Файл: Рабочая программа учебной дисциплины оп. 07 Техническая механика 21. 02. 02 Бурение нефтяных и газовых скважин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Оренбургской области
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Бугурусланский нефтяной колледж»
г. Бугуруслана Оренбургской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ «БНК»
г. Бугуруслана Оренбургской области
___________________ М.А. Андреева
«_____» _______ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Техническая механика
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
базовая подготовка
очная форма обучения
2023 г.
СОГЛАСОВАНА предметной (цикловой) комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № ______ от «___»_______ 2023 г.
Председатель П(Ц)К ________________________ О. И. Игнатьева
Разработчик:
Давыдова И. В., преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ «БНК» г. Бугуруслана Оренбургской области
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
Субханкулова Р.А., преподаватель общетехнических дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ «БНК» г. Бугуруслана Оренбургской области
Корниенкова Т.В., методист высшей квалификационной категории ГАПОУ «БНК» г. Бугуруслана Оренбургской области
Содержательная экспертиза:
Полуконова Н.Н. - заместитель директора ГАПОУ «БНК» г. Бугуруслана Оренбургской области
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза:
Кудряшова Т.И., преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области
Содержание
1 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
1.1 | Область применения рабочей программы | 4 |
1.2 | Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки | 4 |
1.3 | Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4 | Количество часов на освоение рабочей программы | 7 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
2.1 | Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | 7 |
2.2 | Тематический план и содержание учебной дисциплины | 8 |
3 | Условия реализации учебной дисциплины | 17 |
3.1 | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 17 |
3.2 | Информационное обеспечение обучения | 17 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 19 |
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Техническая механика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин (базовой подготовки).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
Учебная дисциплина ОП.07 Техническая механика входит в общепрофессиональный учебный цикл, как общепрофессиональная дисциплина.
Для освоения учебной дисциплины необходимо предшествующее изучение учебных дисциплин ОУД.11 Физика, ОУД. 07 Математика.
Знания, умения, навыки, полученные при изучении учебной дисциплины ОП.07 Техническая механика, будут использованы для освоения общих и профессиональных компетенций в профессиональном модуле ПМ.02 «Эксплуатация бурового оборудования» междисциплинарного курса в разделе 1 «Проведение технологического обслуживания нефтегазопромыслового оборудования и выполнение основных технологических расчетов».
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1) определять напряжения в конструкционных элементах;
2) определять передаточное отношение;
3) проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
4) проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
5) производить расчеты на сжатие, срез и смятие;
6) производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
7) собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;
8) читать кинематические схемы;
знать:
1) виды движений и преобразующие движения механизмы;
2) виды износа и деформаций деталей и узлов;
3) виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
4) кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;
5) методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
6) методику расчета на сжатие, срез и смятие;
7) назначение и классификацию подшипников;
8) характер соединения основных сборочных единиц и деталей;
9) основные типы смазочных устройств;
10) типы, назначение, устройство редукторов;
11) трение, его виды, роль трения в технике;
12) устройство и назначение инструментов и контрольно-измерите-льных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код формируемых компетенций | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Выполнять комплекс работ по подготовке к бурению и по окончании бурения нефтяных и газовых скважин. |
ПК 1.2. | Выполнять комплекс работ по бурению, креплению, испытанию и освоению нефтяных и газовых скважин. |
ПК 1.3. | Осуществлять геонавигационное сопровождение бурения нефтяных и газовых скважин. |
ПК 2.1. | Выполнять комплекс подготовительных работ перед проведением капитального ремонта нефтяных и газовых скважин. |
