Файл: Теоретические аспекты концепции развития туризма Развитие туризма понятие, уровни.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………….
Глава 1. Теоретические аспекты концепции развития туризма………
-
Развитие туризма: понятие, уровни……………………….. -
Концепция устойчивого развития туризма как ведущий фактор регионального развития туризма……………….. -
Перспективные регионы
Глава 2.
Глава 1. Теоретические аспекты концепции развития туризма
-
Развитие туризма: понятие, уровни
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики, важной частью внешнеэкономической деятельности многих развитых и развивающихся стран мира. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию туристской индустрии.
Исторически предопределено, что существование человечества с древних времен связано с путешествиями для разных целей (торговля, войны, поиск ресурсов и т.д.). Само понятие путешествия трактуется как «перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения». Разновидностью путешествия является туризм. Как частный случай путешествий, туризм имеет четкие ограничения, характеристики и множества определений в понятийном смысле.
В английском языке слово tourism появилось в начале 19 века. Его корень «tour» вызывает ассоциации скорее с «вояжем» или «турне» театральной труппы, чем с «индивидуальными поездками для собственного удовольствия», хотя в свете современного употребления данного слова это актуально. Томас Кук, который ненавидел алкоголь и табак, для того чтобы отвлечь людей от пагубных привычек, посадил их в поезд и повез на первую экскурсию. С тех времен днем рождения туризма принято считать день 5 июля 1841г. – день первой публичной железнодорожной экскурсии в истории Англии. После того, как во второй половине 1840-х годов профсоюзы добились ежегодных отпусков для рабочих, которые не знали, чем занять свободное время, Кук подсказал: во время отпуска нужно заниматься туризмом и развлекаться. Так родилось первое в мире туристическое агентство «Томас Кук и сын»[5]. С тех пор, как туризм стал объектом исследования, делались попытки установления его точной характеристики. Четкое разъяснение туристских терминов и понятий имеет очень важное значение для понимания тех процессов, которые происходят в туризме. По мере развития туризма и превращение его в массовое явление появились и новые трактовки этого понятия. Впервые понятие «турист» было введено в 1937г. Советом Лиги Наций. Согласно этому определению, таковым являлось лицо, обладающее тремя признаками:
-
передвижением; -
временным пребыванием в определенном месте; -
отсутствием связи с трудом и заработком.
Первые определения эпохи «кустарного туризма», делали акцент на связи туристской деятельности и транспорта, т.е., исходя из этих определений, туризм считался частью транспортных перевозок. На основе этих признаков формировалась специфическая туристская терминология. Одной из самых распространённых определений туризма сегодня является определение В. Хунцикера – К. Крапфа, которое больше известно как «генеральная теория туризма». Оно определяет туризм как «совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное место жительство и не связано с получением дохода». Несмотря на то, что до сих пор продолжается поиск «приемлемого» определения туризма, в системе международных организаций на государственном уровне сложились вполне определенные толкования этого термина, и прочие трактовки лишь выделяют или дополняют его черты[5].
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г)[1]. Также в настоящем законе даются следующие определения:
-
туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; -
туризм внутренний – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; -
туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; -
туризм въездной – путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; -
туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; -
туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно; -
турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Понятие «туризм» в нашей стране долгое время ассоциировалось с занятием спортом и укреплением здоровья, а не с областью экономики, которая может приносить доход. Но постепенно в процессе развития экономико-производственных отношений выделилась особая сфера труда, основной функцией которой являлась организация разностороннего отдыха населения в форме туризма. Туризм все чаще стали называть областью национальной экономики.
Обосновывая необходимость выделения туризма в самостоятельную отрасль, нужно принимать во внимание основные факторы формирования его производственных особенностей, соответствие их определенным классификационным признакам, по которым предприятия, организации и объединения входят в состав соответствующей отрасли национальной экономики, зависимость их от характера основной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать достигнутые масштабы и перспективы дальнейшего развития отрасли[10].
