Файл: Лабораторная работа 2 Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Сделайте вывод:

- работа собственного сердца в состоянии покоя и при нагрузке. - почему после физической нагрузки частота пульса увеличилась?

Лабораторная работа №15 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы 1.Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток. Во время измерения руки должны быть опущены.

2.Измерьте обхват грудной клетки на вдохе. Испытуемый должен глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Запишите результат. 3. Измерьте обхват грудной клетки на выдохе. Испытуемый должен сделать глубокий выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Запишите результат. 4.Оцените свои результаты.

5.Сделайте вывод.

Пояснение: (В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6-9 см).


Лабораторная работа № 16
Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.
Оборудование: секундомер.
Ход работы
Пояснение (Проба проводится в положении сидя). 
1.  Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
 
2.  После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.
 
3.  Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
 
4.  Отдохните 5-7 минут.
 
5.  Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
 
6.   Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
 
7. Оцените свои результаты.
Пояснение: (Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие – хорошими. 
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек).


Лабораторная работа №17
Действие ферментов слюны на крахмал
Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: кусочек накрахмаленного бинта, вата, спички (ватные палочки), блюдце, вода, йод(5%).

Пояснение. Крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание.

Ход работы.

1.Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. В блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.


2.Намотайте на спичку вату (можно взять ватную палочку), смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите 1-2 минуты.

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

5.Наблюдайте, как окрасился бинт. Свои наблюдения запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод.

Объясните результаты опыта.

- Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении опыта?

- Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?
Лабораторная работа №20

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем

энергетического обмена по результатам функциональной пробы с

задержкой дыхания до и после нагрузки.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы 1.В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). 2.Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. За­пишите результат (А). Отдохните 5 мин.

3.Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.

4.Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.

5.Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запиши­те результат(B).

6.Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите(C).

7.Вычислите процентное отношение B/A X 100% и C/A X 100% 8.Оцените свои результаты (таблица стр.197 учебника).

9. Сделайте вывод. 10.Ответьте на вопросы.

- Почему происходит непроизвольное восстановление дыхания? - Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

- Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

- Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?

Лабораторная работа №19

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Оборудование: калькулятор

Пояснения. При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

1)калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;

2) необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей — возраста), количество белков, жиров и углеводов;

3) наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак - 15-35%, обед

-40 — 50% и ужин 15-20% от общей калорийности)

4) продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;

5) в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
Потребность детей в калориях в зависимости от возраста



Возраст, лет

Потребление энергии в день

( калорийность рациона), ккал

7-10

11-13

мальчики

девочки

14-17

юноши

девушки

2300
2700

2450

2900

2600


Калорийность пищевых продуктов.

Продукт

Калорийность, ккал

ХЛЕБНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, КРУПЫ, СЛАСТИ

Хлеб: ржаной

пшеничный

батон

сухари

печенье

пирожные

пирожки печеные

макаронные изделия

Крупы: овсяная

гречневая, манная, рис

Сахар

Шоколад

Халва

Пастила, зефир

Варенье

МЯСО, РЫБА, ЯЙЦА

Мясо

Птица

Ветчина

Колбаса вареная

Сосиски

Судак, треска

Окунь

Икра

Яйцо 1 шт.

ЖИРОВЫЕ ПРОДУКТЫ

Масло: сливочное

растительное

Маргарин

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

Молоко, простокваша, кефир

Сметана

Творог: жирный

нежирный

Сырки творожные сладкие

Сыры: твердые

плавленые

Молоко сгущенное с сахаром

ОВОЩИ, ФРУКТЫ ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ОРЕХИ

Огурцы

Картофель

Морковь

Свекла

Капуста

Лук репчатый

Грибы

Ягоды (вишня, земляника, малина, крыжовник, смородина и др.)

Виноград

Бананы

Арбуз

Абрикосы, апельсины, лимоны

НАПИТКИ

Сладкие фруктовые воды

Хлебный квас

Минеральная вода


200

230

250

360

420

430

220

340

380

330

400

600

500

350

280

150

200

370

250

200

65

100

250

75

780

900

750
60

280

230

80

330

350

240

320

20

90

40

50

25

50

30
50

70

100

40

50
60

30

0


Ход работы

1.Составьте суточный пищевой рацион для вашей возрастной группы, используя таблицу калорийности пищевых продуктов.

2. Результаты расчетов занесите в таблицу

Режим питания

Название продукта

Масса,

г

Содержание

белков

Содержание

углеводов

Содержание

жиров

Калорийность

1-й завтрак 2-й завтрак Обед Ужин




















3. Сделайте выводы.


Лабораторная работа №20

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка.
Ход работы

1). Закройте глаза. Вытяните вперед руку с выставленным указательным

пальцем. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Проделайте

то же самое с левой рукой.

Пояснение. (Чтобы совершить это движение и попасть в цель необходимо рассчитать траекторию, определить последовательность

и время сокращения определенных мышечных групп, осуществляющих движение по заданной траектории. В этом движении участвуют 33

мышцы, каждая из которых должна в определенное время включиться

и выйти из работы).

2). Сделайте вывод:

- Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?

Лабораторная работа №21

Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий

изменения тонуса симпатической и парасимпатической

автономной нервной системы при

раздражении.

Пояснение. (Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные со­суды кожи, а парасимпатические нервы их расширяют.)

Ход работы.

1. Ног­тем проведите по коже. Почему вначале появляется белая по­лоска, а спустя некоторое время — красная? Объясните, по­чему через некоторое время эта полоска исчезает и никаких следов от раздражения не остается.

2. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №22

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с

бинокулярным зрением.

Оборудование: трубка, свернутая из листа бумаги.

Ход работы. Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия- «дырка в ладони».
Лабораторная работа №23

Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения

старого и образования нового динамического стереотипа.
Ход работы
1. Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология». С правой сторо­ны проставьте затраченное время.


2. Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.

3. Постройте график. На оси X отложите порядковый но­мер попытки, на оси У — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.

4. Посчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево.

5.Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляции, попытка бросить работу и др. 6. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.

7. Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты стано­вятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после то­го, как результаты станут стабильными, а динамический стерео­тип выработанным.

Сделайте выводы:

Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте­реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле­менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

Делаются ли при формировании нового динамического стерео­типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рациональ­ного письма?

В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь созда­ваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.
Лабораторная работа №24

Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду ( рис 119, стр. 293), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с. И результат удвоить.