ПК 2.2. | Осуществлять демонтаж и монтаж устьевого и противовыбросового оборудования в процессе капитального ремонта нефтяных и газовых скважин. |
ПК 2.3. | Выполнять комплекс работ по капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин. |
ПК 3.1. | Осуществлять контроль работы агрегатов, систем, механизмов буровых установок эксплуатационного и глубокого разведочного бурения на нефть и газ. |
ПК 3.2. | Производить техническое обслуживание агрегатов, систем, механизмов буровых установок эксплуатационного и глубокого разведочного бурения на нефть и газ. |
ПК 3.3. | Участвовать в комплексе работ по ремонту бурового оборудования при бурении нефтяных и газовых скважин. |
ПК 3.4. | Проводить комплекс работ по монтажу (демонтажу) противовыбросового оборудования при бурении нефтяных и газовых скважин. |
ПК 3.5. | Оформлять технологическую и техническую документацию по обслуживанию и эксплуатации бурового оборудования. |
ПК 4.1. | Осуществлять контроль безопасности ведения буровых работ в соответствии с правилами безопасности. |
ПК 4.2. | Осуществлять координацию и управление работой на буровой площадке. |
ПК 4.3. | Руководить персоналом при возникновении нештатных и аварийных ситуаций. |
ПК 4.4. | Контролировать и анализировать процесс и результаты деятельности персонала. |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деяте-льности применительно к различным контекстам; |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и ин-терпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиона-льное и личностное развитие, предпринимательскую деяте-льность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуа-циях; |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на го-сударственном языке Российской Федерации с учетом осо-бенностей социального и культурного контекста; |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонст-рировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармо-низации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; |
ОК 7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсо-сбережению, применять знания об изменении климата, при-нципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 8. | Использовать средства физической культуры для сохра-нения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физичес-кой подготовленности; |
ОК 9. | Пользоваться профессиональной документацией на госуда-рственном и иностранном языках. |
ЛР 6 | Ориентированный на профессиональные достижения, дея-тельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации |
ЛР18 | Проектно - мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
1.4 Количество часов на освоение программы
Максимальная учебная нагрузка 106 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 106 часов
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 106 |
в том числе: | |
практические занятия (ПЗ) | 40 |
консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 «Техническая механика»
Код формиру емых компетенций | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1 Теоретическая механика | 44 | | ||||||
Тема 1.1 Основные понятия статики. | 26 | |||||||
ПК 1.1 ОК 1. ЛР 6 | Тема 1.1.1 Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Задачи теоретической механики. Понятие о силе и системе сил. Аксиомы статики. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.1 ОК 2. | Тема 1.1.2 Связи и их реакции | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Связи и реакции связей. Основные типы связей и их реакций. Принцип освобождения тела от связей. | 2 | |||||||
ПК 1.1 ОК 4. | | Практические занятия | 2 | |||||
1 | Определение сил реакций связей | 2 | ||||||
ПК 1.1 ОК 3. | Тема 1.1.3 Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Равнодействующая плоской системы сходящихся сил и её действие на тело. Условия равновесия системы сил. Геометрический и аналитический способы определения равнодействующей системы сил. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.1 ОК 5. | | Практические занятия | 2 | | ||||
2 | Определение равнодействующей системы сил | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 8. ЛР 16 | Тема 1.1.4 Теория пар сил на плоскости | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пар сил. Момент силы относительно точки. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 5. | | Практические занятия | 2 | | ||||
3 | Определение равнодействующей пары системы пар сил | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 9. | Тема 1.1.5 Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Приведение системы сил к одной точке. Главный вектор, главный момент и равнодействующая системы сил. Уравнения равновесия в трех формах. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 9. | Тема 1.1.6 Балочные системы | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Виды балочных систем. Классификация нагрузок и опор. Понятие о силе трения. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 7. | | Практические занятия | 2 | | ||||
