждения
дошкольного образования
Деятельность воспитателя весьма разнообразна и разнопланова и
включает следующие направления:
•
Планирование образовательного процесса по реализации учебной программы дошкольного образования
•
Создание предметно-развивающей среды
•
Организация специально организованной деятельности воспиатнников
•
Организация нерегламентированной деятельности воспитанников
•
Организация питания воспитанников группы
•
Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в группе
•
Организация двигательной активности, закаливания, прогулок и сна воспитанников
•
Организация трудовой деятельности воспитанников
•
Привитие культурно-гигиенических навыков и т.д.
Успешной педагогической
деятельности!