Файл: 1. Инструктивное собрание цель, задачи, содержание производственной практики. Требования к отчетной документации.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура дневника Темы на производственную практику Количество часов на выполнение заданий Тема 1. Инструктивное собрание цель, задачи, содержание производственной практики. Требования к отчетной документации.
2 Тема 2. Знакомство с воспитательной системой школы.
4 Тема 3. Знакомство с документацией классного руководителя. Изучение системы воспитательной работы с классом.
5 Тема 4. Составление планов воспитательной работы с классом, составление программ наблюдений и диагностики.
5 Тема 5. Изучение классного коллектива, возрастных особенностей обучающихся. Составление психолого- педагогической характеристики класса.
12 Тема 6. Изучение личности учащихся младшего школьного возраста. Составление психолого-педагогической характеристики ученика.
10 ВСЕГО часов
36
2 Тема 2. Знакомство с воспитательной системой школы.
4 Тема 3. Знакомство с документацией классного руководителя. Изучение системы воспитательной работы с классом.
5 Тема 4. Составление планов воспитательной работы с классом, составление программ наблюдений и диагностики.
5 Тема 5. Изучение классного коллектива, возрастных особенностей обучающихся. Составление психолого- педагогической характеристики класса.
12 Тема 6. Изучение личности учащихся младшего школьного возраста. Составление психолого-педагогической характеристики ученика.
10 ВСЕГО часов
36
1. Цели и задачи производственной практики Практика по классному руководству Данный вид практики осуществляется при изучении профессионального модуля Классное руководство при изучении междисциплинарных курсов Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования, Организация досуга с практикумом, Практикум по ученическому самоуправлению».
Цель практики закрепление и углубление общепедагогической подготовки к организации деятельности классного руководителя и формирование профессиональных компетенций входе освоения профессионального модуля. Задачи
1. Формировать опыт реализации основных функций классного руководителя аналитико-прогностической, коммуникативной, организационно- координирующей.
2. Осуществлять диагностику уровня воспитанности, уровня развития детского коллектива в разных направлениях.
3. Развивать и совершенствовать умения определять цели и задачи, планировать внеклассную работу, проводить внеклассные мероприятия.
4. Уметь анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
5. Реализовывать методику совместной творческой деятельности в создании и развитии детского коллектива.
6. Взаимодействовать с родителями младших школьников, выбирать и осуществлять эффективные формы взаимодействия, анализировать результаты работы с родителями.
7. Уметь вести документацию классного руководителя. Организация практики
1. Студенты участвуют в установочной конференции по организации производственной практики.
2. К допуску студенты предоставляют Дневник производственной практики далее – Дневник. Студенты проводят 1 пробное внеклассное мероприятие и 1 пробный классный час.
4. Изучают и частично выполняют функциональные обязанности классного руководителя.
5. Оказывают помощь классному руководителю в работе с родителями.
6. Анализируют результаты своей педагогической деятельности.
7. Студенты выполняют задания практики и сдают его на проверку руководителю практики.
8. При выставлении итоговой отметки за практику учитываются результаты аттестационного листа.
9. Руководители практики и руководитель профессионального модуля ПМ 03. Классное руководство выбирают лучшую отчетную документацию и предлагают поместить в портфолио студента. Обязанности студента Получить установку на предстоящую практику на установочной консультации.
2. Соблюдать правила образовательного учреждения по охране труда.
3. Подчиняться Правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения.
4. Выполнять все задания, предусмотренные программой практики.
5. Своевременно сдать отчетную документацию руководителю практики.
6. По результатам практики студент получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения групповым руководителем. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики и руководителем модуля.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики В результате прохождения производственной практики, у обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные и общие компетенции:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение, диагностику и интерпретировать полученные результаты
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий, классного часа
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
3. Организационная работа Индивидуальный план работы студента Дата Содержание работы Отметка о выполнении
05.12.2022 Знакомство с ОУ, администрацией, учителями- наставниками. Знакомство с учащимися А класса.
3. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.
4. Ведение дневника практики. Выполнено
06.12.2022 Знакомство с работой классного руководителя. Общие сведения фамилия, имя, отчество образование (с указанием учебного заведения и полученной специальности);стаж работы разряд, звание срок работы сданным классом
2. Знакомство с планом работы ВР классного руководителя (переписать без анализа)
3. Ведение дневника практики.
Выполнено
07.12.2022 Знакомство документацией класса. Классный журнал общие сведения об учащихся изучение списочного состава и сведений об учениках с последней страницы журнала.
2. Психолого-педагогическая характеристика класса и личности учащихся (беседа с психологом школы, составление психолого - педагогической характеристики класса.
5. Ведение дневника практики. Выполнено
08.12.2022 1. Знакомство с системой работы классного руководителя (заданный период. Регулярность проведения классных часов краткое описание проведенных классных часов проведенные воспитательные мероприятия. Подготовка и проведение классного часа, внеклассного мероприятия.
3. Ведение дневника практики. Выполнено
09.12.2022 Обсуждение с классным руководителем о Выполнено
проведённом классном часе.
