Файл: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСТ 34182—2017 19 Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
19.1 Основные цели в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного ха­
рактера:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС природного и техногенного характера;
- ликвидация ЧС природного и техногенного характера.
19.2 Основными задачами в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенно­
го характера являются;
- разработка распорядительных и организационных документов в области предупреждения ЧС природного и техногенного характера;
- разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению ЧС;
- прогнозирование и оценка риска возникновения ЧС техногенного и природного характера, опре­
деление и лериодическоо уточнение показателей риска возникновения ЧС для персонала и населения на прилегающей территории:
- определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях ЧС. организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией:
- обеспечение готовности достаточного количества и состава собственных сил и средств органи­
зации для ликвидации ЧС. состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными тех­
ническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке, и/или привлечения в соответствии с действующим законодательством аварийно-спасатель­
ных формирований на договорной основе с учетом их дислокации:
- установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления, сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации к действиям в условиях ЧС, поддержание в соответствующей степени готовности аварийно-спасательных формирований;
- планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС. составление плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС в плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения ЧС. защиты населения и территорий от их опасных воздействий;
- декларирование безопасности, лицензирование деятельности и страхование ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте:
- создание резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
19.3 Для предотвращения ЧС. обусловленных разливом нефти (нефтепродуктов), в ЭО должны быть приняты и проведены;
- технические решения и мероприятия по исключению возможности разгерметизации МТ и пред­
упреждению разливов нефти (нефтепродуктов);
- организационно-технические мероприятия, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию разливов нефти (нефтепродуктов);
- организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение взрывопожарной безопасности;
- организационно-технические мероприятия по предотвращению постороннего несанкциониро­
ванного вмешательства в функционирование объектов МТ и противодействию возможным террористи­
ческим актам.
20 Обеспечение безопасности объектов магистральных трубопроводов
20.1 О сновные положения
20.1.1 Обеспечение безопасности объектов МТ осуществляется в соответствии с законодатель­
ствами стран, входящих в Содружество Независимых государств (в границах прохождения трубопрово­
да по данным странам), и НД ЭО.
20.1.2 На площадочных объектах и линейной части МТ должна быть создана система физиче­
ской защиты, которая представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов неза­
конного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических
38


ГОСТ 34182—2017
средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, слу­
жебное оружие и специальные средства.
20.1.3 Обеспечение физической защиты объектов МТ осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер. направленных на:
- предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты;
- своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов, в том числе актов незаконного вмешательства.
20.1.4 Целями создания системы физической защиты являются: своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение фактов несанкционированного вмешательства в процесс нормального функционирования объектов МТ, предотвращение угроз жизни и здоровью людей, недопущение нане­
сения материального и экологического ущерба, а также хищения материальных ценностей с объекта, в том числе транспортируемых по МТ нефти (нефтепродуктов).
20.1.5 Для реализации этих целей система физической защиты должна решать следующие за­
дачи.
- предотвращение несанкционированного проникновения на территорию объекта МТ. в места хранения материальных ценностей, здания и строения, расположенные на территории объекта МТ, в режимные помещения;
- предотвращение несанкционированного подключения к МТ (оперативное обнаружение несанк­
ционированных врезок, осуществляемых с целью хищения транспортируемого продукта);
- своевременное обнаружение и пресечение противоправных действий, угрожающих безопасно­
сти объекта МТ;
- своевременное обнаружение и пресечение посягательств на целостность и сохранность иму­
щества;
- выявление факторов, влияющих на состояние безопасности экономических интересов ЭО МТ.
20.2 Силы и средства охраны объектов магистральны х трубопроводов
20.2.1 Ответственность за организацию охраны объектов МТ несут руководители ЭО.
20.2.2 Охрану объектов МТ осуществляют соответствующие подразделения ЭО или организации, привлекаемые на договорной основе. Для охраны также допускается привлекать подразделения и (или) организации органов исполнительной власти.
