Файл: Конкурса Учитель года России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации

по организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс и учитель года.

С 1996 года во втором туре финала конкурса «Учитель года России» присутствует задание, называемое мастер-класс, который проводиться на сцене и в качестве учеников выступают взрослые. Появление этого задания задало новый формат проведения финальной части конкурса, стало его фирменным знаком. Большое жюри с удовольствием наблюдает и оценивает это действо, в котором учитель пытается в очень ограниченное время продемонстрировать существо своего педагогического подхода, показать особенности своей методики и обучить на сцене взрослых (чаще всего преподавателей не его предмета).

В последние годы предполагается новый формат мастер-класса: показать выход преподаваемого предмета на МЕТА- уровень (уровень общекультурных обобщений и мировоззренческих обобщений). Эта задача, конечно, требует другое педагогическое мышление, но, как говорят: дорогу осилит идущий.
Смысл мастер-класса.

Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.

Определение.

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.


Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Тематика мастер-классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий,

  • различные аспекты и приемы использования технологий,

  • авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса:

  • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;

  • участвуют в обсуждении полученных результатов;

  • задают вопросы, получают консультации;

  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

Требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Алгоритм технологии мастер-класса.

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:


  • кратко характеризуются основные идеи технологии;

  • описываются достижения в работе;

  • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

  • Представление системы учебных занятий:

    • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

  • Проведение имитационной игры:

    • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

    • слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

  • Моделирование:

    • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

  • Рефлексия:

    • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

    Возможная модель проведения мастер-класса.


    Этапы работы мастер-класса

    Содержание этапа

    Деятельность участников

    Подготовительно-организационный:

    Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

    Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

    Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

    Основная часть.
    Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

    Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

    Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

    Афиширование- представление выполненных работ.
    Заключительное слово.

    Анализ ситуации по критериям:

    • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

    • развитие способности к рефлексии;

    • развитие коммуникативной культуры.

    Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

    Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе



    Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса


    Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

    Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

    Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

    Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

    Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

    Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

    Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

    Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

    Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

    Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
    Позиция Мастера


    Учитель - Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.


    Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

    Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

    Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.



    Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.


    Особо следует обратить внимание на:

    • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)

    • мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

    • пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

    • умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

    • искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

    • педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

    • психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

    • коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

    • чувство времени.

    Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук)

    1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

    2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.

    3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».

    4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

    5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

    6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

    7. Составьте подробный план занятия.

    8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.

    9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

    10. Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.

    Рекомендации по проведению мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук)