Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Физико-математический факультет
Кафедра информатики и вычислительной техники
РЕФЕРАТ
на тему:
«Современное общество и smart-технологии»
Выполнил:
студент 4 курса группы МДМ-216
Рукавцов И. А.
Проверила:
кандидат физико-математических наук, доцент
Кормилицына Т. В.
Саранск 2018
Введение
Не приходится сомневаться в том, что наше время – это время Smart. Само по себе это понятие сегодня подразумевает не уютные зоны бытового комфорта, а нашу готовность непрерывно меняться и адаптироваться под окружающий мир, отвечая на требования экономики и общества. От того, насколько вовремя и быстро мы это делаем, зависит, смогут ли smart-технологии стать инструментом достижения нашего будущего.
Развитие smart-технологий идет практически лавинообразно. Еще вчера новое качество жизни для нас олицетворяли «умные» дома, где оборудование и системы в автоматическом режиме, без участия человека, обслуживают повседневные нужды живущих в них отдельных семей. Сегодня важнейшим трендом стало создание смарт - городов, которые полностью освободят население от социально-коммунальных проблем: пробок, очередей, энергозависимости и бесконтрольности городских структур. Сегодня «умными» стали наши дома, автомобили, деньги.
-
Что такое smart-технология
Она предполагает использование компьютерных систем и микропроцессоров, для выполнения ежедневных задач и обмена информацией.
Немного из истории.
В переводе с английского «smart» означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый». В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей:
-
«specific» (конкретный) – объясняется, что именно необходимо достигнуть; -
«measurable» (измеримый) – объясняется, в чем будет измеряться результат; -
«achievable» (достижимый) – объясняется, за счет чего планируется достигнуть цели; -
«relevant» (актуальный) – определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достигнуть цели; -
«time-bound» (ограниченный во времени) – определение временного промежутка по окончании которого должны быть достигнута цель.
Уже завтра – в чем не сомневаются футурологи – smart-технологии окончательно проникнут во все сферы человеческой деятельности, радикально изменяя направление общественного развития, стремительно приближая нас к smart – обществу.
Smart-общество – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты - социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни. Это следующий этап развития за т.н. «информационным обществом», в котором мы сегодня живем.
В smart-обществе, как его описываютотцы-основатели этой популярной концепции, рост доступности и открытости информационных ресурсов и средств коммуникаций наряду с развитием Интернет - технологий, радикально изменяет все элементы общественной парадигмы: экономику, социальную политику, образование, трудовые отношения.
Smart -экономика базируется на высоких, в том числе энергосберегающих технологиях и «экологической» инфраструктуре. В «сетевой» экономике формируется новое качество услуг: их генерируют сами пользователи, граждане смарт-общества, взаимодействуя с органами государственного управления и частным бизнесом не по вертикальным, а по горизонтальным связям. При этом предусматривается «fifth level service», когда услуга сама «находит» клиента, а не наоборот. Применение ИКТ позволяет предприятиям добиваться значительных экономических успехов за счет быстрой адаптации к изменяющейся бизнес-среде, использования удаленных офисов, непрерывной Интернет – коммуникации с потребителями и партнерами.
В условиях smart-политики впервые у граждан появляется возможность участвовать в формировании и осуществлении планов по развитию своих городов и регионов, влиять на государственные решения. Доступность и открытость любых информационных ресурсов обеспечивает полную прозрачность – а, следовательно, подконтрольность гражданам любых органов государственной власти.
Предполагается, что в smart-обществе происходит переход от традиционной модели обучения к e-learning, а затем – к smart-
education. При этом меняется и роль образовательных учреждений, которые призваны не «поставлять знания», а создавать наилучшие условия для приобретения учащимися собственного опыта и навыков. В этой связи основной функцией преподавателя становится не трансляция «готовых истин», а качественная навигация по ИКТ и мировым информационным ресурсам.
-
В чем же заключается основная идея Smart education?
Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть процесс развития подходов к образованию. Условно его можно разделить на три этапа и рассмотреть в разрезе пяти видений, таких как знания, технологии, преподавание, учитель и бизнес.
«Вчера» единственным источником знаний для студента был преподаватель, при этом почерпнуть новые знания студент не мог нигде кроме, как в аудитории или в книге, которую ему посоветовал тот же преподаватель. Целью же университетов была подготовка специалистов для индустриального производства.
