Файл: Лекция педагогическая деятельность формы, характеристики, содержание Шакун Татьяна Александровна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 2.
Педагогическая деятельность:
формы, характеристики, содержание
Шакун Татьяна Александровна
– старший преподаватель кафедры менеджмента и образовательных технологий ИПКиП БГПУ

Содержание:
1.
Профессиональная деятельность педагога в системе профессий «человек-человек»
2.
Сущность, структура, содержание педагогической деятельности
3.
Функции педагогической деятельности
4.
Формы педагогической деятельности
5.
Особенности деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования

Классификация профессий
по предмету труда

Человек – живая природа: агроном, биолог, ветеринар

Человек – техника: слесарь, фотограф, оператор станка,

Человек – знаковая система: программист, экономист, математик

Человек – образ: писатель, художник, скульптор, актер, модельер

Человек – человек: педагог, продавец, экскурсовод, врач, юрист
Педагогическая профессия принадлежит типу «человек –
человек» и своим происхождением обязана выделению образования в особую социальную функцию – передача опыта человечества новым поколениям для подготовки к жизни, приобщение их к ценностям человеческой культуры.

Определение понятия
«педагогическая деятельность»
Педагогическая деятельность

это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу культурно-исторического опыта старших поколений младшим, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (Е.Ф. Сивашинская).
Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника, обучающегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Особенности педагогической деятельности

Общественная значимость педагогической деятельности, педагог

агент социализации, призванный к реализации общественного идеала и подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе

Взаимосвязь и взаимообусловленность субъектов образовательного процесса (образовательный процесс как взаимодействие)

Целенаправленность и целесообразность педагогической деятельность (содержание образования, методы, формы и средства обусловлены поставленными целями)

Комплексная реализация функций педагогической деятельности

Воспитанники пластичны, поддаются влиянию и воздействию педагога, постоянно развиваются и т.д.


Структура педагогической деятельности

Субъекты педагогической деятельности: педагоги, воспитанники, их законные представители

Цель педагогической деятельности: приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности

Предмет педагогической деятельности: разностороннее развитие индивида (интеллектуальное, физическое, психическое, духовное и т.п.)

Средства педагогической деятельности: содержание педагогического процесса, носители информации и др.

Результат педагогической деятельности: развитие воспитанников (представления, умения, навыки, компетенции, качества личности воспитанников)

Педагогические цели
Ставятся в общем виде обществом и государством
(глобальные цели), конкретизируются педагогом в образовательной сфере в зависимости от текущего момента, возможностей воспитанников, обучающихся.
Стратегическая цель педагогической деятельности
воспитателя – разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Задачи педагогической деятельности воспитателя

Формирование культуры здоровья, физической культуры личности ребенка

Формирование гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию

Обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка

Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям

Формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной, эстетической и экологической культуры

Обеспечение преемственности между дошкольным образованием и
І ступенью общего среднего образования

Предмет педагогической деятельности
воспитателя УДО
Организация различных видов деятельности воспитанников, направленных на их развитие

физическое

социально-нравственное и личностное

познавательное

речевое

эстетическое

Виды деятельности воспитанников УДО

Игровая деятельность

Общение

Познавательная практическая деятельность

Художественная деятельность

Трудовая деятельность

Элементарная учебная деятельность u
Специально организованная деятельность воспитанников u
Нерегламентированная деятельность воспитанников


Средства педагогической деятельности
Средства педагогической деятельности

это то, что использует педагог для организации образовательно процесса (посредством чего обеспечивается достижение цели педагогической деятельности).
К ним относятся: слово, действия, пример, книга и другие «носители» учебной информации, технические средства, различные виды наглядности и др.

Результат педагогической деятельности
Результатом педагогической деятельности
считается выполнение ее основной цели – развития воспитанника, которое включает его личностное и интеллектуальное совершенствование, становление его как личности.
Планируемые результаты педагогической
деятельности воспитателя УДО отражены в учебной программе дошкольного образования.

Функции педагогической
деятельности
1)
Проективная
2)
Организаторская
3)
Коммуникативная
4)
Гностическая

Проективная функция
педагогической деятельности:

формулирование целей и задач образовательного процесса

отбор и организация содержания учебного материала

проектирование совместной с воспитанниками деятельности (выбор методов и приемов, проектирование своих действий и действий воспитанников)

Организаторская
функция
педагогической деятельности:

организация способов сообщения воспитанникам учебной информации

организация различных видов деятельности воспитанников

организация собственной деятельности

Коммуникативная функция
педагогической деятельности:

установление конструктивных взаимоотношений с воспитанниками

установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией

установление отношений сотрудничества с законными представителями воспитанников

Гностическая функция
педагогической деятельности:

изучение психологических особенностей воспитанников

изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков

выявление отклонений результатов от поставленных целей, установление их причин, проектирование мер по устранению этих причин

Формы педагогической деятельности
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация
педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Простые
Составные
Комплексные
Беседа, показ, демонстрация, вербальное наставление, игра, инструктаж, диспут, выставка, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация и др.
Занятие, урок, конкурс, концерт, КВН, деловая игра, тренинг, конференция и др.
Дни открытых дверей, тематические дни и недели, туристические походы, праздничные мероприятия, благотворительные акции и др.


Формы организации образовательного процесса в УДО

Игра

Занятие

Экскурсия

Наблюдение

Дежурство

Утренняя гимнастика

Досуги

Развлечения

Праздники

Тематические дни и др.

Особенности деятельности воспитателя учреждения
дошкольного образования
Деятельность воспитателя весьма разнообразна и разнопланова и
включает следующие направления:

Планирование образовательного процесса по реализации учебной программы дошкольного образования

Создание предметно-развивающей среды

Организация специально организованной деятельности воспиатнников

Организация нерегламентированной деятельности воспитанников

Организация питания воспитанников группы

Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в группе

Организация двигательной активности, закаливания, прогулок и сна воспитанников

Организация трудовой деятельности воспитанников

Привитие культурно-гигиенических навыков и т.д.

Успешной педагогической
деятельности!