Файл: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСТ 34182—2017 16.3.2.2 Допустимую минимальную температуру перекачиваемого продукта следует определять теплогидравлическим расчетом и указывать в проектной документации.
16.3.2.3 Давление в МТ при заполнении его транспортируемой нефтью с аномальными свойства
ми и темными нефтепродуктами следует устанавливать в соответствии с теплогидравлическим расче
том процесса пуска. Принятое расчетное давление не должно быть ниже упругости паров транспорти
руемой нефти с аномальными свойствами и темных нефтепродуктов при максимальной температуре перекачиваемой среды на данном участке МТ.
16.3.2.4 Температура нефти с аномальными свойствами и темных нефтепродуктов, поступающих в МТ. в период пуска должна соответствовать тепловому расчету и быть не ниже номинальной темпе
ратуры для условий стационарного режима перекачки. Температуру нефти с аномальными свойствами и темных нефтепродуктов, поступающих в МТ в период пуска, следует устанавливать, исходя из тре
бований. предъявляемых к сохранности изоляционных и теплоизоляционных покрытий, и обеспечения допустимых температурных напряжений в металле трубы.
16.3.2.5 Количество вводимой присадки следует определять на основании реологических иссле
дований. выполненных в лабораторных условиях, а также по результатам опробования в промышлен
ных условиях и указывать в карте режимов МТ.
Применяемые присадки должны быть разрешены к применению в установленном порядке.
16.3.2.6 Нормы температуры подогрева и допустимого значения температуры остывания нефтей с аномальными свойствами и темных нефтепродуктов при остановках перекачки следует указывать в инструкции по организации перекачки нефти (нефтепродукта) с аномальными свойствами.
16.3.2.7 При застывании нефти с аномальными свойствами и темных нефтепродуктов в МТ они должны вытесняться малоеязкими нефтью (темными нефтепродуктами) в стационарные или пере
движные емкости, находящиеся у линейной запорной арматуры, на ПС или станциях подогрева.
16.3.2.8 Конструктивные особенности сооружений, параметры оборудования и устройств МН для перекачки высокосернистых, сернистых и с наличием сероводорода нефтей устанавливают в проект
ной документации в соответствии с действующими НД. Эксплуатацию МН, перекачивающих указанные нефти, следует проводить по специально разработанным НД. предусматривающим обеспечение без
опасной и надежной эксплуатации МН.
16.3.3 Особенности организации перекачки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам со сложны м рельефом трассы
16.3.3.1 Для МТ со сложным рельефом трассы допускается транспортировка с неполным запол
нением поперечного сечения МТ нефтью (нефтепродуктами) после перевальной точки. При этом раз
рабатывают технологический регламент эксплуатации МТ с самотечными участками.
16.3.3.2 При наличии проектных решений, предусматривающих исключение работы с самотеч
ными участками, в картах технологических режимов должны быть указаны параметры работы станции защиты МТ для каждого режима перекачки.
16.4 Диспетчерское управление м агистральны ми трубопроводами
16.4.1 Диспетчеризация транспорта нефти (нефтепродуктов) — процесс централизованного оперативного управления организационными и технологическими процессами приема нефти (нефте
продуктов) от производителей, перекачки нефти (нефтепродуктов) по МТ. слива, налива, перевалки и сдачи нефти (нефтепродуктов) в пунктах назначения, формирование оптимальных грузопотоков по количеству и качеству нефти (нефтепродуктов), исходя из принципов экономической эффективности.
16.4.2 Целью диспетчеризации является оперативное управление транспортом нефти (нефтепро
дуктов) по МТ.
16.4.3 Оперативное диспетчерское управление должно осуществлять:
- на уровне управляющей организации — центр управления транспортом нефти (нефтепродук
тов);
- на уровне ЭО (группы эксплуатирующих организаций) — структурное диспетчерское подразде
ление территориального диспетчерского центра;
- на уровне филиала ЭО — структурное диспетчерское (районное) подразделение.
16.4.4 Центр управления транспортом нефти (нефтепродуктов) управляющей организации дол
жен осуществлять:
- оперативное планирование и управление транспортом нефти (нефтепродуктов) по МТ на осно
вании коммерческих договоров, графиков, маршрутных поручений по приему, транспорту, накоплению и поставке нефти (нефтепродуктов);
33
ГОСТ 34182—2017
- оперативный учет приема, перекачки, перевалки и поставки нефти (нефтепродуктов);
- оперативный контроль количества нефти (нефтепродуктов) и свободной емкости в РП произво
дителей (поставщиков), ЭО и грузополучателей;
- принятие необходимых мер по изменению грузопотоков при возникновении нештатных (форс
мажорных) ситуаций на трубопроводах или при коммерческой (экономической) необходимости.