2. Помощь классному руководителю в проверке дневников учащихся.
3. Составление плана родительского собрания. Подготовка анкет для родителей.
5. Ведение дневника практики.
10.12.2022 Диагностика познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника. 2. Проведение тестирования в классе. 3. Ведение дневника практики. Выполнено
12.12.2022 Подготовка отчетных документов Выполнено Приложение 1 Диагностическая методика по выявлению уровня воспитанности по Н.П.Капустину) Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6, средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Нормы оценок
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
1 шкала. Любознательность
2. Помощь классному руководителю в проверке дневников учащихся.
3. Составление плана родительского собрания. Подготовка анкет для родителей.
5. Ведение дневника практики.
10.12.2022 Диагностика познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника. 2. Проведение тестирования в классе. 3. Ведение дневника практики. Выполнено
12.12.2022 Подготовка отчетных документов Выполнено Приложение 1 Диагностическая методика по выявлению уровня воспитанности по Н.П.Капустину) Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6, средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Нормы оценок
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
1 шкала. Любознательность
б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашние задания. Большое стремление получать хорошие отметки б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашние задания не всегда выполняет в полном объеме. б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием. б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашние задания. К оценкам проявляет безразличие. б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе. б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе. б. Редко проявляет старание в учебе. На уроках бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе. б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется, дежурства по школе избегает. б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя. шкала. Бережноеотношение к учебе б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу. б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу. б. К растениями животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе. б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе. б. Редко проявляет старание в учебе. На уроках бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе. б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется, дежурства по школе избегает. б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя. шкала. Бережноеотношение к учебе б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу. б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу. б. К растениями животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе. б. Проявляет негативное отношение ко всему живому. шкала. Отношение к школе б. Полностью выполняет правила для учащихся, в отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы. б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен, активность в делах класса и школы выражена в малой степени. б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя. б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других, В делах класса и школы не участвует. б. Часто нарушает нормы поведения мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие. шкала. Красивое в жизни школьника б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив. б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут. б. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом. б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов. б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет работ грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым. шкала. Отношение ксебе
б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек. б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой. Нет вредных привычек. б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает неумыт, непричесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки. б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук. б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно- гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Результаты диагностической методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в 3 А классе
№ Имя ребенка Любознательность Трудолюбие Бережное отношение к природе Отношение к школе Красивое в жизни школьника Отношение к себе Средний балл
Уровен ь воспитанности. Алексеева Арина
4 4
4 5
4 4
4,2 Хороший. Боева Валерия
4 5
5 5
5 5
4,8 Высокий. Боровик Матвей
4 3
4 3
4 4
3,6 Средний. Григорьева Анна
5 5
5 5
5 4
4,8 Высокий. Джураев Дмитрий
5 5
5 5
4 4
4,6 Высокий. Есина Анастасия
3 3
4 4
3 4
3,5 Средний. Коленюк Мария
4 4
4 4
5 5
4,3 Хороший. Лангольф
4 5
5 5
5 5
4,8 Высоки
6. Учтены ли индивидуальные особенности отдельных обучающихся в мероприятии, на каких этапах
7. Выдержано ли мероприятие повремени. Является ли внеклассное мероприятие структурным или представляет собой набор несвязанных между собой фрагментов
6. Каково отношение обучающихся к мероприятию
7. Кто из ребят был самым активным, чье участие Вам понравилось больше всего
8. Поведение, каких детей у Вас вызывало тревогу
9. Какой была атмосфера внеклассного мероприятия
10. Какие моменты внеклассного мероприятия Вам понравились больше всего Почему
11. Какие моменты внеклассного мероприятия Вам не понравились больше всего Почему Внеклассное мероприятие было проведено 25 марта 2023, студенткой – практиканткой Игнатьевой Галиной Андреевной Тема занятия Путешествие и я решила его провести в форме путешествия, так как такая форма детям очень нравится. Внеклассное мероприятие было актуальным, так как соответствует плану воспитательной работы. Содержание внеклассного занятия полностью соответствовало его целям, таким как формирование духовного мира ребёнка посредством введения его вкруг мультипликационного искусства. Внеклассное мероприятие соответствовало возрастным особенностям обучающихся. Но индивидуальные особенности отдельных обучающихся в мероприятии небыли мной учтены. Мероприятие выдержано повремени. Проведенное занятие имело структуру и все задания и игры были логически связаны. Ребятам все очень понравилось. Они активно работали, охотно выполняли все задания, которые им предлагались.
