Файл: Добро руками сотвори.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное КАЗЕНОЕ общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №3 Ст. сторожевой»



Методическая разработка
«Добро руками сотвори»

Составила: учитель нач. классов Узденова И.А.

ст. Сторожевая - 2021

Тема: «Добро руками сотвори»
Цели:

- формирование в сознании детей понятия «доброта»;

- формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с детьми.

Задачи.

Образовательные:

- формировать представления о различных вариантах человеческого общения, в частности доброго отношения к людям;

- ознакомить учащихся с базовыми нравственными категориями «добро» и «зло».

Развивающие:

- развивать личностные качества: рефлексия, толерантность;

- повышать творческую активность учащихся.

Воспитательные:

- формировать социально одобряемые формы поведения;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.

Предварительная подготовка: презентация учащихся, презентация учителя, подборка материалов из газет, книг о добрых поступках, пословицы о добре, изготовление цветов из цветной бумаги, рисунки на тему «Доброта спасет мир», дерево добра с записками о совершении доброго дела, заучивание стихотворений о добре и добрых делах.

Оборудование: декорации к сценке, презентации к классному часу, 3 конверта для команд с заданиями, бумажная кукла, дерево «доброты», буклеты и цветы – герберы, выполненные из бумаги для гостей.

Оформление доски: Добрый поступок не только радость, но и польза.


Ход занятия


  1. Орг. момент, психологический настрой

- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Наши ребята покажут сейчас сценку, и вы догадаетесь, о чём идёт речь.
2. Сценка «Репка на новый лад»

-Ребята, о каком качестве человека идет речь в сценке? (доброта)

-Определите главную мысль. (Надо людям в мире жить,
великой дружбой дорожить и добро творить!
3.Определение темы и цели занятия, постановка задач.

- Тема сегодняшнего классного часа: «Добро руками сотвори».

Определим цели и задачи (учащиеся определяют цели и задачи).

- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)

- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»

4. Выступление группы «исследователей»

Первая ученица : ( слайд 1)

Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

У слова «доброта» есть много родственных слов: (слайд 2)

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Вторая ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: (слайд 3)

«Доброта - вещь удивительная.

Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества,

душевных ран и непрошеных обид».

Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество,

которое я желаю приобрести больше всех других».

Первая ученица:

Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Вторая ученица:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы, с тобой добрей.


  1. Мини-проект «Добро и зло»

Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».
Выступление второй творческой группы

Первая ученица: (слайд 4)

Каждый знает этот мир

Словно кто-то разделил:

На хорошее, плохое –

В нас живут вот эти двое.
Вторая ученица :

Они борются годами

В сказках, фильмах и в нас с вами.

Каждый вправе выбирать

Кому в этом помогать.
Первая ученица:

Если хочешь в мире тёмном

Обижать людей с порога,

Драться, хмурить свои брови

В царство зла тебе дорога.
Вторая ученица:

Ну, а если ты улыбкой

И хорошим делом тоже

Помогаешь всем на свете,

То добро всегда поможет.
Первая ученица:

Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут.

Только добрые поступки

И к тебе добром придут!
Вторая ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера.

Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман.

Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Третья ученица:

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.
Четвертая ученица:

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.
Третья ученица:

Словами, мыслями, делами

Твори добро, борись со злом.

Всегда, везде, где только сможешь,

А главное - в себе самом.

Четвёртая ученица: Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом.

Своё дерево доброты мы уже сделали и хотим подарить его всем ребятам.

(Выступающие дарят классу «Дерево доброты»)
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.


  1. Выступление третьей творческой группы

- Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления – «Добро вокруг нас». (слайд 5)

Ученица: Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная.

Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого.

Но - пройдёт мимо зла.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.(слайд 6)

Ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось:

Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.

Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.

Делись последним с другом.

Помогай людям.

Защищай слабого.

Не завидуй.

Прощай ошибки другим.

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятаться, а поделиться.

Не кричать, а выслушивать.

Не разорвать, а склеить.


  1. Работа в группах. «Цветок доброты»

В конвертах лежат кружочек и лепестки на которых написаны разные поступки, необходимо собрать в цветок так лепестки, чтобы они описывали поступки доброго человека.

Поступки:

Помогает нуждающимся.

Заботится о животных.

Бережёт природу.

Ломает деревья.

Может предать.

Думает только о себе.

Радуется успеху друга.

Даёт списывать уроки.

Защищает слабых.

Уважает старших.

Радуется неудачам друзей.

Любит животных.


8. Работа над пословицей (слайд 7)

-Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Поговорим об этом подробнее.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала.

Познакомьтесь, это Катя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь.

Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будет говорить что-то обидное, я буду причинять кукле боль, загибая край бумаги.

(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале?

Что в ней изменилось?

- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.

Русский учёный Павлов сказал:

«Словом можно убить, словом можно воскресить».

Слово имеет очень важное значение в жизни человека.

Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

(доброта должна быть в душе)

-Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
9. Коллективная работа.

Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы сигналами.

Хлопок в ладошки будет обозначать ответ «да», молчание - «нет».

Можно ли назвать добрым человека, который:

• делает что-то полезное для людей;

• делает домашнее задание за кого-то;

• ждёт, когда его позовут на помощь;

• переводит старушку через дорогу;

• накормит бездомного котёнка;

• заберёт обратно подаренную вещь;
10. Притча

- Какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Послушайте небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал:

“Все в твоих руках”.

- Все ребята в ваших руках, какие совершать поступки.

- А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)

- Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить?

(Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в проходе, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку, собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе,

бабушке, дедушке).

- Сейчас, пожалуйста, подумайте, какой добрый поступок совершили вы. Напишите его на листочке. - А сейчас мы разместим их на дереве доброты.
11. Акция «Спеши делать добро»

Учитель: Вот сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро».

В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустятся цветы. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
12. Музыкальная презентация учителя «Добро руками сотвори»
13. Синквейн. Творческая работа

(составляют учащиеся, читают)
14. Рефлексия (слайд 8)

Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор.

- Что нового вы узнали?

- Что вам захотелось сделать?

- Кого из сказки можно назвать добрым? Почему?

(мышка-пришла на помощь; дед-простил всех).

- От кого зависят поступки людей?

- Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли?

(Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств. Надо делать добро!)

- 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки. Наши ребята приготовили для гостей свои подарки.

(Дети дарят гостям цветы)
15. Стихи о дружбе
Чтец 1:

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!
Чтец 2: Чтобы стало в этом мире завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры и волшебники добра.

Мы счастье всем добудем, волшебники удачи...

Дарите радость людям, дарите радость людям,

Дарите радость людям, чтоб стать самим богаче!
Чтец 3: Будьте добры, это я говорю по секрету.

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте добры.
Чтец 4: Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!
Чтец 5: Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы и в решениях мудры.

К людям будете добры вы - люди будут к вам добры.
Чтец 6: Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело - тем живём на Земле.
16. Звучит песня «Дорога добра»

(исполняют дети)
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди. Наш классный час окончен. Всем спасибо!



Я желаю вам добра,

Доброй ночи до утра

Всем желаю добрых снов,

Добрых дел и добрых слов

Уведет ли вас дорога

От любимого порога,

Пусть вам скажет кто-нибудь:

«В добрый час и в добрый путь!»

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей.

Источники:

  1. Даль, В.И. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Дрофа, 2011. – 2732 с.

  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010 г. – 736 с.

  3. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// nsportal.ru (дата обращения 19.01.2018).