20.2.3 Силы охраны включают в себя:
- личный состав подразделений охраны площадных объектов МТ;
- личный состав подразделений по охране ЛЧ МТ.
20.2.4 Количественный состав сил охраны объектов МТ определяется объемом решаемых задач, исходя из анализа криминогенной обстановки, оценки угроз безопасности функционирования МТ, про­
тяженности границ охраняемой территории (периметра) и количества постов.
20.2.5 Расчет численности сил охраны проводят на основе НД ЭО.
20.2.6 Для охраны МТ используются специальные средства в соответствии с требованиями за­
конодательств государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
20.3 Оборудование объектов м агистральны х трубопроводов комплексами инженерно-технических средств охраны
20.3.1 Оборудование комплексами ИТСО площадочных объектов и ЛЧ МТ осуществляется в со­
ответствии с законодательствами стран, входящих в Содружество Независимых государств (в границах прохождения трубопровода по данным странам), и НД ЭО.
Для оснащения комплексом ИТСО объектов разрабатывают проектную документацию.
20.3.2 На руководителей охраняемых объектов возлагается обязанность поддержания комплек­
сов ИТСО в исправном и работоспособном состоянии, своевременного проведения технического об­
служивания и ремонтно-восстановительных работ.
20.3.3 Руководители ЭО совместно с представителями региональных органов исполнительной власти, органов власти государств, входящих в Содружество Независимых Государств, должны осу­
ществлять систематическое обследование объектов на предмет обеспечения их безопасного функцио­
нирования и антитеррористической защищенности.
20.3.4 ИТСО объектов МТ включают:
- ограждения периметра, запретной зоны, полосы отчуждения;
39


ГОСТ 34182—2017
- инженерные заграждения;
- инженерные средства и сооружения периметра;
- КПП;
- помещения для размещения подразделений охраны.
20.3.4.1 Основное ограждение территории объекта предназначено для обозначения границ объ­
екта и создания физического барьера для несанкционированного проникновения на территорию объ­
екта. Высота ограждения зависит от климатического района нахождения объекта.
20.3.4.2 С внутренней стороны от основного ограждения создается запретная зона — незастра- иваемая полоса местности, свободная от коммуникаций различных назначений и архитектурно-стро­
ительных сооружений, в которой размещаются ИТСО. Ширина запретной зоны должна быть не менее
5 м. Запретную зону выгораживают ограждением.
С внешней стороны от основного ограждения устраивается полоса отчуждения — спланирован­
ная территория местности, очищенная от растительности шириной не менее 5 м. Полосу отчуждения выгораживают ограждением.
В ограждениях устраиваются ворота и калитки.
20.3.4.3 Инженерные заграждения предназначены для затруднения продвижения нарушителя и создания благоприятных условий для его задержания. Инженерные заграждения устанавливают на пути вероятного движения нарушителя или на подступах к жизненно важным строительным и техноло­
гическим сооружениям на территории объекта.
20.3.4.4 Инженерными сооружениями оборудуются посты охраны на территории объекта. К ин­
женерным сооружениям относятся тропы нарядов, указательные и предупреждающие знаки, постовые будки, эстакады, досмотровые ямы. противотаранные барьеры.
20.3.4.5 Контрольно-пропускной пункт предназначен для регулирования санкционированного про­
пуска персонала и автотранспорта на территорию объекта. В здании контрольно-пропускного пункта находятся помещения для размещения личного состава караула по охране объекта.
20.3.5 Технические средства охраны объектов МТ
20.3.5.1 Комплекс ТСО предназначен для:
- своевременного обнаружения несанкционированных действий нарушителей, пытающихся про­
никнуть на объект через периметр и в режимные помещения, расположенные на внутренней террито­
рии объекта;
- наблюдения за охраняемой территорией, периметром и подступами к охраняемому объекту;
- подачи тревожных сообщений в помещение для размещения караула при противоправных дей­
ствиях. направленных против сотрудников охраны и с рабочих мест, оборудованных тревожными кноп­
ками;
- осуществления контроля и управления доступом персонала и посетителей на охраняемый объ­
ект. здания и помещения, проезда транспортных средств.