Результаты диагностической методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в 3 А классе
№ Имя ребенка Любознательность Трудолюбие Бережное отношение к природе Отношение к школе Красивое в жизни школьника Отношение к себе Средний балл
Уровен ь воспитанности. Алексеева Арина
4 4
4 5
4 4
4,2 Хороший. Боева Валерия
4 5
5 5
5 5
4,8 Высокий. Боровик Матвей
4 3
4 3
4 4
3,6 Средний. Григорьева Анна
5 5
5 5
5 4
4,8 Высокий. Джураев Дмитрий
5 5
5 5
4 4
4,6 Высокий. Есина Анастасия
3 3
4 4
3 4
3,5 Средний. Коленюк Мария
4 4
4 4
5 5
4,3 Хороший. Лангольф
4 5
5 5
5 5
4,8 Высоки
Никита й
9. Мамедова Амина
4 4
4 3
3 3
3,5 Средний Мартынов Артем
5 3
3 3
3 3
3,3 Средний
11
Новик Даниил
5 4
5 5
5 5
4,8 Высокий
12
Старовойто ва Яна
5 4
4 4
5 5
4,5 Высокий
13
Твардовски х Богдан
5 4
4 4
4 4
4,8 Высокий
14
Туманова Александра
4 5
5 5
4 4
4,5 Высокий
15
Шаботин Олег
4 5
5 4
4 4
4,3 Хороший
16
Щарута
Олеся
4 4
4 5
5 5
4,5 Высокий Яровая Ольга
4 4
4 3
4 4
3,8 Средний Выводы По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что общий уровень воспитанности учащихся- высокий учащихся имеют хороший уровень воспитанности имеют средний уровень воспитанности. Приложение 2 Диагностическая методика по выявлению уровня развития детского коллектива адаптированная методика В.Т.Кабуш)
Признаки развития коллектива Степень проявления признаков Проявляется слабо Проявляются Проявляются Проявляются ярко
9. Мамедова Амина
4 4
4 3
3 3
3,5 Средний Мартынов Артем
5 3
3 3
3 3
3,3 Средний
11
Новик Даниил
5 4
5 5
5 5
4,8 Высокий
12
Старовойто ва Яна
5 4
4 4
5 5
4,5 Высокий
13
Твардовски х Богдан
5 4
4 4
4 4
4,8 Высокий
14
Туманова Александра
4 5
5 5
4 4
4,5 Высокий
15
Шаботин Олег
4 5
5 4
4 4
4,3 Хороший
16
Щарута
Олеся
4 4
4 5
5 5
4,5 Высокий Яровая Ольга
4 4
4 3
4 4
3,8 Средний Выводы По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что общий уровень воспитанности учащихся- высокий учащихся имеют хороший уровень воспитанности имеют средний уровень воспитанности. Приложение 2 Диагностическая методика по выявлению уровня развития детского коллектива адаптированная методика В.Т.Кабуш)
Признаки развития коллектива Степень проявления признаков Проявляется слабо Проявляются Проявляются Проявляются ярко
класса
I этап
1 класс
II этап
2–3 класс
III этап
3-4 класс
IY этап
4 класс Постановка цели в совместной деятельности класса Общая цель в совместной учебной и внеклассной деятельности коллектива класса, формирование актива класса определяется классным руководителем Приобщение коллектива класса к общей цели в совместной учебной и внеклассной деятельности производится классным руководителем через актив класса Организация коллектива класса в достижении общей цели совместной учебной и внеклассной деятельности производится с помощью актива класса и классного руководителя Постановка цели в совместной деятельности коллектива класса производится по инициативе актива класса, при взаимодействии с классным руководителем Способы привлечения к совместной деятельности Выполнение обязанностей по совместной деятельности коллектива класса в порядке очередности Назначение ответственных по выполнению обязанностей в совместной деятельности коллектива класса Закрепление обязанностей за каждым в коллективе класса, назначение ответственных за выполнением обязанностей в совместной деятельности коллектива Выборность актива класса для назначения ответственных за выполнением обязанностей в совместной деятельности
I этап
1 класс
II этап
2–3 класс
III этап
3-4 класс
IY этап
4 класс Постановка цели в совместной деятельности класса Общая цель в совместной учебной и внеклассной деятельности коллектива класса, формирование актива класса определяется классным руководителем Приобщение коллектива класса к общей цели в совместной учебной и внеклассной деятельности производится классным руководителем через актив класса Организация коллектива класса в достижении общей цели совместной учебной и внеклассной деятельности производится с помощью актива класса и классного руководителя Постановка цели в совместной деятельности коллектива класса производится по инициативе актива класса, при взаимодействии с классным руководителем Способы привлечения к совместной деятельности Выполнение обязанностей по совместной деятельности коллектива класса в порядке очередности Назначение ответственных по выполнению обязанностей в совместной деятельности коллектива класса Закрепление обязанностей за каждым в коллективе класса, назначение ответственных за выполнением обязанностей в совместной деятельности коллектива Выборность актива класса для назначения ответственных за выполнением обязанностей в совместной деятельности
класса коллектива класса Взаимная требовательность, дисциплина В коллективе класса требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают классным руководителем. В коллективе класса разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством, преимущественно активом. В коллективе класса разумные требования предъявляются и принимаются большинством. В коллективе класса преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Сотрудничество и согласованность в работе В коллективе класса не налажено сотрудничество, каждый действует в одиночку В коллективе класса работает лишь актив, при согласовании действий наблюдается пререкания, ссоры, обиды. В коллективе класса большинство распределяют между собой работу, встречаются затруднения, но они быстро разрешаются В коллективе класса легко распределяют работу между собой и согласуют свои действия друг с другом и с другими классами. Выводы При наблюдении за 3 А классом я отметила, что он находится на 3 этапе и признаки развития коллектива класса проявляются. В коллективе класса большинство распределяют между собой работу, встречаются затруднения, но они быстро разрешаются. Класс не требуется в поддержании дисциплины кл.рук.