16.4.5 Структурное диспетчерское подразделение ЭО (группы эксплуатирующих организаций) на основании плановых заданий диспетчерского центра управляющей организации должно осуществлять:
- оперативное планирование и управление приемом, перекачкой, перевалкой и поставкой нефти
(нефтепродуктов) по каждому участку трубопровода. ПСП, на наливных станциях, в РП в пределах ЭО;
- обеспечение оптимального технологического процесса транспорта нефти (нефтепродуктов);
- контроль основных технологических параметров работы объектов МТ:
- оперативный учет наличия нефти (нефтепродуктов), движения нефти (нефтепродуктов) по от
дельным трубопроводам или группе трубопроводов, наличия свободной емкости РП;
- согласование сроков и порядка проведения плановых работ, пуска ВУ. в том числе и на смежных участках трубопроводов;
- контроль хода плановых работ, проводимых по планам-графикам, обеспечения необходимых запасов нефти (нефтепродуктов), свободной вместимости РП:
- контроль хода выполнения аварийно-восстановительных работ;
- контроль количества нефти (нефтепродуктов) и свободной вместимости в РП производителей,
ЭО и грузополучателей;
- принятие необходимых мер по изменению грузопотоков при возникновении нештатных (форс
мажорных) ситуаций на трубопроводах или при коммерческой (экономической) необходимости;
- контроль и анализ баланса транспорта нефти (нефтепродуктов) по МТ ЭО в целом и по отдель
ным ее участкам;
- контроль показателей качества транспортируемых нефтей (нефтепродуктов).
16.4.6 Структурное диспетчерское подразделение филиала ЭО должно осуществлять:
- учет движения нефти (нефтепродуктов) по трубопроводам, РП, ПСП;
- контроль качества принимаемых, транспортируемых и сдаваемых нефтей (нефтепродуктов);
- контроль, регистрацию, анализ баланса транспорта нефти (нефтепродуктов);
- оперативный контроль за ходом аварийно-восстановительных работ;
- оперативный контроль за ходом ремонтных работ, производимых в соответствии с планом оста
новок МЫ;
- контроль за состоянием оборудования технологических объектов.
- контроль за соблюдением резерва оборудования;
- взаимодействие с бригадами сопровождения ВУ,
- взаимодействие с персоналом технологических объектов при технологических операциях по размещению нефти в РП. компаундированию и формированию качества нефти в потоках.
16.4.7 Структурное диспетчерское подразделение ЭО (группы, филиала), наделенное функцией непосредственного управления, должно осуществлять:
- непосредственное управление технологическим процессом транспорта нефти (нефтепродук
тов);
- контроль технологических параметров процесса транспорта нефти (нефтепродуктов);
- контроль порядка и режимов пропуска ВУ.
16.4.8 Непосредственное управление объектами МТ проводит диспетчерское подразделение, наделенное функцией непосредственного управления с использованием автоматизированных систем управления. Непосредственное управление объектами энергоснабжения, связи выполняет оператив
ный персонал по соответствующему направлению деятельности.
16.4.9 При наличии в составе ПС РП. работающего с нефтью (нефтепродуктами) различного каче
ства в режиме приема и поставки по нескольким трубопроводам, непосредственное управление груп
пой технологических объектов ПС проводит диспетчер из местного диспетчерского пункта.
16.4.10 Диспетчерский персонал местного диспетчерского пункта должен осуществлять:
- первичный учет количества принимаемых, перекачиваемых, сдаваемых, находящихся в нако
плении нефти (нефтепродуктов) и контроль показателей их качества:
- постоянный контроль технологических параметров работы оборудования и систем на вверен
ных объектах;
- непосредственное управление технологическим оборудованием и системами.
34
ГОСТ 34182—2017 17 Промышленная, пожарная безопасность и охрана труда на объектах магистральных трубопроводов
17.1 Общие требования к промышленной безопасности
17.1.1 Объекты МТ и установленное на них оборудование должны соответствовать проектной документации. Изменения проектных решений следует осуществлять по согласованию с проектными организациями с последующим внесением принятых решений в техническую документацию. Техни
ческие устройства, оборудование, материалы, применяемые при эксплуатации должны иметь разре
шительную документацию в соответствии с законодательством государств, входящих в Содружество
Независимых Государств.