4 | Определение реакций опор и моментов защемления | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 4. | Тема 1.1.7 Пространственная система сил | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Момент силы относительно оси. Пространственная сходящаяся система сил. Произвольная пространственная система сил. | 2 | |||||||
ПК 2.4 ОК 5. ЛР 6 | Тема 1.1.8 Центр тяжести | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.4 ОК 6. | | Практические занятия | 2 | | ||||
5 | Определение центра тяжести твердого тела, плоских фигур | 2 | ||||||
Тема 1.2 Кинематика | 4 | |||||||
ПК 1.2 ОК 4. ЛР 18 | Тема 1.2.1 Основные понятия кинематики. Кинематика точки. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Основные кинематические понятия. Способы задания движения. Обозначения, единицы измерения, взаимосвязь кинематических параметров движения. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.2 ОК 8. | Тема 1.2.2 Основные виды и законы движения | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Законы равномерного и неравномерного прямолинейного движения, вращательного, криволинейного движений и вертикального движения под действием силы тяжести; формулы скоростей и ускорений | 2 | 2 | ||||||
Тема 1.3 Динамика. | 14 | | ||||||
ПК 1.4 ОК 9. ЛР 18 | Тема 1.3.1 Основные понятия и аксиомы динамики | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Основные понятия и аксиомы динамики. Понятие о трении. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ОК 3. | Тема 1.3.2 Движение материальной точки. Метод кинетостатики | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Свободная и несвободная точки. Сила инерции. Принцип Даламбера (метод кинетостатики) | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 3.2 ОК 5. ЛР 6 | Тема 1.3.3 Работа и мощность | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Работа постоянной силы на прямолинейном, криволинейном пути. Работа силы тяжести. Работа равнодействующей силы. Мощность. КПД. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.2 ОК 6. | | Практические занятия | 2 | | ||||
6 | Решение задач по принципу Даламбера | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 4.2 ОК 6. | | 7 | Расчёт работы, мощности, коэффициента полезного действия при движении | 2 | ||||
ПК 1.2 ПК 2.2 ОК 4. | Тема 1.3.4 Общие теоремы динамики | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Количество движения материальной точки. Импульс силы. Теорема об изменении количества движения материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки. Основное уравнение динамики во вращательном движении | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.2 ОК 6. | | Практические занятия | 2 | | ||||
8 | Применение общих теорем динамики при движении тел | 2 | ||||||
Раздел 2 Сопротивление материалов | 28 | |||||||
Тема 2.1 Сопротивление материалов | 2 | |||||||
ПК 1.3 ПК 2.4 ОК 6. ЛР 18 | Тема 2.1.1 Основные положения о сопротивлении материалов | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Основные положения. Гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Виды деформаций. Силы внешние и внутренние. Продольные и поперечные силы. Напряжения нормальные и касательные. Метод сечений. | 2 | 2 | ||||||
Тема 2.2 Растяжение и сжатие | 8 | | ||||||
ПК 1.3 ПК 2.4 ОК 6. ЛР 6 | Тема 2.2.1 Нормальные силы и напряжения в поперечном сечении бруса | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.5 ОК 6. | Тема 2.2.2 Перемещения и деформации | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений в поперечных сечениях бруса. Испытание материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.5 ОК 3. | Тема 2.2.3 Механические характеристики материалов | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Основные механические характеристики материалов. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Коэффициент запаса прочности. Условие прочности, расчеты на прочность | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.4 ПК 4.1 ОК 7. ЛР 18 | | Практические занятия | 2 | | ||||
9 | Расчёты на прочность | 2 | ||||||
Тема 2.3 Практические расчеты на срез и смятие | 4 | |||||||
ПК 1.1 ПК 2.2 ОК 7. | Тема 2.3.1 Практические расчеты на срез и смятие | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Примеры расчетов | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.1 ПК 4.3 ОК 7. ЛР 6 | | Практические занятия | 2 | | ||||
10 | Практические расчеты на срез и смятие | 2 | ||||||
Тема 2.4 Кручение | 4 | |||||||
ПК 1.3 ПК 2.5 ОК 3. | Тема 2.4.1 Кручение | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Крутящий момент. Построение эпюр | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.3 ПК 2.5 ОК 7. | | Практические занятия | 2 | | ||||
