Файл: История органов следствия является неотъемлемой частью как истории государства и права России, так и всей истории нашего Отечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История органов следствия является неотъемлемой частью как истории государства и права России, так и всей истории нашего Отечества.

во все времена отечественной истории борьба с преступностью была одной из главных функцией российского государства. Её формы и методы менялись в зависимости от исторической обстановки и общественного развития, а успехи достигались упорной профессиональной работой специальных органов, занятых расследованием преступлений.
Функцию расследования преступлений в Древней Руси обычно выполняли представители администрации – князь или наместник, а в период образования централизованного Русского государства согласно Судебнику 1550 года – Боярская дума «по государеву приказу» рассматривала наиболее важные дела.
Впервые в России следственные органы появились в ходе реформы уголовного процесса, проведенной Петром I в 1713–1725 годах, когда произошло выделение предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства. В этот период впервые вводится обязанность завершать расследование процессуальным документом, который сегодня именуется обвинительным заключением.
Созданы такие органы предварительного расследования как «майорские» следственные канцелярии, следственные канцелярии генерал-прокуратуры, преобразованные вскоре в Розыскные конторы Вышнего суда, и Камер-коллегии с ее территориальными подразделениями (камерирские конторы).
Особый интерес представляет деятельность «майорских» следственных канцелярий, которые стали прообразом современного Следственного комитета Российской Федерации.
В начале ХVIII века, в ходе бурного роста промышленного производства и торговли, создания Петром Великим регулярной армии и флота, строительства собственных заводов и мануфактур (с целью отказа от импорта товаров), требующих значительных финансовых затрат и жёсткого контроля за денежными ресурсами, возникла острая необходимость образования в России независимого следственного органа.
В первой половине десятых годов ХVIII столетия случались интересовавшие Петра дела, по которым надо было «розыскивать». Для этих розысков Петр отбирал надежных людей из среды окружавших его офицеров и, давая им большие полномочия, посылал их в качестве следователей, причем сам
постоянно и пристально наблюдал за следствием, получая самые точные донесения и распоряжаясь часто даже мелочами розыска.
Если обратиться к фактам, то нам доподлинно известно, что 25 июля 1713 года Петр I дает следующий указ майору князю Волконскому: «… ехать ему к городу Архангельскому и, приехав туда, против данного ему экстракта… розыскать…, и буде дойдет кто до пытки, и пытать; и как розыскан будет, тогда то розыкное дело и тех, которые… виноваты будут, взять с собой привезти нам в Санкт-Петербург».
Таким образом, в ходе осуществления очередной – судебной – реформы Петра I им была основана первая следственная канцелярия гвардии майора Михаила Ивановича  Волконского.
Она и стала, по сути, первым независимым следственным органом. К его подследственности были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь – о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами Российской империи (в том числе взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги и мошенничество). 
Весь розыск велся при непосредственном участии царя. Судя по сохранившимся архивным документам, Волконский в ряде больших писем доносил, в мелочах, подробности следствия и на все получал ответы и подробные указания Петра, часто в своеручных его письмах.
В дальнейшем, в 1714 – 1715 годах Петром I были учреждены еще три следственные канцелярии (их возглавляли гвардейские офицеры Василий Владимирович Долгоруков, Иван Никифорович Плещеев и Иван Самойлович Чебышов)

Судебная реформа 1864 года изменила положение, но изменения касались по существу лишь деталей. После реформы судебные следователи были приравнены по должности к членам Окружного суда и состояли при этих судах.
Назначать судебных следователей мог только император по представлению министра юстиции. Была провозглашена несменяемость судебных следователей, но в действительности это не создало условий самостоятельности и независимости их деятельности.
Например, довольно легко было обойти правило о несменяемости. Поскольку оно не распространялось на лиц, исполнявших обязанности судебных следователей, стали назначать следователей почти повсеместно «исполняющими обязанности», т.е. в качестве тех, кто мог быть уволен в любое время (спустя более чем 30 лет с начала реформы доля таких лиц составляла почти 90%) .



Декрет ВЦИК о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года, сохраняя производство предварительного следствия за уездными и городскими следственными комиссиями, предусмотрел возможность создания следственных участков, образуемых уездными или городскими Советами рабочих и крестьянских депутатов. Деление уезда или города на следственные участки требовало утверждения губернского исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов. В случаях, не терпящих отлагательства, народный суд мог поручить производство предварительного следствия народному судье. Декрет предусматривал, что председатель и члены следственных комиссий должны удовлетворять двум условиям:
1) иметь право избирать и быть избранными в Советы рабочих и крестьянских депутатов;
2) иметь теоретическую или практическую подготовку для работы в должности советских следователейВ 1938 – 1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР.
В период Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности были переданы военным властям. Расследование большинства преступлений осуществлялось в этих местностях военными следователями. Там, где не было введено военное положение, была значительно увеличена подследственность преступлений, расследуемых военными следователями прокуратуры войск НКВД.

26 сентября 1990 года в Верховный Совет РСФСР внесен для рассмотрения пакет законодательных и нормативных актов, связанных с образованием единого Следственного комитета РСФСР, подчиненного непосредственно республиканскому Верховному Совету.
Законопроекты, предусматривающие глобальные изменения в системе правоохранительных органов страны и требующие громадных финансовых затрат, с первой попытки принять не удалось. Проект закона «О Следственном комитете РСФСР» в мае 1991 года был направлен на доработку.
24 октября 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в РСФСР, в которой законодатель вновь обосновывал необходимость создания единого следственного аппарата и невозможность применения ведомственной модели следствия».


окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло, когда Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» на основе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был образован Следственный комитет Российской Федерации.
С 15 января 2011 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» вступило в силу Положение о Следственном комитете Российской Федерации.
В новую следственную структуру вошли не только территориальные, но и военные, транспортные, специализированные следственные управления и отделы.
Сейчас Следственный комитет работает в юридическом статусе федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и подчинен исключительно Президенту Российской Федерации.
Символично, что обретение Следственным комитетом самостоятельности совпало со 150-летием проведения в России судебной реформы Александра II, когда судебная власть была полностью отделена от административной, а судебное следствие – от полицейского. В ходе реформы кроме непосредственно суда были реформированы прокуратура, нотариат, создано сословие присяжных поверенных (адвокатура).
Как видите, концепция образования следственных органов и судебно-правовая реформа, основные векторы которых были заложены ещё Петром I и Александром II, творчески реализовывается уже в наше время.