Приложение 3 Адаптированная методика Кабуш В.Т.
Самоуправление на разных этапах развития коллектива Качества детского коллектива Этапы развития коллектива Создание актива, формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива Организация самоуправления
I этап
1 класс
II этап
2–3 класс
III этап
4 класс Функция самоуправления в детском коллективе Исполнительская Исполнительно- организаторская Управленческая Содержание самоуправления Система временных поручений, назначение ответственных лиц, самооценка, самоконтроль и др Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей, Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов,
Самоуправление на разных этапах развития коллектива Качества детского коллектива Этапы развития коллектива Создание актива, формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива Организация самоуправления
I этап
1 класс
II этап
2–3 класс
III этап
4 класс Функция самоуправления в детском коллективе Исполнительская Исполнительно- организаторская Управленческая Содержание самоуправления Система временных поручений, назначение ответственных лиц, самооценка, самоконтроль и др Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей, Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов,
помощь в проведении мероприятий коллективное планирование, проведение, анализ дела Характер деятельности классного руководителя Сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы Передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач Выводы Исходя из наблюдений можно сделать вывод, что заинтересованность учащихся в делах класса и формированию коллектива находится на II этапе. Функция самоуправления в детском коллективе - исполнительно- организаторская. Самоуправление в классе прослеживается в самостоятельном выполнении небольших заданий, распределение обязанностей, а также в помощи классному руководителю в проведении мероприятий. Классный руководитель передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участием в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы.
Приложение 4 План воспитательной работы 3 А класса на 4 четверть Тема Давай дружить Задачи
1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
6. Повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность. Направления деятельности Содержание деятельности (форма, название мероприятий) Спортивно- оздоровительное
(Соревнования,классные часы) Классный час Польза фруктов Соревнования «Быстрее,выше,сильнее» Конкурс рисунков Прыжок к здоровью День здоровья Будь здоров
Научно-познавательное олимпиады, проекты, линейки, интеллектуальные игры) Олимпиада Дерзай Игра Где логика Линейка Путешествие Проект Дари добро
Художественно-
Классный час Доисторический мир
1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
4. Формировать коммуникативные навыки.
5. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
6. Повышение педагогической и психологической культуры родителей через совместную деятельность. Направления деятельности Содержание деятельности (форма, название мероприятий) Спортивно- оздоровительное
(Соревнования,классные часы) Классный час Польза фруктов Соревнования «Быстрее,выше,сильнее» Конкурс рисунков Прыжок к здоровью День здоровья Будь здоров
Научно-познавательное олимпиады, проекты, линейки, интеллектуальные игры) Олимпиада Дерзай Игра Где логика Линейка Путешествие Проект Дари добро
Художественно-
Классный час Доисторический мир
эстетическое (классные часы, народные праздники) Народный праздник Масленица Классный час Во поле береза стояла Народный праздник Колядки
Военно-патриотическое
(Концерты,классные часы) Классный час Я помню Концерт Победа Игра «Россия-наша Родина Концерт Я горжусь своей страной Проектная деятельность
(Конкурсы,проекты) Конкурс чтецов Словами Пушкина Проект «Книга-моё хобби Литературная гостиная А что ты читаешь Проект Наше будущее Взаимодействие с родителями учащихся Посещение боулинга
Квест Дети и родители Классный час Как мы проведем зимние каникулы Посещение кинотеатра Приложение 5
Класс:3«А» Тема Дружба Цели
1. Познакомить и сформировать представления учащихся о дружбе
2. Формирование уважительного отношения друг к другу
3. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Оборудование:
Проектор
Военно-патриотическое
(Концерты,классные часы) Классный час Я помню Концерт Победа Игра «Россия-наша Родина Концерт Я горжусь своей страной Проектная деятельность
(Конкурсы,проекты) Конкурс чтецов Словами Пушкина Проект «Книга-моё хобби Литературная гостиная А что ты читаешь Проект Наше будущее Взаимодействие с родителями учащихся Посещение боулинга
Квест Дети и родители Классный час Как мы проведем зимние каникулы Посещение кинотеатра Приложение 5
Класс:3«А» Тема Дружба Цели
1. Познакомить и сформировать представления учащихся о дружбе
2. Формирование уважительного отношения друг к другу
3. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Оборудование:
Проектор
Раздаточный материал Видеоматериал Игрушка Подготовительная работа Ход мероприятия классного часа Этап Время Содержание Примечание. Организационный мин Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пришли к вам, чтобы провести классный час на тему, которую вы чуть позже должны определить сами Входе нашей работы вы можете задавать мне любые вопросы, а я постараюсь на них ответить. А сейчас давайте установим правила, которые помогут нам работать на классном часу. поднимать руку, если хотите высказаться не перебивать друг друга помогать друг другу, если это надо. Давайте повторим их вместе Для того, чтобы запомнить вас по именами интересам, я предлагаю следующее задание Сейчас я буду передавать эту игрушку по рядами тот, к кому попадет эта игрушка, должен сказать меня зовут, мне Воспринимают информацию на слух. Отвечают на вопросы.
