Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Женщин учили грамоте. Однако они составляли всего 2% от египетского общества. Находясь на высокой должности судьи, визиря или врача, они должны были обладать основными навыками чтения и письма.
В греко-римский период женская грамотность выходит на первое место. Рядом с мумией молодой женщины Гермиона была обнаружена надпись «учитель греческого языка». Самыми потрясающими лингвистическими способностями обладала Клеопатра VII, построившая Великую Библиотеку в Александрии, внесшую огромную вклад в культуру древнего мира. В ней препопадавали женщины наряду с мужчинами.
Тысячелетняя история равенства была закончена со смертью философа Ипатия, который был убыт монахами в 415 до н.э. в связи с несогласием с его убеждениями.
Понятие «место женщины в доме» оставалось в течение последующих 1,5 тысячи лет. Древнеегипетские женщины лишились свободы. Но многие наиболее активные из них добивались свободы и правового равенства с мужчинами, а также финансового равенства.
Костюм, украшения и внешность египтянок
Идеалы красоты
Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах:
«Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов»
Ткани
Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Ткать полотно могли и мужчины, и женщины, но прядением занимались исключительно женщины; судя по сохранившимся изображениям, особо искусные мастерицы могли прясть одновременно двумя веретенами, что, несомненно, требовало особой координации движений.
Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. Сохранились образцы тканей, в которых на 1 квадратный сантиметр приходится 84 нити основы и 60 нитей утка; 240 метров такой нити весили всего 1 грамм. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливавшиеся египетскими мастерами из таких нитей, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота.
Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, чаще всего в красный, зелёный и синий; в эпоху Нового царства (1580—1090 гг. до н. э.) появились жёлтые и коричневые красители. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.
Ткани могли быть как однотонными, так и узорчатыми. Излюбленными орнаментальными мотивами были перья (символ богини Исиды) и цветы лотоса. Рисунок наносился на ткань с помощью вышивки или особого способа окраски с применением различных протрав.
Божествами, связанными с ткачеством и одеждой, были Хеджхотеп и Таит.
Одежда
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — облегающая, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялся медленно; долгое время одежда разных сословий не отличалась по крою, но сильно различалась по качеству используемых тканей и отделки.
В эпохи Древнего, Среднего и Нового царств распространённой женской одеждой был облегающий калазирис. До эпохи середины XVIII династии он представлял собой сарафан на бретельках длиной от груди до лодыжек. На статуях широкие бретельки прикрывают грудь, а на некоторых рисунках и рельефах она обнажена. В отличие от изображений женщин в тесно облегающих платьях сохранившиеся экземпляры свидетельствуют о льняных мешковатых одеждах, скрывающих, но не обнажающих наготу. Старейшее из известных сегодня платьев найдено в египетском Тархане в 1913 году и датируется 3482 — 3102 годами до н. э.
Калазирис из тонких тканей был привилегией исключительно знатных египтян. А в эпоху Нового царства появляется калазирис из плиссированной ткани, калазирис с заложенной крупными складками широкой оборкой, а также расшитый сверху сеткой из керамических бус.
Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные шендиты и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. У мужчин входит в обычай надевать по нескольку шендитов, причём верхний нередко делался из прозрачной ткани и ниспадал почти до земли. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник — длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх шендита или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Мужчины обычно носили нарамник с синдоном — длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.
Аксессуары
Костюм древних египтянок состоял из небольшого числа элементов, благодаря чему особое значение приобретали аксессуары. Именно они, наряду с украшениями, служили основными носителями информации о социальном статусе своего владельца.
Самым распространённым из аксессуаров был пояс. Простолюдины подпоясывались узкими кожаными ремешками; состоятельные люди, напротив, носили длинные тканые пояса-ленты (чаще всего — красные или синие, иногда — узорчатые). Царь в торжественных случаях надевал поверх матерчатого пояса ещё один — золотой. Спереди к нему крепился церемониальный передник из золотых пластинок, соединённых полосками из бус и украшенных цветным стеклом; снизу он был оторочен бахромой из маленьких золотых уреев. Сзади к царскому поясу с помощью специального полого цилиндрика подвешивался хвост. Первоначально это был самый натуральный бычий хвост, что соответствовало одному из титулов фараона — «Могучий Бык Двух Земель»; со временем настоящий хвост заменили связкой бус (два таких ритуальных хвоста были найдены в гробнице Тутанхамона).
Древним египтянам были известны перчатки и рукавицы. Рукавицы изготовлялись из полотна и применялись для защиты рук от мозолей и травм при стрельбе из лука или управлении колесницей. Перчатки (матерчатые или кожаные) имели, видимо, церемониальное назначение.
Обувь
Долгое время единственным видом обуви у древних египтянок были сандалии. Очень простые по форме, они представляли собой лишь подошву (иногда с загнутым кверху носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим, охватывавшим подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя. Изготовлялись сандалии обычно из кожи или листьев папируса. В царских гробницах археологи неоднократно находили золотые сандалии, однако пока ещё не ясно, употреблялась ли такая обувь при жизни владельцев, или же она являлась только принадлежностью погребального обряда, своего рода древнеегипетским аналогом «белых тапочек».
В период Нового царства появились и другие фасоны обуви. В одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона , среди прочих вещей оказались шлёпанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками.
Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.
Прически
Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос.
Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Лукас А., проведя исследования париков, обнаружил пчелиный воск, который он считает подходящим материалом для завивки.
В медицинских папирусах сохранились рецепты от морщин и облысения (Папирус Эберса, Папирус Эдвина Смита).
Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.
Головные уборы
Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.
Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые и т. п.
У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья — шути (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатхор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев. Вообще, создаётся впечатление, что головные уборы цариц не так уж строго определялись дворцовым ритуалом и больше отражали их личные вкусы. К примеру, прекрасная Нефертити отдавала предпочтение простому синему венцу цилиндрической формы, который позволял подчеркнуть изящную посадку головы и стройную шею.
Церемониальные головные уборы могли быть едины для мужчин и женщин. В эпоху Нового царства атеф становится основной короной цариц Египта.
Украшения
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.
Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.
Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.
В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.