11 | Расчёты на прочность и жесткость | 2 | ||||||
Тема 2.5 Изгиб | 6 | |||||||
ПК 1.3 ПК 3.2 ОК 3. | Тема 2.5.1 Изгиб | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Изгиб. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Понятия о касательных напряжениях при изгибе, о линейных и угловых перемещениях. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.3 ПК 2.5 ОК 7. | | Практические занятия | 4 | | ||||
12 | Проектировочные и проверочные расчёты на прочность при прямом поперечном изгибе | 2 | ||||||
ПК 1.3 ПК 2.5 ОК 7. | 13 | Расчёты бруса круглого поперечного сечения при изгибе с кручением | 2 | |||||
Тема 2.6 Устойчивость сжатых стержней | 4 | |||||||
ПК 2.1 ПК 3.2 ОК 5. ЛР 6 | Тема 2.6.1 Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера. Формула Ясинского. Категории стержней в зависимости от их гибкости. Расчеты на устойчивость сжатых стержней | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.1 ПК 3.2 ОК 6. | | Практические занятия | 2 | | ||||
14 | Расчёт сжатых стержней на устойчивость | 2 | ||||||
Раздел 3 Детали машин | 34 | |||||||
Тема 3.1 Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин | 2 | |||||||
ПК 1.4 ОК 7. | Тема 3.1.1 Основные понятия и определения | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Машины и их основные элементы. Основные критерии работоспособности и расчета деталей машин. | 2 | 2 | ||||||
Тема 3.2 Соединения деталей машин | 4 | | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.4 ОК 9. ЛР 18 | Тема 3.2.1 Соединения деталей машин | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Основные виды соединений деталей машин. Соединения разъёмные и неразъёмные. Подвижные и неподвижные. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.4 ОК 9. | Тема 3.2.2 Виды износа и деформаций деталей и узлов | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Виды износа и деформаций деталей и узлов. Причины возникновения. Способы устранения. Основные типы смазочных устройств | 2 | 2 | ||||||
Тема 3.3 Механизмы, преобразующие движения | 2 | | ||||||
ПК 3.1 ПК 3.3 ОК 4. | Тема 3.3.1 Механизмы, преобразующие движения | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Виды движений. Виды механизмов и их изображение на кинематических схемах. | 2 | |||||||
Тема 3.4 Механические передачи | 26 | |||||||
ПК 1.4 ПК 2.4 ОК 5. | Тема 3.4.1 Общие сведения о передачах | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Назначение передач. Классификация передач. Основные силовые и кинематические соотношения в передачах. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.4 ОК 7. ЛР 6 | Тема 3.4.2 Фрикционные и ременные передачи | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали передач. Условные обозначения на схемах. | 2 | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.4 ОК 5. | | Практические занятия | 2 | | ||||
15 | Расчёт передаточных отношений | 2 | ||||||
ПК 1.4 ПК 2.4 ОК 2. | Тема 3.4.3 Зубчатые, цепные и червячные передачи. Передача винт-гайка | Содержание учебного материала | 2 | |||||
Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали передач. Условные обозначения на схемах. Передача винт-гайка, их кинематические и динамические характеристики Винтовая линия и винтовая поверхность. Принцип работы и устройство передачи винт-гайка. Достоинство, недостатки, область применения. Материалы. КПД. Виды разрушения винтовой пары. | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.2 ПК 2.5 ОК 7. | | Практические занятия | 4 | | ||||
16 | Расчёт зубчатых передач | 2 | ||||||
ПК 2.2 ПК 2.5 ОК 7. | | 17 | Расчёт червячных передач | 2 | ||||
ПК 3.2 ПК 2.4 ОК 3. | Тема 3.4.4 Редукторы | Содержание учебного материала | 2 | | ||||
Общие сведения, классификация редукторов, конструкция одно- и двухступенчатых редукторов. Основные параметры редуктора. | 2 | 2 | ||||||
ПК 2.4 ПК 4.3 ОК 6. | | Практические занятия | 4 | | ||||
18 | Направляющие вращательного движения. | 2 | ||||||
19 | Муфты | 2 | ||||||
ПК 3.2 ПК 2.4 ОК 4. | Тема 3.4.5 Подшипники | Подшипники скольжения, общие сведения. Материалы и смазки. Виды разрушения и основные критерии работоспособности. Расчет на износостойкость и теплостойкость. Подшипники качения общие сведения, классификация, условные обозначения, основные типы. Побор подшипников по динамической грузоподъемности. Смазка и уплотнения | | | ||||
ПК 2.4 ПК 3.3 ОК 7. | | Практические занятия | 2 | | ||||
20 | Чтение кинематических схем | 2 | ||||||
ОК 8. | | Консультации | 4 | |||||
Планетарные передачи | 1 | |||||||
Сборка конструкций из деталей по чертежам и схемам | 1 | |||||||
Устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования | 1 | |||||||
Основные типы смазочных устройств | 1 | |||||||
| | Всего | 106 | |||||
| | Экзамен | |