Следует включить в определение «туризма» и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями. Эти люди (назовем их туристами) используют во время путешествий различные виды транспорта: начиная с велосипедов и заканчивая полетами на реактивных самолетах. Многие путешествуют на автомобилях, автобусах, поездах и даже мотоциклах. Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
-
Туристы – это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности; -
Организации, предоставляющие туристам товары и услуги – то предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке; -
Местные органы власти. Рассматривают «туризм» как важный фактор экономики, связанный с получением доходов, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет; -
Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.
Таким образом, «туризм» может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности[8].
Для того чтобы дать наиболее полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины. Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.
Более точно туризм можно определить как науку, искусство и бизнес по привлечению туристов и организации их перевозки и проживания, а также созданию условий для лучшего удовлетворения их потребностей и запросов.
Как известно, совокупность предприятий, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими основными чертами:
-
достаточным числом самостоятельных в экономическом отношении отношений предприятий с однородным видом производства; -
устойчивыми экономическими связями с другими отраслями национальной экономики; -
определенным органом хозяйственного управления.
Современное состояние туризма соответствует всем выше перечисленным характеристикам. Поэтому под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления.
Любая деятельность, которую организует человек, имеет определенную функцию или несколько функций. Выделим основные функции туризма.
Экономическая. Одна из основных функций туризма. Туризм является одной из самых динамичных отраслей экономики. Благодаря туризму осуществляется поступление иностранной валюты без экспорта товаров за рубеж.
Рекреационная. Различные виды туризма ориентированы, прежде всего, на восстановление физических и психических сил человека затраченных на производстве. Без восстановления трудоспособности человек просто не сможет заниматься какой-либо трудовой деятельностью. Поэтому рекреационная функция свойственна в той или иной мере всем видам туризма.
Гедонистическая. Данная функциональная нагрузка характерна практически для всех видов туризма, так как различные поездки в уникальные местности, путешествия по культурно-историческим местам, так или иначе, сопряжены с получением удовольствий, наслаждением от осуществляемой деятельности.
Познавательная. Познание характерно для разных видов туризма, прежде всего, для познавательных его видов. Например, экологический туризм позволяет туристам ознакомиться с особенностями той или иной рекреационной зоны, изучить историю данной местности. Кроме того, данный вид туризма формирует у туристов потребность в бережном отношении к окружающей среде и т.д.
Мировоззренческая. Туризм как вид деятельности формирует у человека, осуществляющего эту деятельность, определенное мировоззрение, отношение к окружающей среде (экологический вид туризма), стиль жизни (экстремальный вид туризма).
Аксиологическая функция туризма выступает как метафункция, поскольку именно она позволяет уяснить место туризма в ряду культурных ценностей. В туризме аксиологические принципы реализуются в конкретных моделях туристского пространства, которые способны отражать не только стадии изменения ценностей, но главным образом стадии изменения и развития личности.
Необходимо отметить, что нами выделены лишь основные функции туризма, которые характерны для всех видов туризма. Различные виды туризма реализуют одновременно несколько функций.
Любая деятельность, в конечном счете, имеет своим результатом оценку эффективности данной деятельности, это касается и туризма. Эффективность туризма оценивается по следующим критериям: рекреационная эффективность туризма, социальная и экономическая эффективность.
Под рекреационной эффективностью подразумевается профилактика заболеваемости населения. Туризм в силу высокой интенсивности, способности за единицу времени удовлетворить максимум рекреационных потребностей обладает более высокой профилактической эффективностью, чем другие виды занятий.
Социальная эффективность туризма выражается в доступности большинства видов туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные семьи, молодежь, пенсионеров, инвалидов. Государственная социальная политика в области туризма нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп. Надо заметить, что в настоящее время социальная эффективность современного российского туризма, в силу экономических и социальных проблем весьма невысока, но предпологается, что в ближайшее время ситуация изменится.