- управления охранным освещением периметра.
20.3.5.2 В состав комплекса ТСО входят следующие системы:
- система охранной сигнализации периметра — для обнаружения проникновения (попыток про­
никновения) нарушителя на охраняемый объект и подачи сигнала тревоги;
- система внутриобъектовой охранной сигнализации — для обнаружения проникновения (попы­
ток проникновения) нарушителя в режимные помещения, находящиеся на внутренней территории объ­
екта. и подачи сигнала тревоги;
- система сбора и обработки информации — для передачи, приема, сбора, обработки, регистра­
ции и представления оператору информации от средств обнаружения, тревожно-вызывной сигнали­
зации, а также для дистанционного управления и контроля работоспособности средств обнаружения:
- система контроля и управления доступом — для пресечения попыток несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию объекта через КПП. в здания и помещения на внутренней территории объекта, а также предотвращение проноса персоналом и посетителями запрещенных пред­
метов и веществ;
- система охранная телевизионная — для наблюдения за обстановкой на периметре и внутрен­
ней территории объекта, а также для визуального подтверждения факта несанкционированного про­
никновения нарушителя или нахождения/отсутствия персонала, посетителей и транспортных средств в пределах охраняемой зоны, зданий, сооружений, помещений;
- система тревожно-вызывной сигнализации — для подачи сигнала тревоги в караул при нападе­
нии на охранников или персонал, работающий в режимном помещении.
40


ГОСТ 34182—2017
- система оперативной связи и оповещения — для управления оперативными действиями сил охраны при возникновении аварийных ситуаций и ЧС;
- система электропитания — для обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией си­
стем. устройств и охранных извещателей комплекса ТСО;
- система охранного освещения — для освещения периметра охраняемого объекта и мест не­
сения службы охранниками на внутренней территории объекта, обеспечения в темное время суток не­
обходимых уровней освещенности в секторах наблюдения телевизионных камер:
- кабельная сеть — для обеспечения электрическими соединениями составных частей аппарату­
ры систем ТСО. установленных по периметру объекта и в помещениях, обмена между ними информа­
цией и подачи электропитания к аппаратуре.
20.4 Эксплуатация инжемерно-тохнических средств охраны
20.4.1 Эксплуатацию ИТСО осуществляют в соответствии с законодательствами стран, входящих в Содружество Независимых государств (в границах прохождения трубопровода по данным странам), и НД ЭО.
20.4.2 Эксплуатация комплекса ИТСО представляет собой совокупность организационных и тех­
нических мероприятий, направленных на поддержание средств в исправном состоянии и постоянной готовности к применению. Включает в себя использование ИТСО по назначению и техническую экс­
плуатацию.
20.4.3 Техническая эксплуатация ИТСО включает в себя:
- приемку и ввод в эксплуатацию;
- профессиональный отбор, подготовку и допуск лиц к эксплуатации ИТСО; планирование тех­
нической эксплуатации; техническое обслуживание и ремонт; материально-техническое и метрологи­
ческое обеспечение, ведение эксплуатационно-технической и учетной документации; учет, хранение, транспортировку и консервацию ИТСО; сбор, учет и анализ эксплуатационных данных о надежности и устойчивости работы ТСО;
- контроль и оценку технического состояния, организации эксплуатации и качества функциониро­
вания комплекса;
- организацию работ по обеспечению и соблюдению правил и мер безопасности при эксплуата­
ции;
- списание ИТСО.