«Сегодня» знания передаются не только от преподавателя к студенту, но и между студентами, что позволяет создавать новый уровень знаний. В свою очередь активно начинают применяться образовательные технологии и преподаватели могут нести знания не только в аудитории. Бизнесу необходимы специалисты, подготовленные к обществу знаний.
А «завтра» главным источником знания для студента станет Интернет, технологии будут индивидуально ориентированы и направлены на создание новых знаний. Процесс преподавания будет предполагать движение знаниевых объектов в любых направлениях от студента к преподавателю и обратно, от студента к студенту и т.д. Выпускник будет не просто специалистом в своей области, он сможет вливаться в бизнес-среду в качестве партнера или предпринимателя.
В ходе прошлого десятилетия активно формировалось цифровое общество с такими атрибутами, как экономика знаний, электронная армия, электронная культура, электронное здравоохранение, электронное правительство, электронная наука. Электронное обучение имплантировано в структуру цифрового общества и является его центральным, системообразующим элементом. Однако, говоря об электронном обучении, упор делался в основном на технологии. Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач – это все относится к технологиям. Но что дальше? Что люди делают с этими технологиями, какой эффект получают? Эти вопросы лежат уже в разрезе
Smart education. Именно оно способно обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям адаптироваться в условиях быстроменяющейся среды, обеспечит переход от книжного контента к активному.
Smart education – это объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, о совместном обучении. Примером тому может служить проект следующего десятилетия в европейской системе образования – Единый европейский университет с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов от вуза к вузу. Болонский процесс дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая, таким образом, Smart education system для Европы. Единый европейский университет будет осуществлять коллективный процесс обучения с помощью единого общего репозитария учебных материалов.
Заключение
В современном обществе все стремительнее развиваются каналы коммуникации и средства передачи и обмена информацией. Это подводит мир к новому «эволюционному витку», трансформируя информационное общество в то, что сегодня принято обозначать термином Smart-общество. Данная стратегия – решение, рассматриваемое сегодня на международном уровне как единственно возможное в современном мире.
В течение ближайших десяти-двадцати лет можно ожидать появления следующих глобальных трендов в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий.
1. Интенсивные разработки новых информационно-коммуникационных технологий создадут эффект непрерывной информационной революции.
Непрерывная информационная революция будет проявляться в регулярном возникновении новых рынков в сфере информационно-коммуникационных технологий, с последующим перемещением на них капитала с традиционных рынков. Этот процесс будет сопровождаться разрушением последних и крахом компаний, базировавшихся на этих рынках.
2. Благодаря информационной революции возникнут новые бизнес-модели, которые заметно преобразуют корпоративный сектор во всем мире.
3. Информационная революция существенно затронет механизмы управления обществом и создаст новых политических игроков (сетевые сообщества и др.). Переход к сетевым экономическим структурам.
Информационная революция позволит игрокам рынка действовать вне досягаемости для национальных правительств. Как следствие, некоторые традиционные механизмы управления –такие, как налогообложение, регулирование, лицензирование – станут менее эффективными. В ряде областей правительствам придется создавать новые, в том числе международные, структуры управления, чтобы сохранить контроль над экономическим пространством своих стран.
4. Интеллектуальная собственность и права на новые цифровые продукты и услуги создадут новые зоны напряженности в межгосударственных отношениях.
Не приходится сомневаться в том, что наше время – это времяSmart. Это понятие сегодня подразумевает не уютные зоны бытового комфорта, но нашу готовность непрерывно меняться и адаптироваться под окружающий мир, отвечая на требования экономики и общества. От того, насколько вовремя и быстро мы это делаем, зависит, смогут ли smart-технологии стать инструментом достижения нашего будущего.
Можно также сказать, что Smart education, или умное обучение, – это гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Ключ к пониманию Smart education – широкая доступность знаний.
В свою очередь цель умного обучения заключается в том, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную среду. Именно такой подход позволит скопировать знания преподавателя и предоставить доступ к ним каждому желающему. Более того, это позволит расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей: Обучение станет доступным везде и всегда. Одним из условий перехода к умному электронному обучению является переход от книжного контента к активному. Лишь знания в электронном виде можно передавать с наибольшей эффективностью. При этом знания должны располагаться в едином репозитории, предполагающем наличие интеллектуальной системы поиска. И простого размещения контента в подобном репозитории недостаточно чтобы он стал активным. Все знаниевые объекты должны быть взаимосвязаны системой метаданных.
В свою очередь, качество в репозитории должно постоянно контролироваться за счет внедрения таких систем, как e-metrics, и работать в единой связке с системами управления учебным процессом.
Список использованных источников