Файл: Женщины в древнем Египте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет



Архитектурный факультет

Кафедра истории и теории архитектуры

Реферат на тему: Женщины в древнем Египте

Выполнила:

студентка 1-го курса группы 2-ДАСб-1

Сиваченко Ульяна Александровна

Преподаватель:

Сильнов Александр Васильевич

Санкт-Петербург 2022

Содержание:

  1. Введение

Введение

Вопрос o рoли женщины в Aнтичнoсти всегдa был aктуален и интересовал многих историков. Существует множество исследований разных сторон жизни довольно известных женщин аристократической элиты, как и других жительниц aнтичных госудaрств.

Всесторонний анализ деятельности и жизни женщин в целом, с древнейших времен, даёт нам возможность вернуться к началу процесса вхождения представительниц женского пола в общество, где случилось осознание важности и необходимости женского присутствия в жизни общества.

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — в том числе Древней Греции и Римской империи.

Около трех тысяч лет назад на берегах Нила было отмечено равенство прав и женщин, и мужчин во всех сферах жизни.

Для того чтобы понять принцип равенства полов, важно понимать, что египтяне рассматривали Вселенную, как мужское и женское начало. Баланс и порядок был свойственен женскому культу Маат – космическому символу гармонии, которым должен был управлять фараон.

Цель данной работы заключается в изучении положения женщин в Древнем Египте.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение положения женщин Древнего Египта в обществе;

2. Рассмотрение политического положения женщины;

3. Изучение быта древнеегипетской семьи;

4. Роль женских образов в искусстве;

5. Описание женских костюмов и украшений.


Положение египтянок в обществе

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса , завидовали свободе и независимости египтянок.

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Признавалась женская сила во всех ее проявлениях: царицы изображались дробящими своих врагов, выпускающими стрелы в противников-мужчин, наносящими ножеые ранения при вторжении солдат. Хотя такие сцены часто игнорируются как иллюстрации вымышленных или ритуальных событий, археологические данные свидетельствуют о том, что эти обстоятельства имели место. Женщины-фараоны Древнего Египта предпринимали военные кампании. Их называли «врагами государства», а в гробницах в Долине Цариц находили оружение на всем протяжении тысячелетней египетской истории.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат.

Греческий историк Геродот писал, что египтяне «полностью изменили обычаи человеческого общества …»

Хотя они ни коим образом не относились к расе амазонок, их способности в управлении государством и установлении статуса были самыми необычными в древнем мире. Их образ далек от роли жены и матери, им присваиваются такие качества, как мужская доблесть и сила.

Соседние империи были крайне удивлены таким положением женщин в Древнем Египте. Они говорили, что «они торговались на рынке, в то время как мужчины сидели дома и занимались ткачеством», — писал Геродот.



Женщины Египта у власти

Особенности статуса и личных привилегий являлись результатом отношений с царем и способностей управлять страной. Большинство высоких должностей занимали мужчины. Если женщины и добивались власти, то находились во главе государства. Известно, что царица Хетепхерес II находилась на гражданской службе вместе с губернаторами и судьями. Две женщины достигли должности визиря – помощника фараона.

Египетскую царицу Неутикрет (2148 – 2144 до н.э.) вспоминали как «храбрую и самую красивую женщину своего времени». Супруга фараона Собекнефру (1787 – 1783 до н.э.) изображалась с диадемой в юбке-кильт поверх женского платья.

Аналогично выглядела одна из самых известных женщин-фараонов Древнего Египта Хатшепсут. Ее платье носило элементы царской власти. Ко времени пятнадцатилетия ее правления, примерно с 1473 по 1458 до н.э., она предприняла один военных поход в страну Пунт и инициировала строительство нескольких крупных проектов. Завершением ее карьеры стало возведение превосходного погребального храма в Дейр эль-Бахри.

В то время как Хатшепсут удалось подтвердить свой царский статус, насчет другой политической фигуры, царицы Нефертити, существуют споры. Она активно участовала в проведении ее мужем Эхнатоном реформы в религиозной сфере. Некоторые египтологи считают, что после смерти ее мужа, примерно в 1336 до н.э. она правила единолично.

После гибели фараона Сети II в 1194 до н.э., Тавосрет заняла трон.

Более тысячи лет спустя, последняя из фараонов Древнего Египта, царица Клеопатра VII, восстановила положение государства и устранила зависимость от Рима. Ее самоубийство в 30 до н.э. ознаменовало конец государственной независимости Египта.

Чаще всего царицы в Древнем Египте считались лишь дополнением царя, его неотъемлемой частью, но сами в управлении государством участия не принимали. Несмотря на то, что женщина и мужчина формально были уравнены в правах, их социальное положение отличалось.

Основываясь лишь на документах и законах, а также принимая во внимание специфику изучаемого периода, Древний Египет можно считать гендерно-нейтральным государством, хотя реального равенства между мужчиной и женщиной не существовало.

Семейная жизнь

Брак

Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе большую свободу.


Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны». Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось содержать бывшую супругу до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур . Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети

Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку.


Досуг и профессии

Наиболее распространенным занятием женщин всех социальных слоев было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. Тем не мене, они были освобождены от необходимости воспроизводства большого количества детей как источниками дополнительной рабочей силы. Состоятельные женщины имели право выбора карьеры.

На древних фресках и папирусах можно встретить сцены, изображающие, как проводили свободное время египетские женщины. Они купались, делали депиляцию, умащались благовониями, посещали парикмахеров.

Богатые особы пользовались услугами маникюрш и визажистов, название профессии которых переводилось дословно как «художник рта». Наиболее известным видом косметики была сурьма – подводка для глаз, которая служила не только для придания выразительности, но и защищала глаза от солнца и инфекций.

Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, ткачеством полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Супруга бога Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут.

Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр-эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицах Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее.

Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.