21 Ликвидация аварий и отказов на объектах магистральных трубопроводов
21.1 Готовность ЭО к ликвидации аварий и отказов на объектах м агистральны х трубопро­
водов
ЭО должна:
- создавать собственные формирования для ликвидации аварий, инцидентов, отказов и их по­
следствий;
- проводить аттестацию указанных формирований;
- оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессио­
нальными аварийно-спасательными формированиями (службами):
- иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов в соответствии с та­
белем аварийного запаса и табелем технического оснащения средствами ликвидации разливов нефти
(нефтепродуктов);
- обучать работников способам защиты и действиям в ЧС;
- создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения утечек нефти (нефтепродуктов), системы связи и оповещения, системы диспетчерского контроля и управления.
21.2 Состав сил и средств для вы полнения работ по ликвидации аварий и инцидентов
21.2.1
Для проведения работ по ликвидации аварий и инцидентов на МТ и их последствий в орга­
низационной структуре ЭО создаются штатные или нештатные аварийно-восстановительные или ава­
рийно-спасательные службы (далее — АВС или АСС).
41


ГОСТ 34182—2017 21.2.2 Силы и средства АВС или АСС. предназначенные для локализации и ликвидации послед­
ствий аварий и инцидентов, должны быть аттестованы в установленном порядке и должны нести дежур­
ство в режиме, обеспечивающем локализацию разливов нефти (нефтепродуктов) в сроки, установлен­
ные действующим законодательством государств, входящих в Содружество Независимых Государств.
21.2.3 Обязательными требованиями, предьявляемыми к силам и средствам (аварийно-спаса­
тельным формированиям) для выполнения аварийных работ, являются:
а) наличие учредительных документов аварийно-спасательной службы/формирования (устава/ положения, приказа или иного документа о создании аварийно-спасательной службы/формирования),
б) соответствие структуры аварийно-спасательной службы/формирования организационно-штат­
ной структуре, утвержденной ее/его учредителями или организацией, создавшей аварийно-спасатель­
ную службу/формирование;
в) укомплектованность личным составом, не менее 75 % которого составляют спасатели, аттесто­
ванные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба/формирование;
г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварий­
но-спасательной службы/формирования. аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе/фор- мированию на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации:
д) наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом испол­
нительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных видов аварий­
но-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварий­
но-спасательной службы/формирования. кроме этого, условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы/формирования;
е) постоянная готовность к оперативному реагированию на возникновение чрезвычайных ситуа­
ций и проведению работ по их ликвидации.
21.2.4 Персонал аварийно-восстановительных бригад должен использоваться при ликвидации аварий, инцидентов и выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту МТ.
21.3 Организация работ по ликвидации аварий и инцидентов
21.3.1 Для оперативного руководства аварийно-восстановительными работами должен быть соз­
дан штаб ликвидации аварии и инцидентов. Персональный состав штаба устанавливается приказом руководителя ЭО.
21.3.2 Работы по ликвидации аварий и инцидентов должен возглавлять руководитель или техни­
ческий руководитель ЭО.
21.3.3 При ликвидации аварий, связанных с тушением пожара, силами министерств государств, входящих в Содружество Независимых Государств, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — министерство), назначение ру­
ководителя тушения пожара осуществляется в соответствии с внутренними документами данных ми­
нистерств. Взаимодействие министерств с руководством ЭО при тушении пожара осуществляется на основании планов локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, которые должны разрабатываться администрацией объекта и согласовываться со всеми участниками взаимодействия.
21.3.4 Руководство аварийно-восстановительными работами с начала возникновения аварии или инцидента на объектах МТ осуществляется руководителями этих объектов, в дальнейшем — ответствен­
ным руководителем по ликвидации аварии или инцидента, назначенным приказом руководителя ЭО.
21.3.5 Ответственный руководитель по ликвидации аварии или инцидента обязан выполнять ряд необходимых мероприятий в соответствии с внутренними документами ЭО.
21.4 Производство работ по ликвидации аварий и инцидентов
21.4.1
К технологиям ликвидации аварий и инцидентов и технологическим операциям при произ­
водстве аварийно-восстановительных работ предъявляются следующие требования:
- спасение людей и устранение угрозы жизни и здоровью населения;
- восстановление герметичности трубопроводов, оборудования и сооружений объектов МТ.
42