Файл: Лабораторная работа 2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторные работы по биологии человека 8 класс.
Лабораторная работа № 2
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления
Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других
предметов для раздражения кожи и век недопустимо.
Ход работы
1.Осторожно прикоснитесь рукой
а) к наружному углу глаза,
б) к внутреннему углу глаза,
в) к ресницам,
г) к бровям,
д) к коже век,
Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное мигание, знаком «+»
2.Результаты оформите в виде таблицы.
Область | Непроизвольное мигание |
| |
3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении некоторых областей?
4. Многократно прикасайтесь к внутреннему углу глаза со стороны носа, не задевая ресниц. Что происходит?
5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.
6. Сделайте выводы.
Лабораторная работа № 3
Коленный рефлекс
Пояснение: (Коленный рефлекс – это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге.)
Ход работы
1.Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой.
2.Запишите свои наблюдения.
3.Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса.
4. Укажите функцию каждого звена.
5. Сделайте выводы.
Лабораторная работа №4
Микроскопическое строение кости.
Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».
Ход работы
1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань.
2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества.
5. Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости.
Лабораторная работа №5
Мышцы человеческого тела
Оборудование: учебник
Ход работы
1.Используя учебник и анатомическое описание (стр. учебника 65-68), определите местоположение мышечных групп и выполняемые ими движения.
2.Результаты оформите в таблице.
Название мышцы | Местоположение | Функция |
| | |
3.Приведите несколько примеров мышц, работающих как синергисты и как антагонисты
Антагонисты | Синергисты |
| |
4.Сделайте выводы.
Лабораторная работа №6
Выявление нарушения осанки
Ход работы.
1. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки
касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.
Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь-
осанка нормальная.
2. Сделайте вывод: Есть ли у вас нарушение осанки?
Если есть, предположите, каковы причины?
Лабораторная работа №7
Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.
Ход работы.
1. Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца.
2. Соедините две найденные точки прямой линией. Оцените свои результаты. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (стр.74,рис39).
3. Сделайте вывод: Есть ли у вас плоскостопие?
Если есть, предположите, каковы его причины?
Предложите упражнения, предупреждающие плоскостопие.
Лабораторная работа №8
Утомление при статической работе
Оборудование: секундомер, груз массой 4-5 кг.
Ход работы
1. Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. Включите секундомер.
2. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц.
3. Результаты оформите в таблице.
Статистическая работа | Признаки утомления | Время |
Отсутствие утомления | Рука с грузом неподвижна | |
Первая фаза утомления | Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место | |
Вторая фаза утомления | Дрожание рук, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение | |
Предельное утомление | Рука с грузом опускается; опыт прекращается | |
4. Сделайте выводы.
Лабораторная работа №9
Микроскопическое строение крови человека и лягушки
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (300х).
Цель: Изучить строение крови человека и лягушки.
2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Ход работы
1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
2. Рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита и 1 лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.
Задание:
1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки. Сделайте вывод из этого сравнения.
3. Запишите в тетради, эритроциты, чьей крови - человека или лягушки - способны переносить больше кислорода. Объясните причину.
4. Запишите выводы:
- чья кровь- человека или лягушки - переносит больше кислорода. Почему?
- в каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?
Лабораторная работа №10
Функция венозных клапанов
Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.
Ход работы.
1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту
положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.
2.Сделайте выводы:
- Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?
- В какой руке венозные клапаны были закрыты?
Лабораторная работа №11
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих
кровообращение.
Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки. Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а
затем к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.
Ход работы.
1. Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой.
Обратите внимание на изменение цвета и формы пальца.
2. Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Палей кажется каким-то ватным.
3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу.
Что достигается этим приемом?
4. Сделайте выводы:
- Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?
- Почему ткани пальца уплотнены?
- Как проявляются признаки кислородной недостаточности? -
- Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?
Лабораторная работа №12
Определение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа Оборудование: линейка, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы
1. Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть, и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается (стр. 117, рис.56.А). Запишите результат.
2. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте время до полного покраснения пальца. Это время, за которое кровь проделала свой путь.
3. Рассчитайте скорость кровотока в капиллярах ногтевого ложа по формуле
V=S/t , где
S- длина пути, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины,
t- время, которое ей для этого потребуется.
4. Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах, капиллярах.
5. Сделайте вывод:
- Какое значение имеет медленное течение крови в капиллярах?
Лабораторная работа № 13
Опыты, выясняющие природу пульса
Цель: доказать, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Пояснение: Чтобы доказать, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови, надо на каком-то участке артерии остановить движение крови, но так, чтобы стенки артерий продолжали колебаться.
Ход работы.
1.Найдите пульс на лучевой артерии. Наметьте точку a , ближайшую к большому пальцу исследуемой руки, и точку b, наиболее удаленную от большого пальца. Кровь течет то точки b к точке a ( рис 56,Б, стр. 117). 2. Зажмите артерию в точке a. Движение крови на участке ba будет остановлено. Однако стенка артерии в точке b, будет продолжать колебаться, и пульс в этой точке будет прощупываться.
3. Теперь зажмите артерию в точке b. Вы не только остановили кровь, но и прекратили распространение пульсовой волны, которая не сможет пройти
через участок b. В этом случае, в точке а пульс ощущаться не будет.
Оценка результатов. Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от наличия или отсутствия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток , и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий.
Лабораторная работа №14
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой
Ход работы.
1. Найдите пульс. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии, у основания большого пальца, для чего 2, 3и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. 2.Подсчитайте число ударов в спокойном состоянии за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите ваш пульс за 1 минуту. 3.Сделайте 10 приседаний в быстром темпе, снова подсчитайте число ударов за 10 секунд. Этот показатель умножьте на шесть, и вы получите пульс за 1 минуту. Определите показания за 1 минуту. 4.Свои результаты оформите в виде таблицы.
Число ударов за 1 мин. в состоянии покоя | Число ударов за 1 мин. после 10 приседаний |
| |
5.Оцените свои результаты.
Пояснение (Частота пульса в возрасте 13-18 лет в норме составляет 60-90 ударов в минуту. Результаты хорошие, если частота пульса после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, если больше, чем наполовину - результаты неудовлетворительные. Частота пульса после приседаний нормализуется спустя 2-3 минуты).