17.1.2 Эксплуатацию объектов МТ следует осуществлять с выполнением требований промышлен
ной безопасности, включая:
- идентификацию опасных производственных объектов;
- лицензирование деятельности по эксплуатации;
- организацию эксплуатации МТ с соблюдением требований настоящего стандарта и НД;
- поддержание в готовности систем управления и оповещения, сил и средств по ликвидации ава
рий и их последствий на МТ;
- обязательное страхование рисков ответственности за причинение вреда при эксплуатации опас
ных производственных объектов;
- разработку деклараций промышленной безопасности объектов МТ в соответствии с действую
щим законодательством государств, входящих в Содружество Независимых Государств;
- организацию и ведение производственного контроля за соблюдением требований безопасности;
- обеспечение спецодеждой и сертифицированными средствами индивидуальной защиты экс
плуатационного персонала МТ;
- допуск к работе на объектах МТ работников, удовлетворяющих соответствующим квалификаци
онным требованиям;
- проведение обследований и диагностирования объектов МТ, оборудования, зданий и сооруже
ний;
- осуществление мероприятий по локализации последствий аварий и ЧС на объектах МТ. в том числе разработку ПЛВА и планов ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов);
- ведение учета и анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на объектах МТ и представ
ление данных по ним в органы государственного надзора;
- проведения экспертными организациями экспертизы промышленной безопасности по согласо
ванным с ЭО программам с привлечением аккредитованных специализированных лабораторий;
- создание системы управления промышленной безопасностью в соответствии с действующим законодательством государств, входящим в Содружество Независимых Государств.
17.1.3 Организацию и осуществление производственного контроля проводят в соответствии с тре
бованиями действующего законодательства государств, входящих в Содружество Независимых Госу
дарств.
17.1.4 Технические устройства, применяемые при техническом обслуживании и ремонте должны быть обеспечены разрешительной документацией в соответствии с законодательством государств, вхо
дящих в Содружество Независимых Государств.
17.1.5 Запрещается эксплуатация любых технических устройств с превышением предельных зна
чений характеристик (параметров), указанных в эксплуатационных документах на них, при наличии неисправности или с истекшим сроком эксплуатации и/или назначенного ресурса, установленного в паспорте оборудования или по результатам технического освидетельствования.
17.1.6 Запрещается ввод в эксплуатацию и работа оборудования с неисправными или отключен
ными системами автоматики, системами защиты и контроля эксплуатационных параметров.
17.1.7 Запрещается несанкционированное изменение в схемах, аппаратуре и алгоритмах управ
ления технологическими процессами.
17.2 Общие требования пожарной безопасности
Пожарную безопасность МТ в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта сле
дует обеспечивать в соответствии с требованиями, установленными в ТИПА государств, входящих в
Содружество Независимых Государств. по пожарной безопасности.
35
ГОСТ 34182—2017 17.3 Общие требования по охране труда
17.3.1 Основной задачей подразделений по организации работ в области охраны труда является реализация государственных требований в области охраны труда в соответствии с действующим за
конодательством государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
17.3.2 Безопасные и здоровые условия труда должны обеспечиваться планомерным и системати
ческим проведением комплекса организационных, социальных, технических и финансово-экономиче
ских мероприятий.
17.3.3 Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном по
рядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением в соответствии с законодательствами государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
17.3.4 Организация работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда должна пред
усматривать планомерное и систематическое проведение предупредительно-профилактических работ, работ по обеспечению безопасности труда при эксплуатации оборудования, зданий и сооружений.
17.3.5 На объектах МТ должны быть разработаны инструкции по охране труда по профессиям и видам работ с учетом конкретных условий, специфики производства и инструкции по эксплуатации оборудования.
17.3.6 Руководитель объекта несет ответственность за разработку инструкций по охране труда и обеспечение ими работающих, за организацию обучения и проверку знаний требований охраны труда у работников.
17.3.7 Должностные инструкции ответственных лиц. производственные инструкции работников рабочих профессий, инструкции по охране труда работающих по профессиям и видам работ разраба
тываются в соответствии с производственными функциями и обязательно включают в себя обязанности работников по охране труда.
17.3.8 Обязанности по охране труда, изложенные в должностных инструкциях и в инструкциях по охране труда, должны быть сформулированы четко и полностью.
17.3.9 При временном возложении на работника каких-либо обязанностей работник должен быть ознакомлен под роспись с документом, устанавливающим эти обязанности.