нравится, когда меня называют, лучше всего у меня получается Вот теперь суверенностью можно сказать, что мы познакомились. Я знаю, как вас зовут и что у вас лучше всего получается делать.
2. Основной А теперь, чтобы узнать тему нашего классного часа, мы посмотрим небольшой фрагмент из мультфильма. смотрят мультик «Лунтик», определяют тему урока) Ребята, как выдумаете о чём говорится в мультфильме ( ответы детей знакомство, дружба, первая встреча) Кто может сказать тему нашей сегодняшней встречи (ответы дружба) Правильно, тема нашего классного часа" Дружба. Мыс вами будем не только узнавать что-то новое, но и дружить. И сегодня я хочу поговорить с вами о дружбе. А как выдумаете, что такое дружба (дети выдвигают свои версии) А что женам говорит словарь
Ожегова? (ДРУЖБА - Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов) Человек не может жить и Анализируют, просмотр м/ф, отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Воспринимают новую информацию на слух, участвуют в обсуждении. Участвуют в игре, восприним
2. Основной А теперь, чтобы узнать тему нашего классного часа, мы посмотрим небольшой фрагмент из мультфильма. смотрят мультик «Лунтик», определяют тему урока) Ребята, как выдумаете о чём говорится в мультфильме ( ответы детей знакомство, дружба, первая встреча) Кто может сказать тему нашей сегодняшней встречи (ответы дружба) Правильно, тема нашего классного часа" Дружба. Мыс вами будем не только узнавать что-то новое, но и дружить. И сегодня я хочу поговорить с вами о дружбе. А как выдумаете, что такое дружба (дети выдвигают свои версии) А что женам говорит словарь
Ожегова? (ДРУЖБА - Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов) Человек не может жить и Анализируют, просмотр м/ф, отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Воспринимают новую информацию на слух, участвуют в обсуждении. Участвуют в игре, восприним
существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба. Ребята, а знаете ли вы песни про дружбу Вот мы сейчас и проверим, все вы назвали или нет. Игра "Угадай мелодию. Сейчас выбудете слушать мелодии песен о дружбе. И угадывать их. (Песни Голубой вагон, из м/ф: Маша и Медведь (песенка о дружбе, От улыбки, Дружба крепкая, Бременские музыканты, Если друг не смеётся). Ребята, молодцы вы все старались и всё получилось. Теперь мыс вами попробуем составить правила дружбы. Как высчитаете, какими они должны быть ответы детей) Давайте посмотрим, что у нас получилось. (слайд) Как вы ают на слух песни и угадывают название. Составляют правила дружбы. Соотносят персонажей из сказок им ф. Участвуют в беседе. Называют пословицы на тему Дружба. Подбирают слова, обозначающие положительные качества дружбы. Оформляют дерево дружбы.
думаете, нужно ли следовать этим правилам Верно, чтобы была крепкая и хорошая дружба, то необходимо соблюдать эти правила. Поэтому впредь мыс вами постараемся им следовать и быть хорошими друзьями. Задание А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит Игра Кто с кем дружит
1. Зелёный крокодил Гена и …
(Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и …
(Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыши
(Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и
…(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов. Молодцы, справились Все вы слышали многоразличных пословиц. Но именно сейчас вам нужно вспомнить все пословицы о дружбе, которые вызнаете. (ответы детей) Отлично, какие молодцы Посмотрим, какие пословицы у нас с вами получилось вспомнить. (слайд)
1. Зелёный крокодил Гена и …
(Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и …
(Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыши
(Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и
…(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов. Молодцы, справились Все вы слышали многоразличных пословиц. Но именно сейчас вам нужно вспомнить все пословицы о дружбе, которые вызнаете. (ответы детей) Отлично, какие молодцы Посмотрим, какие пословицы у нас с вами получилось вспомнить. (слайд)
Задание "Пять слово дружбе" Сейчас я раздам каждому из вас лист бумаги, на котором вы обведёте свою руку, в центре ладони вы напишите слово "Дружба, а на каждом пальчике те качества, которыми должен обладать ваш друг . (Дети по очереди встают и зачитывают по одному слову из записанных, не повторяя слов предыдущих. Затем дети прикрепляют бумагу сих ладошкой на дерево дружбы (на доске ватман. Вот такое красивое дерево дружбы у нас с вами получилось. Оно вам нравится
3. Заключительный Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте вспомним ещё раз. Что такое дружба Перечислите правила дружбы. Каким должен быть друг Ребята, вы все молодцы и отлично поработали. Теперь на ваших столах лежат листочки, на них изображено дерево. Вам нужно выразить ваше мнение о нашем классном часе. Если он вам не понравился, то изображение на листке не надо дорисовывать если классный час был интересным, то карандашом дорисуйте листья если классный час Анализируют пройденное на классном часу, участвуют в коллективном обсуждении оказался полезным, то дополните рисунок изображением травы если вы принимали участие в проведении, то можете дополнить изображение цветами. Приложение 6 Схема анализа классного часа
1. Кем проведен классный час и когда
2. Тема классного часа.
