Файл: Примерная рабочая программа к учебнику В. О. Никишина, А. В. Стрелкова, О. В. Томашевича, Ф. А. Михайловского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГОС
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебнику
В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевича, Ф.А. Михайловского
под редакцией С.П. Карпова
«Всеобщая история. История Древнего мира»
для 5 класса общеобразовательных учреждений
Автор-составитель
Т.Д. Стецюра
Соответствует
Федеральному государственному
образовательному стандарту
Москва
«Русское слово»
2018
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА НА ОСНОВЕ ПООП ООО
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечиваю- щий достижение личностных, метапредметных и предметных об- разовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных при- оритетах:
-
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований; -
многоуровневое представление истории в единстве локаль- ной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотре- ние исторического процесса как совокупности усилий многих по- колений, народов и государств; -
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества; -
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предме- тами социально-гуманитарного цикла; -
антропологический подход, формирующий личностное эмо- ционально окрашенное восприятие прошлого; -
историко-культурологический подход, формирующий спо- собности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному от- ношению к культурному наследию.
Личностными результатами освоения обучающимися курса все- общей истории в 5 классе являются:
-
формирование представлений о видах идентичности, актуаль- ных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном поликультурном мире; -
приобщение к российскому и всемирному культурно-истори- ческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса; -
освоение гуманистических традиций и ценностей российс- кого общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; -
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
-
способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; -
способность осуществлять контроль и коррекцию своих дейс- твий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оце- нивать результаты своей работы; -
умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразо- вывать её из одной формы в другую; -
овладение навыками исследовательской и проектной деятель- ности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структуриро- вать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, дока- зывать и защищать свои идеи; -
готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффектив- ное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально- этическим и психологическим принципам общения и сотрудни- чества; -
способность решать творческие задачи, представлять резуль- таты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «Всеобщая история. История Древнего мира»
обучающиеся научатся:
-
определять место исторических событий во времени, объяс- нять смысл основных хронологических понятий, терминов (тыся- челетие, век, до нашей эры, нашей эры); -
использовать историческую карту как источник информа- ции о расселении человеческих общностей в эпохи первобытнос- ти и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и госу- дарств, местах важнейших событий; -
проводить поиск информации в отрывках исторических текс- тов, материальных памятниках Древнего мира; -
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказы- вать о событиях древней истории; -
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм го- сударственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя»,
«метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
-
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных соору- жений, предметов быта, произведений искусства; -
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (68 ч)
Введение (2 ч) Тема 1. Что изучает история (1 ч)
Место истории Древнего мира в периодизации всемирной исто- рии. Источники исторических знаний. Вспомогательные истори- ческие науки. Историческая карта.
Тема 2. Счёт лет в истории (1 ч)
Счёт лет в истории. Многообразие способов счёта лет в древ- ности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соот- несения, определения последовательности и длительности ис- торических событий, решения элементарных хронологических задач.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 Ч + 1 ЧАС НА ПОВТОРЕНИЕ)
Люди каменного века (3 ч) Тема 3. Появление людей на Земле (1 ч)
Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Основные занятия людей в ка- менном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека.
«Человек разумный».
Тема 4. Жизнь древних охотников (1 ч)
Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жи- лища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.
Тема 5. Искусство и религия первобытных людей (1 ч)
Открытие пещерной живописи. Создатели древних рисунков и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном об- ществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Пред- ставления об окружающем мире, верования первобытных людей. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.
Возникновение цивилизации (2 ч) Тема 6. Древние земледельцы и скотоводы (1 ч)
Переход к скотоводству и земледелию как важнейший пере- ворот в жизни первобытного общества («неолитическая револю- ция»). Отличия производящего хозяйства от присваивающего. Об- разование родовых общин и племён. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремёсел и торговли.
Тема 7. От первобытности к цивилизации (1 ч)
Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племён на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли. Возникнове-
ние социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати. Ос- новные признаки первобытного периода и цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей, привед- шие к возникновению цивилизации. Основные признаки цивили- зации. Наследие первобытного мира и современность.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (16 Ч + 1 ЧАС НА ПОВТОРЕНИЕ)
Древний Египет (5 ч)
Тема 8. Возникновение государства в Древнем Египте (1 ч)
Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Мифологические представления о причинах раз- ливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные. Предпосыл- ки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства.
Тема 9. Жизнь древних египтян (1 ч)
Положение различных слоёв древнеегипетского общества. Уп- равление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Положение рабов.
Тема 10. Могущество и упадок державы фараонов (1 ч)
Отношения Египта с соседними народами. Нашествие гиксо- сов. Освобождение от иноземного владычества.