17.3.10 Обучение работников ЭО МТ безопасности труда осуществляется независимо от характе
ра, сложности и степени опасности производства, а также от стажа работы, образования и квалифика
ции работников:
- при обязательном проведении всех видов инструктажей {вводного, первичного на рабочем ме
сте, повторного, внепланового, целевого);
- при практическом обучении и стажировке непосредственно на рабочем месте перед допуском к самостоятельной работе, связанной с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудова
ния. с использованием в работе опасных и вредных веществ;
- при подготовке и повышении квалификации в образовательных учреждениях профессиональ
ного образования, учебных центрах, институтах переподготовки кадров, в том числе при обучении на курсах безопасности труда целевого назначения.
17.3.11 Задача обеспечения нормальных санитарно-бытовых условий труда и лечебно-профи
лактического обслуживания работников заключается в доведении количества санитарно-бытовых по
мещений. помещений здравоохранения до соответствия действующим нормам, а также содержание их в надлежащем техническом, санитарном и эстетическом состоянии.
17.3.12 Предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой де
ятельности) медицинские осмотры (обследования), обязательные психиатрические освидетельствова
ния работников проводятся в соответствии с действующими законодательствами государств, входящих в Содружество Независимых Государств, и установленными в ЭО нормами и правилами.
17.3.13 Лица, не прошедшие предварительного и периодического медицинского осмотра (обсле
дования) или имеющие медицинские противопоказания, к работе не допускаются.
17.3.14
В соответствии со спецификой и структурой ЭО следует осуществлять производственный контроль за состоянием условий и охраны труда.
36
ГОСТ 34182—2017 18 Экологическая безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов
18.1 Все работы по эксплуатации МТ следует выполнять в соответствии с природоохранными тре
бованиями ТИПА государств, входящих в Содружество Независимых Государств, и иных НД в области охраны окружающей среды.
18.2 ЭО обязана документировать свою деятельность по охране окружающей среды, иметь раз
решительную документацию на все виды воздействия на окружающую среду (выбросам, сбросам, об
ращению с отходами производства и потребления), оформленную в соответствии с действующими
ТИПА. Все работы, связанные с забором воды из поверхностных водных объектов, сбросом сточных, дренажных вод. а также вод после гидравлических испытаний МТ. следует осуществлять на основании и в порядке, установленном законодательствами государств, входящих в Содружество Независимых
Государств.
18.3 ЭО должна разрабатывать мероприятия, направленные на снижение негативного воздей
ствия на окружающую среду, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и использования отходов про
изводства. обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных технологий, обе
спечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды. Следует проводить ме
роприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с действующими законодательствами государств, входящих в Содружество Независимых
Государств.
18.4 В целях обеспечения выполнения мероприятий по охране окружающей среды, мероприятий по восстановлению природной среды, а также в целях соблюдения природоохранных требований в ЭО должен быть организован производственный экологический контроль в соответствии с законодатель
ствами государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
18.5 Производственный экологический контроль должна осуществлять экологическая служба ЭО в соответствии с планом-графиком контроля, утвержденным руководителем ЭО. Информация о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологиче
ской службы в ЭО. а также результаты производственного экологического контроля, при необходимо
сти. представляют в уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государствен
ный экологический контроль.
18.6 На объектах МТ должен быть обеспечен инструментальный контроль за соблюдением раз
решенных объемов выбросов, сбросов, размещением отходов производства и потребления, а также, при необходимости, за другими возможными вредными техногенными воздействиями на окружающую среду.
18.7 Мероприятия по охране окружающей среды в процессе эксплуатации МТ должны быть на
правлены:
- на предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод. земельных ресурсов, предот
вращение или снижение загрязнения атмосферного воздуха;
- на предотвращение развития и снижения активности опасных природных процессов (эрозии, дефляции, карстообразования. активизации курумов, морозобойного растрескивания многолетнемерз
лых грунтов, наледеобразования. обвалов, оползней, подтопления территории, пучения, солифлюкции, термоэрозии, развития термокарста) в охранной зоне МТ и на прилегающих территориях:
- на снижение негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
- на исключение нарушений путей массовой миграции животных, попадания их на объекты хране
ния шламов и отходов, под движущийся транспорт или столкновения с проводами:
- на защиту животных от воздействий электромагнитных полей, шума, вибрации;
- на снижение объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и сбра
сываемых в водные объекты;
- на снижение объемов и токсичности отходов производства и потребления.
18.8 При эксплуатации МТ на участках пересечения водных преград, заболоченных и обводнен
ных территориях следует выполнять требования ГОСТ 17.1.3.05 и ГОСТ 17.1.3.10.
37