3. Место классного часа в системе воспитательной работы класса (школы.
4. Воспитательная цель классного часа, его задачи.
5. Какая работа проведена для активизации учащихся, повышения интереса к предстоящему обсуждению
6. Как реализованы основные функции классного часа просветительская, ориентирующая, направляющая
7. Выдержан ли классный час повремени. Степень достижения классного часа и решения воспитательных задач.
9. Выводы (что было реализовано на профессиональном уровне и над чем необходимо работать. Классный час был проведён студенткой – практиканткой Игнатьевой Галиной Андреевной Тема занятия Дружба. Классный час был актуальным, так как соответствовал плану воспитательной работы класса. Содержание занятия полностью соответствовало его целям, таким как формирование уважительного отношения друг к другу, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
3. Заключительный Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте вспомним ещё раз. Что такое дружба Перечислите правила дружбы. Каким должен быть друг Ребята, вы все молодцы и отлично поработали. Теперь на ваших столах лежат листочки, на них изображено дерево. Вам нужно выразить ваше мнение о нашем классном часе. Если он вам не понравился, то изображение на листке не надо дорисовывать если классный час был интересным, то карандашом дорисуйте листья если классный час Анализируют пройденное на классном часу, участвуют в коллективном обсуждении оказался полезным, то дополните рисунок изображением травы если вы принимали участие в проведении, то можете дополнить изображение цветами. Приложение 6 Схема анализа классного часа
1. Кем проведен классный час и когда
2. Тема классного часа.
3. Место классного часа в системе воспитательной работы класса (школы.
4. Воспитательная цель классного часа, его задачи.
5. Какая работа проведена для активизации учащихся, повышения интереса к предстоящему обсуждению
6. Как реализованы основные функции классного часа просветительская, ориентирующая, направляющая
7. Выдержан ли классный час повремени. Степень достижения классного часа и решения воспитательных задач.
9. Выводы (что было реализовано на профессиональном уровне и над чем необходимо работать. Классный час был проведён студенткой – практиканткой Игнатьевой Галиной Андреевной Тема занятия Дружба. Классный час был актуальным, так как соответствовал плану воспитательной работы класса. Содержание занятия полностью соответствовало его целям, таким как формирование уважительного отношения друг к другу, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Классный час я решила начать с небольшого видеофрагмента, который показывал, что такое настоящая дружба. Ребята с большим интересом его смотрели, затем началось его активное обсуждение. Просветительская функция была реализована при помощи рассказа что такое дружба, зачем она нужна и кто такой настоящий друг. Ориентирующая функция была реализована следующим образом на протяжении всего классного часа велась беседа о дружбе, о настоящем друге. Это способствовало лучшему пониманию дружбы между людьми. Направляющая функция реализована с помощью составления Дерева дружбы, который составили обучающиеся на занятия. Классный час выдержан повремени. Проведенное занятие имело структуру и все задания и игры были логически связаны. Ребятам все очень понравилось. Они активно работали, охотно выполняли все задания, которые им предлагались. Вовремя классного часа мне понравилось все как работали дети, как они общались друг с другом. Дети осознали значимость дружбы. Я уверенно могу сказать, что занятие прошло успешно. Приложение 7 Схема анализа внеклассного мероприятия
1. Кем проведено внеклассное мероприятие и когда
2. Тема и форма внеклассного мероприятия.
3. Место внеклассного мероприятия в системе воспитательной работы класса школы.
4. Соответствует ли содержание внеклассного мероприятия его целями достигнутым результатам
5. Соответствует ли внеклассное мероприятие возрастным особенностям обучающихся
1. Кем проведено внеклассное мероприятие и когда
2. Тема и форма внеклассного мероприятия.
3. Место внеклассного мероприятия в системе воспитательной работы класса школы.
4. Соответствует ли содержание внеклассного мероприятия его целями достигнутым результатам
5. Соответствует ли внеклассное мероприятие возрастным особенностям обучающихся
6. Учтены ли индивидуальные особенности отдельных обучающихся в мероприятии, на каких этапах
7. Выдержано ли мероприятие повремени. Является ли внеклассное мероприятие структурным или представляет собой набор несвязанных между собой фрагментов
6. Каково отношение обучающихся к мероприятию
7. Кто из ребят был самым активным, чье участие Вам понравилось больше всего
8. Поведение, каких детей у Вас вызывало тревогу
9. Какой была атмосфера внеклассного мероприятия
10. Какие моменты внеклассного мероприятия Вам понравились больше всего Почему
11. Какие моменты внеклассного мероприятия Вам не понравились больше всего Почему Внеклассное мероприятие было проведено 25 марта 2023, студенткой – практиканткой Игнатьевой Галиной Андреевной Тема занятия Путешествие и я решила его провести в форме путешествия, так как такая форма детям очень нравится. Внеклассное мероприятие было актуальным, так как соответствует плану воспитательной работы. Содержание внеклассного занятия полностью соответствовало его целям, таким как формирование духовного мира ребёнка посредством введения его вкруг мультипликационного искусства. Внеклассное мероприятие соответствовало возрастным особенностям обучающихся. Но индивидуальные особенности отдельных обучающихся в мероприятии небыли мной учтены. Мероприятие выдержано повремени. Проведенное занятие имело структуру и все задания и игры были логически связаны. Ребятам все очень понравилось. Они активно работали, охотно выполняли все задания, которые им предлагались.
