Файл: Упаковка, функциональное назначение, элементы упаковки. Классификация упаковки, маркировка. Функции. Виды. Способы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 6
Упаковка, функциональное назначение, элементы упаковки.
Классификация упаковки, маркировка. Функции. Виды. Способы
нанесения
Упаковочные материалы и упаковки, используемые в фармации
Понятие об упаковке и еѐ структура
В соответствии с ГОСТом 17527-72 "Упаковка. Общие понятия.
Термины" под упаковкой понимают средство, или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от окружающей среды, от повреждения, потерь и облегчающих процесс обращения: транспортирование, хранение и реализацию.
Основные функции упаковки:
- предохранять товары от порчи и повреждений;
- обеспечивать создание рациональных единиц груза для транспортировки, складирования;
- быть важным носителем рекламы (информации).
Росту значения упаковки способствуют и такие факторы:
• Самообслуживание в торговле (упаковка в этом случае выполняет функции продавца: должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в товаре и произвести благоприятное впечатление о товаре).
• Образ фирмы и образ марки – товары высокого качества в оригинальной упаковке фирмы создают приверженность потребителей именно к этой фирме.
• Возможность для новаторства (термоусадочная пленка, бумага.
Обеспечивающая стерильность и др,).
Но следует обратить внимание на некоторые негативные стороны упаковки:
1. Совершенствование упаковки приводит к росту цен на товар (иногда упаковка стоит дороже товара).

2. Расходуются дефицитные ресурсы (алюминий, стекло и т.д.).
3. Загрязнение окружающей среды. Большие проблемы с утилизацией, требующие затраты труда, энергии; загрязнение биосферы.
Составные элементы упаковки
Упаковка состоит из следующих составных компонентов:
- тары
- укупорочных средств
- упаковочных материалов
- информационных материалов.
ТАРА – основной элемент упаковки, емкость, предназначенная для размещения в ней определенного количества продукции, товара.
Классифицировать тару можно по нескольким признакам: а) по назначению:
• транспортная,
• потребительская. б) с учетом материала, из которого изготовлена (деревянная, металлическая, стеклянная и т.д.). в) по признаку жесткости:
• жесткая (ящики и т.д.)
• полужесткая (корзины для баллонов
• мягкая (мешки, пакеты) г) по конструкции:
• неразборная разборная
• складная нескладная.
Укупорочные средства
служат для укупорки тары с ЛС.
Правильный подбор их имеет важное значение в сохранности лекарственных препаратов и медикаментов.
Различаю шесть основных средств укупорки - крышка навинчиваемая с прокладкой или пробкой;


- крышка натягиваемая с уплотняющим элементом;
- колпачок, обкатываемый по треугольному венчику;
- колпачок, обкатываемый по резьбе;
- пробка: пластмассовая, резиновая, корковая
(бархатная, полубархатная)
- прокладка.
Кроме этого используются: o пластмассовые бушоны (крышки к тубе: многогранные, с удлиненным носиком) o смолки для герметизации (эфир для наркоза) бумажные колпачки и т.д.
В отечественной химико-фармацевтической промышленности для укупорки ГЛС используются в основном пластмассовые укупорочные средства.
Основным направлением при создании новых укупорочных средств в настоящее время является повышение их потребительных свойств: они должны отличаться удобством и быстротой вскрытия, повторного укупоривания, улучшения сохранности ЛС (т.е. обеспечение герметизации объема).
В связи с нередким отравлением детей лекарствами, особенно в возрасте 2 – х лет, ведущие страны мира работают над созданием тары и укупорочных средств, исключающих открывание упаковок детьми.
Упаковочные материалы служат для изготовления упаковки и тары, а также для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты продукции от повреждений (бумага, полимерные пленки, фольга, стекло и т.д.).
Элементом упаковки также могут быть вспомогательные упаковочные
средства: капельницы, дозаторы.
Информационные материалы – все, что входит в состав упаковки для информации пользователя (инструкции по применению, листы-вкладыши в лекарственные препараты и др.).

