Файл: Анализ статьи Трактовка содержания нравственного воспитания в американской и российской педагогике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ статьи «Трактовка содержания нравственного воспитания в американской и российской педагогике».

Отечественному термину «нравственное воспитание» соответствует американский термин «moral-character education», представляющий собой интеграцию двух категорий: «moral education» (воспитание нравственности, предполагающее прямое воспитательное воздействие, трансляцию морально-этических норм) и «character education» (воспитание характера, ориентирующее на косвенное, опосредованное воспитательное воздействие).

На генезис нравственного воспитания в культурно-исторической традиции США влияет специфика системы образования страны, особенности государственной политики в области образования и развитие педагогических теорий воспитания личности школьника.

Наиболее значимыми специфическими атрибутами американской системы образования, детерминирующими содержание нравственного воспитания, являются общественный характер общеобразовательных школ (значительное влияние общества на воспитание молодежи традиционных социальных институтов (местное сообщество, семья, церковь) и общественных организаций) и децентрализация управления образованием (федеральное правительство, как правило, устанавливает целевые ориентиры развития системы воспитания, формулирует рекомендации, департаменты образования штатов реализую данные установки согласно собственному видению развития образования).

Генезис системы нравственного воспитания американских школьников также был детерминирован образовательной политикой, развивающейся в историческом плане по принципу диалектического взаимодействия государственного аппарата США и научно-педагогической общественности. Наиболее острые конфронтации в данном направлении приходятся на 50–80-е гг. XX века в связи с холодной войной, гонкой вооружений и пр. К концу XX – началу XXI веков наблюдается гармонизация данного процесса, что выразилось, с одной стороны, в повышении значимости общества в организации нравственного воспитания школьников, а с другой, – в усилении роли федерального правительства в организации школьного образования.

в современной американской педагогике в трактовке понятия «содержание нравственного воспитания»
раскрываются качества и черты характера, обусловливающие принятие личностью традиционных ценностей демократического общества (чувство долга, сопереживание, ответственность, справедливость, доброта и др.), проявление нравственных чувств и нравственного поведения. При этом выделяются четыре подхода к определению содержания нравственного воспитания: мировоззренческий, деятельностный, субъективно-функциональный и субъективно-личностный, ведущим из которых является мировоззренческий подход, направленный на воспитание морального долга, принятия морального закона, воспитания моральных ценностей и выработка норм морального поведения. Другие подходы раскрывают технологическое обеспечение реализации содержания нравственного воспитания школьников. Ключевой особенностью американской трактовки понятия «содержание нравственного воспитания» рассматривается актуализация социальной направленности процесса нравственного воспитания на основе ценностей общественного служения.

В российской теории и практике воспитания, в частности теории и практике нравственного воспитания, наблюдается большее единство на идейном и практическом уровнях. Российская педагогика прошла достаточно длительный период развития и эволюции. Безусловно, в российской теории воспитания существует огромный массив концепций, однако они по отношению друг к другу не являются конкурентами, что характерно для американской теории воспитания ввиду ее молодости. Дифференциация отечественных концепций нравственного воспитания обусловлена необходимостью углубленного исследования тех или иных кластеров нравственной проблематики воспитания подрастающего поколения.

В качестве базовой традиции отечественной теории и практики нравственного воспитания выступает антрополого-гуманистическая парадигма (К. Д. Ушинский, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Е. Н. Барышников, А. А. Бодалев, О.С. Газман и А. В. Иванов, Н. И. Монахов, Л. И. Новикова, Н. М. Таланчук и др.), развивающаяся в теоретико-практическом аспекте со второй половины XIX века и остающаяся актуальной в современной образовательной практике. В контексте антрополого-гуманистической парадигмы содержанием воспитания выступает система нравственных убеждений и чувств личности, навыков и привычек нравственного поведения,

нравственных оценок и отношений, черт личности, общечеловеческих ценностей в единстве с национальными ценностями, гуманистически ориентированное мировоззрение человека.

В качестве концепций и теорий, расширяющих и углубляющих проблемного поля антрополого-гуманистической парадигмы, следует рассматривать мировоззренческий (С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Исаев, Н.В. Савин, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов и др.), аксиологический (И. Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков и др.) и деятельностный (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, Л.В. Старченко, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) подходы. С точки зрения мировоззренческого подхода, который начинает развиваться со второй половины XIX века, содержание нравственного воспитания представлено системой целостных нравственных представлений о природе, обществе, человеке, а также системой ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Аксиологический подход (формируется в начале 1990-х гг.) углубляет исследование ценностного аспекта нравственного воспитания личности, следовательно, проблемным полем нравственного воспитания в русле данного подхода выступают система общечеловеческих и национальных ценностей; система ценностей общества и личности. Деятельностный подход, получивший развитие еще в начале XX века, в качестве содержания воспитания рассматривает навыки и привычки поведения; умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.