Выделить кого – то из ребят, кто активнее всех работал я не могу, многие активно отвечали. Но были и дети, которые просто сидели и следили за процессом. Они не отвлекались, но и не отвечали. По каким причинам я сказать не могу, может стеснялись, может не знали ответа. Я старалась спрашивать не только тех, кто тянет руку, но и тех, кто просто сидит, однако ответить они не могли. Вовремя занятия не было таких детей, поведение которых меня бы взволновало. Все проходило хорошо. Кроме, как я уже говорила, тех ребят, которые не проявляли активность на уроке. Можно суверенностью сказать, что атмосфера в классе вовремя занятия была дружеская, теплая. Ребята смеялись и хорошо общались друг с другом, даже с азартом соревновались между собой. На нашем занятии мне понравилось все как работали дети, как они общались друг с другом. Особенно мне понравился момент, когда мы им вручали призы. А если точнее сказать, как они подходили ко мне после занятия и благодарили за них. Они говорили много приятных слов, кто – то даже обнимал. Это было очень приятно. А таких моментов, которые бы мне не понравились не было. И я уверенно могу сказать, что занятие прошло успешно. Приложение 8 Методика Аллея впечатлений провести в конце классного часа, внеклассного мероприятия) Цели 1) содействовать формированию у младших школьников умения анализировать организуемые дела в классе и свое участие в нем) выяснить отношение детей к конкретному воспитательному делу, проведенному в классе. Ход проведения
Каждый учащийся получает листок с изображением дерева, его корней и ветвей без листьев. Ученикам предлагают создать аллею впечатлений о прошедшем деле (мероприятии. Дети получают задание от классного руководителя. Необходимо честно выразить свое мнение о проводимом деле мероприятии
* Если оно не понравилось, то изображение на листке не надо дорисовывать
* Если оно было интересным, то карандашом дорисовывают листья
* Если оно оказалось полезным, то рисунок дополняют изображением травы
* Если в подготовке и проведении ученик принимал участие, то он может дополнить изображение цветами. Все листы прикрепляются к стенду на классной доске, таким образом, создается аллея впечатлений Обработка и интерпретация полученных результатов. По количеству дополнений, сделанных к изображению дерева, можно судить об интересности, полезности, активности детей при организации дела. Результаты освоенные профессиональные компетенции) Анализ деятельности документ, удостоверяющий выполнение задания если есть)
ПК
3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, Проведено 3 методические диагностики определяющие уровень воспитанности обучающихся, уровень развития детского коллектива и уровень развития самоуправления.
2. Выявлено, что у учащихся данного класса высокий уровень воспитанности, уровень развития таблицы с результатами диагностик
+ выводы
3. Классный руководитель новые ориентиры воспитания / сост. И.В.Жижина,
И.В.Анянова, Л.Н.Булыгина; НТФ ГБОУ ДПО СО «ИРО». – Нижний Тагил, 2012.
4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя
/ сост.Н.А.Панченко.-Волгоград: Учитель, 2017. Отечественные журналы
1. Классный руководитель
2. Начальная школа
* Если оно не понравилось, то изображение на листке не надо дорисовывать
* Если оно было интересным, то карандашом дорисовывают листья
* Если оно оказалось полезным, то рисунок дополняют изображением травы
* Если в подготовке и проведении ученик принимал участие, то он может дополнить изображение цветами. Все листы прикрепляются к стенду на классной доске, таким образом, создается аллея впечатлений Обработка и интерпретация полученных результатов. По количеству дополнений, сделанных к изображению дерева, можно судить об интересности, полезности, активности детей при организации дела. Результаты освоенные профессиональные компетенции) Анализ деятельности документ, удостоверяющий выполнение задания если есть)
ПК
3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, Проведено 3 методические диагностики определяющие уровень воспитанности обучающихся, уровень развития детского коллектива и уровень развития самоуправления.
2. Выявлено, что у учащихся данного класса высокий уровень воспитанности, уровень развития таблицы с результатами диагностик
+ выводы
интерпретировать полученные результаты детского коллектива и уровень самоуправления соответствует данному возрасту.
