ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации
по организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс и учитель года.
С 1996 года во втором туре финала конкурса «Учитель года России» присутствует задание, называемое мастер-класс, который проводиться на сцене и в качестве учеников выступают взрослые. Появление этого задания задало новый формат проведения финальной части конкурса, стало его фирменным знаком. Большое жюри с удовольствием наблюдает и оценивает это действо, в котором учитель пытается в очень ограниченное время продемонстрировать существо своего педагогического подхода, показать особенности своей методики и обучить на сцене взрослых (чаще всего преподавателей не его предмета).
В последние годы предполагается новый формат мастер-класса: показать выход преподаваемого предмета на МЕТА- уровень (уровень общекультурных обобщений и мировоззренческих обобщений). Эта задача, конечно, требует другое педагогическое мышление, но, как говорят: дорогу осилит идущий.
Смысл мастер-класса.
Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.
Определение.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Тематика мастер-классов включает в себя:
-
обзор актуальных проблем и технологий, -
различные аспекты и приемы использования технологий, -
авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
-
передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; -
совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; -
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; -
оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
-
изучают разработки по теме мастер-класса; -
участвуют в обсуждении полученных результатов; -
задают вопросы, получают консультации; -
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки; -
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Требования к организации и проведению мастер-класса:
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Алгоритм технологии мастер-класса.
-
Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
-
кратко характеризуются основные идеи технологии; -
описываются достижения в работе; -
доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии; -
определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
Представление системы учебных занятий:
-
описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; -
определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
Проведение имитационной игры:
-
учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися; -
слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Моделирование:
-
учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера; -
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; -
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
Рефлексия:
-
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Возможная модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям:
| Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.
Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Позиция Мастера
Учитель - Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.
Особо следует обратить внимание на:
-
речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи) -
мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; -
пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников); -
умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; -
искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; -
педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; -
психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; -
коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию; -
чувство времени.
Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук)
-
Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
-
Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
-
Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
-
Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
-
Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
-
Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
-
Составьте подробный план занятия.
-
Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.
-
Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
-
Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.