Таким образом, упаковка является более общим понятием, чем допустим, тара. Если, например, сам по себе флакон является тарой, то флакон, содержащий лекарственный препарат в сочетании с пробкой или капельницей, этикеткой и другими вспомогательными средствами будет уже являться упаковкой. Иначе говоря, упаковка – это комплекс, состоящий из тары, упаковочного материала, укупорочных средств и вспомогательных материалов, определяющих потребительские и технологические свойства упакованого продукта.
Следовательно, если рассмотреть с позиции товароведения ГЛС, то под ним будет пониматься комплекс, состоящий из самого лекарственного препарата в соответствующей лекарственной форме, упаковки и информативных материалов, дающих потребителю сведения об использовании лекарства, даты изготовления, срока годности и т.д.
Для упаковки изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов применяют различные материалы:
на основе эфиров целлюлозы (картон гофрированный, бумага оберточная, парафинированная; пергамент, подпергамент, целлофан, бумага для упаковки, фанера и др.);
силикатные материалы (стекло нейтральное, стекло медицинское тарное обесцвеченное; оранжевое стекло, химически и термически стойкое стекло, фарфор);
металлические материалы (алюминиевая фольга, чаще в сочетании с различными бумагами, полимерными пленками и лаками, что позволяет получить многослойные материалы, обладающие хорошими защитными, технологическими, эргономическими и эстетическими свойствами);
полимерные материалы (различные виды и марки полиэтилена, поливинилхлорида, полипропилена и др., резина на основе натурального и синтетического каучука).


Классификация упаковок
Выделяют три вида упаковок:
• - Первичная или индивидуальная упаковка, имеющая непосредственный контакт с продуктом. Предназначена для создания необходимых условий, обеспечивающих сохранность заключенной в ней лекарственной формы.
• - Вторичная индивидуальная или групповая упаковка, объединяющая некоторое количество первичных упаковок и предназначена для обеспечения их сохранности.
• - Транспортная упаковка, в которой продукция доставляется от предприятияизготовителя до мест распределения (аптечные склады) или мест реализации (аптеки).
К первичной упаковке относятся: флаконы, банки, пробирки, пакеты и другие емкости, выполненные из стекла, картона, металла и полимерных материалов, снабженных соответствующими укупорочными средствами.
Ко вторичной упаковке относятся картонные коробки, пакеты и пачки, бумажные оболочки, а также мешки из крафт-бумаги или пленочных полимерных материалов с инструкцией, листом-вкладышем, этикеткой и т.д.
Вторичная упаковка должна обеспечивать наиболее простой и удобный учет и контроль продукции, упакованной в индивидуальную упаковку.
Первичная и вторичная (потребительская) упаковка попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой частью товара и входит в его стоимость.
Часто первичную и вторичную упаковки называют потребительской,
поскольку они несут необходимую для потребителя информацию, наносимую непосредственно на наружную поверхность упаковки.
К транспортной упаковке относятся различные по размерам ящики, контейнеры, коробки из гофрированного картона и т.п.
В практике могут возникать различные варианты использования первичной, вторичной и транспортной упаковок.

Показатели качества упаковки
Уровень качества упаковки оценивается совокупностью следующих показателей:
• функционального назначения;
• эргономических;
• эстетических;
• стандартизации и унификации;
• патентно-правовых;
• экономических.
Показатели функционального назначения включают в себя степень сохранности товаров и защиты их от воздействия внешних факторов при выбранном материале упаковки. Они играют основную роль при оценке качества.
Номенклатура показателей функционального назначения для лекарственных препаратов содержит:
• светонепроницаемость — способность материала упаковки препятствовать проникновению видимых и ультрафиолетовых лучей света;
• водонепроницаемость — способность материала упаковки препятствовать проникновению в нее влаги и водяного пара;
• герметичность — способность упаковки предохранять препарат от воздействия воздуха и газов; и, наконец, для ряда препаратов является необходимым соблюдение контроля первого вскрытия упаковки.
Эргономические показатели характеризуют упаковку в системе человек
- товар.
Номенклатура эргономических показателей составляет:
• рациональность выбора конструкции, ее массы, размера фасовки, формы, например соразмерность объема изделия и объема упаковки;
• удобство.
Для лекарственных средств последнее требование особенно важно, так как предусматривает:


• гигиеничность его извлечения;
• возможность дозированной выдачи лекарственного средства;
• удобство пользования упаковкой в период потребления и др.
Эстетические показатели требуют от упаковки:
• информационной выразительности (определяемой количеством знаков, оригинальностью, стилевым соответствием, целостностью композиции, цветовым колером и т.д.); товарного вида упаковки
(определяемого качеством выполнения стыков и
• соединений, прочностью и качеством надписей, фирменных знаков, символов и т.д.);
• качества печати (определяемого соответствием упаковки возможностям восприятия и переработки информации).
Показатель стандартизации упаковок определяется видом нормативно- технической документации, в соответствии с которой регламентирован выпуск упаковки.
Показатель унификации определяется применением рационально сокращенного числа типов, видов и размеров упаковок в нашей стране и за рубежом; патентной защитой технической сущности (изобретение); патентной защитой художественно-конструкторского решения
(промышленный образец); патентной защитой отличительных знаков
(товарные знаки); патентной чистотой технической сущности упаковки и др.
Экономические показатели представляют собой особую группу показателей, характеризующих затраты на разработку, изготовление, испытание опытных образцов; себестоимость изготовления тары или упаковки; затраты на тароупаковочные материалы и т.д.
Требования к упаковке
Наиболее жесткие требования предъявляют к первичной упаковке, в особенности к той, которая контактирует с лекарственными препаратами.
Наряду с газо- и паронепроницаемостью, химической индифферентностью, светонепроницаемостью, барьерной устойчивостью к микроорганизмам и
другими показателями, о чем было уже сказано, индивидуальная упаковка также должна отвечать следующим потребительским свойствам:
• иметь приятный внешний вид и быть удобной при использовании: ношении или перевозке;
• хорошо изолировать содержимое от внешней среды в течение установленного срока годности; быть надежно укупоренной или закрытой;
• допускать возможность контроля первого вскрытия упаковки;
• допускать возможность стерилизации;
• иметь геометрическую форму, дающую возможность компактного складирования;
• предусматривать в необходимых случаях такое размещение лекарственного средства, которое позволяло бы при многократном использовании сохранять герметичность, стерильность и контроль за использование (например: тюбик-капельница для глазных капель, флакон- капельница, аэрозольный баллон и т.д.);
• быть дешевой, недефицитной;
• содержать информацию о хранении и приеме ЛС;
• простота уничтожения использованной упаковки.
Тара и упаковочные материалы, используемые для лекарственных препаратов, не должны:
• содержать канцерогенных и токсичных веществ, а также посторонний запах,
• воспринимаемый лекарственными веществами;
• адсорбировать ингредиенты лекарственных веществ, которые обладают свойствами проникать через материал.
Среди первичной упаковки особое место в аптечном производстве занимают штагласы, которые широко используются для хранения медикаментов. Штангласы представляют собой установленной формы емкости с притертыми пробками, изготовленные из бесцветного или

оранжевого стекла. Разработан отраслевой стандарт ОСТ 64-2-81-80 "Банки и флаконы с притертой пробкой (штангласы). Технические условия".
Основные требования к вторичной упаковке
1. Сохранность первичных упаковок от атмосферных воздействий.
2. Возможность наиболее простого и удобного учета и контроля продукции.
3. Удовлетворение информативных потребностей о ЛС.
Требования к транспортной упаковке
1. Защищать ЛС от воздействия осадков, пыли.
2. Защищать от солнечного излучения.
3. Защищать ЛС от механических повреждений.
Выбор упаковки
Выбор упаковки (тары, упаковочных материалов и укупорочных средств) является сложным процессом, который зависит от:
• свойств упаковываемой лекарственной формы;
• состояния атмосферы и микроклимата помещений;
• защитных свойств тары или упаковочных материалов;
• производственных факторов;
• сроков хранения препаратов.
Тара, упаковочные материалы и укупорочные средства должны быть разрешены к применению в медицине по результатам санитарно- гигиенических и токсикологических испытаний, а к использованию в фармации — по результатам исследования на совместимость с препаратами и уровнем собственных защитных свойств.
Перспективы создания новых видов тары
Появление новых видов упаковок связано, прежде всего, с появлением новых видов материалов и технологий. При этом выделяют два основных направления, по которым ведутся разработки новых видов упаковок:
• для широкой номенклатуры лекарственных препаратов
• для целевого назначения.

В последние годы все более широкое применение находит контурная тара на жесткой подложке, известной за рубежом под названием «скин»—
тара.
Однодозовая тара (ампулы, тюбики, тубы и т.д.) из полимерных материалов для всех видов лекарственных форм (мягких, жидких, порошкообразных и т.д.) широко применяются у нас в стране. Однако такая тара имеет более высокую цену.
Большое внимание уделяется вопросам улучшения потребительных свойств упаковок за счет внешнего оформления.
Главными проблемами использования полимерных упаковок являются совместимость с лекарственными препаратами и экологическая безвредность.
Экологические аспекты упаковки
В последнее время возникла экологическая проблема охраны окружающей среды от использованных упаковок.
Самые вредные – отходы из полимерных материалов.
Бумага, картон, стекло, дерево, металлы могут повторно использоваться или легко уничтожаться без выделения вредных веществ.
Поэтому определено несколько направлений в создании материалов:
1. Возможность переработки пластмасс для повторного использования.
2. Создание пластмасс, способных саморазрушаться под воздействием природных факторов (свет, УФ-излучение, микроорганизмы). Например: немецкая фирма "Deutsch W" создала новый полимер БИОПОЛ, при захоронении разлагается через 24 месяца на углекислый газ и воду.
3. Разработка биологически инертных материалов: создание водорастворимых и съедобных упаковок (амилаза, коллаген, твердый желатин).