ПК
3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу В соответствии с планом воспитательной работы было спланировано мероприятие на тему Путешествие план воспитательной работы на четверть
ПК
3.3. Проводить внеклассные мероприятия, классный час Проведено 1 внеклассное мероприятие по теме _ Путешествие Проведен классный час по теме Дружба
___________________________________________
_______ конспекты классного часа и внеклассного мероприятия
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий, классного часа На классном часе у меня получилось реализовать поставленную цель, вовлечь детей в активную деятельность. Вовремя проведения классного часа никаких недочетов не было. На внеклассном мероприятии у меня получилось реализовать поставленную цель, создать дружелюбную атмосферу, вызвать интерес к теме занятия. Вовремя внеклассного мероприятия никаких недочетов не было. анализ классного часа анализ внеклассного мероприятия
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом В течение практики я наблюдала за взаимодействием классного руководителя с сотрудниками учреждения, работающими с классом, и сделала следующие выводы классный руководитель осуществляет тесную связь с педагогами-предметниками, сих помощью он отслеживает успеваемость и посещаемость. Также, классный руководитель взаимодействует с заведующим столовой для обеспечения детского питания. циклограмма классного руководителя по взаимодействию с сотрудниками, работающими с классом
ПК
3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу В соответствии с планом воспитательной работы было спланировано мероприятие на тему Путешествие план воспитательной работы на четверть
ПК
3.3. Проводить внеклассные мероприятия, классный час Проведено 1 внеклассное мероприятие по теме _ Путешествие Проведен классный час по теме Дружба
___________________________________________
_______ конспекты классного часа и внеклассного мероприятия
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий, классного часа На классном часе у меня получилось реализовать поставленную цель, вовлечь детей в активную деятельность. Вовремя проведения классного часа никаких недочетов не было. На внеклассном мероприятии у меня получилось реализовать поставленную цель, создать дружелюбную атмосферу, вызвать интерес к теме занятия. Вовремя внеклассного мероприятия никаких недочетов не было. анализ классного часа анализ внеклассного мероприятия
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом В течение практики я наблюдала за взаимодействием классного руководителя с сотрудниками учреждения, работающими с классом, и сделала следующие выводы классный руководитель осуществляет тесную связь с педагогами-предметниками, сих помощью он отслеживает успеваемость и посещаемость. Также, классный руководитель взаимодействует с заведующим столовой для обеспечения детского питания. циклограмма классного руководителя по взаимодействию с сотрудниками, работающими с классом
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной литературы Основные источники
1. Воронов В.В. Технология воспитания пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М, 2000.
2. Педагогика педагогические теории, системы, технологии Учеб. для студ. высш. и сред. уч. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др под ред.
С.А.Смирнова. - М изд.центр Академия.
3. Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М Академия,
2000.
4. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя пособие для учителя / Г. П.
Буданова, Л. Н. Буйлова. - М Просвещение, 2011.
5. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
6. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л.
Белоусова, НИ. Бостанджиева, Н. В. Казачѐнок и др под ред. А. Я. Данилюка. - М Просвещение, 2011.
7. Классный руководитель новые ориентиры воспитания / сост. И.В.Жижина,
И.В.Анянова, Л.Н. Булыгина; НТФ ГБОУ ДПО СО «ИРО». – Нижний Тагил, 2012.
8. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя
/ сост.Н.А.Панченко.- Волгоград Учитель, 2006.
9. Справочник учителя начальных классов / авт-сост.Е.М.Елизарова, Ю.А.Киселѐва.- Волгоград Учитель, 2011. Дополнительные источники
1. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя пособие для учителя / Г. П.
Буданова, Л. Н. Буйлова. - М. : Просвещение, 2016.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л.
Белоусова, НИ. Бостанджиева, Н. В. Казачѐнок и др под ред. А. Я. Данилюка. - М Просвещение, 2018.
1. Воронов В.В. Технология воспитания пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М, 2000.
2. Педагогика педагогические теории, системы, технологии Учеб. для студ. высш. и сред. уч. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др под ред.
С.А.Смирнова. - М изд.центр Академия.
3. Коджаспирова ГМ, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М Академия,
2000.
4. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя пособие для учителя / Г. П.
Буданова, Л. Н. Буйлова. - М Просвещение, 2011.
5. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
6. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л.
Белоусова, НИ. Бостанджиева, Н. В. Казачѐнок и др под ред. А. Я. Данилюка. - М Просвещение, 2011.
7. Классный руководитель новые ориентиры воспитания / сост. И.В.Жижина,
И.В.Анянова, Л.Н. Булыгина; НТФ ГБОУ ДПО СО «ИРО». – Нижний Тагил, 2012.
8. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя
/ сост.Н.А.Панченко.- Волгоград Учитель, 2006.
9. Справочник учителя начальных классов / авт-сост.Е.М.Елизарова, Ю.А.Киселѐва.- Волгоград Учитель, 2011. Дополнительные источники
1. Буданова Г. П. Справочник классного руководителя пособие для учителя / Г. П.
Буданова, Л. Н. Буйлова. - М. : Просвещение, 2016.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. Л.
Белоусова, НИ. Бостанджиева, Н. В. Казачѐнок и др под ред. А. Я. Данилюка. - М Просвещение, 2018.
3. Классный руководитель новые ориентиры воспитания / сост. И.В.Жижина,
И.В.Анянова, Л.Н.Булыгина; НТФ ГБОУ ДПО СО «ИРО». – Нижний Тагил, 2012.
4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя
/ сост.Н.А.Панченко.-Волгоград: Учитель, 2017. Отечественные журналы
1. Классный руководитель
2. Начальная школа