ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное КАЗЕНОЕ общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №3 Ст. сторожевой»
Методическая разработка
«Добро руками сотвори»
Составила: учитель нач. классов Узденова И.А.
ст. Сторожевая - 2021
Тема: «Добро руками сотвори»
Цели:
- формирование в сознании детей понятия «доброта»;
- формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с детьми.
Задачи.
Образовательные:
- формировать представления о различных вариантах человеческого общения, в частности доброго отношения к людям;
- ознакомить учащихся с базовыми нравственными категориями «добро» и «зло».
Развивающие:
- развивать личностные качества: рефлексия, толерантность;
- повышать творческую активность учащихся.
Воспитательные:
- формировать социально одобряемые формы поведения;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.
Предварительная подготовка: презентация учащихся, презентация учителя, подборка материалов из газет, книг о добрых поступках, пословицы о добре, изготовление цветов из цветной бумаги, рисунки на тему «Доброта спасет мир», дерево добра с записками о совершении доброго дела, заучивание стихотворений о добре и добрых делах.
Оборудование: декорации к сценке, презентации к классному часу, 3 конверта для команд с заданиями, бумажная кукла, дерево «доброты», буклеты и цветы – герберы, выполненные из бумаги для гостей.
Оформление доски: Добрый поступок не только радость, но и польза.
Ход занятия
-
Орг. момент, психологический настрой
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.
Наши ребята покажут сейчас сценку, и вы догадаетесь, о чём идёт речь.
2. Сценка «Репка на новый лад»
-Ребята, о каком качестве человека идет речь в сценке? (доброта)
-Определите главную мысль. (Надо людям в мире жить,
великой дружбой дорожить и добро творить!
3.Определение темы и цели занятия, постановка задач.
- Тема сегодняшнего классного часа: «Добро руками сотвори».
Определим цели и задачи (учащиеся определяют цели и задачи).
- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)
- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
4. Выступление группы «исследователей»
Первая ученица : ( слайд 1)
Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
У слова «доброта» есть много родственных слов: (слайд 2)
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Вторая ученица: Писатель Виктор Розов так говорит о доброте: (слайд 3)
«Доброта - вещь удивительная.
Она сближает, как ничто другое, она избавляет нас от одиночества,
душевных ран и непрошеных обид».
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество,
которое я желаю приобрести больше всех других».
Первая ученица:
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Вторая ученица:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
-
Мини-проект «Добро и зло»
Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.
И сейчас я хочу предоставить слово второй творческой группе, которая защитит свой мини-проект «Добро и зло».
Выступление второй творческой группы
Первая ученица: (слайд 4)
Каждый знает этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Вторая ученица :
Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
Первая ученица:
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Вторая ученица:
Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Первая ученица:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Вторая ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера.
Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман.
Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие.
Третья ученица:
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Четвертая ученица:
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Третья ученица:
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Четвёртая ученица: Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должны научиться выращивать «сады доброты». Сообща, все вместе, дружно, дерево за деревом.
Своё дерево доброты мы уже сделали и хотим подарить его всем ребятам.
(Выступающие дарят классу «Дерево доброты»)
Учитель: Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Каждому из нас надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.
-
Выступление третьей творческой группы
- Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления – «Добро вокруг нас». (слайд 5)
Ученица: Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта - пассивная.
Это когда человек не ударит слабого, не обидит легкоранимого.
Но - пройдёт мимо зла.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.(слайд 6)
Ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось:
Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них, наверное, много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.
Ученица: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.
Делись последним с другом.
Помогай людям.
Защищай слабого.
Не завидуй.
Прощай ошибки другим.
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятаться, а поделиться.
Не кричать, а выслушивать.
Не разорвать, а склеить.
-
Работа в группах. «Цветок доброты»
В конвертах лежат кружочек и лепестки на которых написаны разные поступки, необходимо собрать в цветок так лепестки, чтобы они описывали поступки доброго человека.
Поступки:
Помогает нуждающимся.
Заботится о животных.
Бережёт природу.
Ломает деревья.
Может предать.
Думает только о себе.
Радуется успеху друга.
Даёт списывать уроки.
Защищает слабых.
Уважает старших.
Радуется неудачам друзей.
Любит животных.
8. Работа над пословицей (слайд 7)
-Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»
Поговорим об этом подробнее.
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала.
Познакомьтесь, это Катя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь.
Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будет говорить что-то обидное, я буду причинять кукле боль, загибая край бумаги.
(Ученики называют обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале?
Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
Русский учёный Павлов сказал:
«Словом можно убить, словом можно воскресить».
Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
(доброта должна быть в душе)
-Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
9. Коллективная работа.
Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы сигналами.
Хлопок в ладошки будет обозначать ответ «да», молчание - «нет».
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
10. Притча
- Какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Послушайте небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.
Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал:
“Все в твоих руках”.
- Все ребята в ваших руках, какие совершать поступки.
- А какие добрые дела можем сделать мы с вами? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
- Давайте подумаем, а что бы мы могли доброе сотворить?
(Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в проходе, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, помочь молодой маме вынести коляску, накормить кошку, собаку косточкой из супа, птиц в парке, сделать кормушку, помочь дома маме, папе,
бабушке, дедушке).
- Сейчас, пожалуйста, подумайте, какой добрый поступок совершили вы. Напишите его на листочке. - А сейчас мы разместим их на дереве доброты.
11. Акция «Спеши делать добро»
Учитель: Вот сегодня в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро».
В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты распустятся цветы. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?
12. Музыкальная презентация учителя «Добро руками сотвори»
13. Синквейн. Творческая работа
(составляют учащиеся, читают)
14. Рефлексия (слайд 8)
Учитель: Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор.
- Что нового вы узнали?
- Что вам захотелось сделать?
- Кого из сказки можно назвать добрым? Почему?
(мышка-пришла на помощь; дед-простил всех).
- От кого зависят поступки людей?
- Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли?
(Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств. Надо делать добро!)
- 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен. В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки. Наши ребята приготовили для гостей свои подарки.
(Дети дарят гостям цветы)
15. Стихи о дружбе
Чтец 1:
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Чтец 2: Чтобы стало в этом мире завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры и волшебники добра.
Мы счастье всем добудем, волшебники удачи...
Дарите радость людям, дарите радость людям,
Дарите радость людям, чтоб стать самим богаче!
Чтец 3: Будьте добры, это я говорю по секрету.
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте добры.
Чтец 4: Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Чтец 5: Мы желаем, чтобы с вами людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы и в решениях мудры.
К людям будете добры вы - люди будут к вам добры.
Чтец 6: Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на Земле.
16. Звучит песня «Дорога добра»
(исполняют дети)
Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди. Наш классный час окончен. Всем спасибо!
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Источники:
-
Даль, В.И. Толковый словарь великорусского языка. – М.: Дрофа, 2011. – 2732 с. -
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010 г. – 736 с. -
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// nsportal.ru (дата обращения 19.01.2018).