Файл: Безопасности жизнедеятельность как учебная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безопасность жизнедеятельности_УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ от 09.11.20

Лекция

Тема: «Безопасности жизнедеятельность - как учебная дисциплина»

Задание: прочитать и изучить учебный материал, по предложенной теме.

Ссылка на электронный ресурс: https://studopedia.ru/1_97535_nauka-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html

Наука Безопасность жизнедеятельности.

27 апреля 1990 г. на коллегии государственного образования СССР рассматривался вопрос о первоочередных мерах перестройки образования, по вопросам охраны труда (ОТ) и гражданской обороны (ГО), затем был издан приказ № 473 от 09.07.90 г., в котором предусматривалось введение в учебные планы специальностей высшей школы вместо курсов ОТ и ГО нового курса БЖД. Необходимо отметить, что этот предмет не отвергает ранее изученные предметы, а интегрирует, базируется на достижениях последних. В центре внимания БЖД – человек, как самостоятельное развитие общества.

ОТ исследует человека, находящегося в условиях производства.

ГО – в чрезвычайных ситуациях военного времени.

БЖД – в любых условиях обитания.

БЖД – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать (обнаружить, устанавливать) опасные и вредные факторы, разработать методы и средства защиты человека, занимается снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. БЖД качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения ОТ и ГО, но и таких наук как психология, эргономика, физиология, химия, гигиена, акустика и т.д.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, тех­ногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Задачи:

1. создание безопасное и безвредное условие жизнедеятельности;

2. проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии, их эксплуатации, с учетом хозяйственно-технических систем;

3. прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите персонала на производстве, объекты
народного хозяйства от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение средств современного орошения и в ходе ликвидации их последствий.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возник­новения опасных ситуаций.

Объект изучения БЖД - это комплекс явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", отрицательно воздействующих на человека и природную среду. 

Предметом изучения БЖД являются объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере.

Системы личной и коллективной (общественной) безопас­ности человекавключают в себя следующие основные виды безопасности жизнедеятельности:

· безопасность здоровья, под которой понимают соматическую (телесную) норму состояния человека, самоощущение нормального, привычного функционирования всех систем собственного организма с учетом естественных возрастных измене0ний;

· психологическую безопасность, которая предполагает внутреннюю уравновешенность человека, адекватность его реакций на внешние воздействия, соответствие поведения человека установленным, общепринятым в человеческом со­обществе нормам морали и нравственности;

· социальную безопасность, к которой относится необхо­димость всемерной

поддержки наиболее уязвимых в социаль­ном отношении категорий населения (пенсионеров, инвали­дов, многодетных семей, сирот) и которая определяет уровень нравственностисамого человеческого общества;

· антикриминальную безопасность, актуальную практи­чески для каждого человека, оказавшегося жертвой мошен­ничества, воровства, грабежа, а также более тяжких преступ­лений против личности и общества;

· антинаркотическую безопасность, ставшую в последние годы одним из важных условий выживания значительной части молодого поколения, подверженной действию алко­гольной или наркотической зависимости;

· техногенную (производственную, бытовую) безопасность, связанную с интенсивным ростом разнообразия в современ­ном мире техногенных угроз и опасностей;



· транспортную безопасность, которая обусловлена все возрастающим числом жертв автомобильных аварий, летных происшествий, катастроф на море и железных дорогах;

· противопожарную безопасность, требующую самого пристального внимания в связи с обветшанием электросетей значительной части старого жилого фонда страны, нехват­кой финансовых средств на их плановую замену, увеличени­ем этажности новостроек, повышением мощности включае­мых в сеть бытовых электроприборов;

· природную и экологическую безопасности, для осуществ­ления которых человек вынужден, с одной стороны, бороться с угрозами природного характера (такими, как сход снежых лавин, наводнения, цунами, ураганы, землетрясения, извержения вулканов), а с другой стороны, защищать саму природу в ходе экологических, природоохранных мероприя­тий от хищнического истребления редких видов животных и растений, вырубки и поджогов лесных массивов, браконь­ерского вылова рыбы и морских животных, отравления водных ресурсов отходами предприятий, разрушения озонового слоя атмосферы, загрязнения ближнего космоса;

· биологическую безопасность, предполагающую защиту человека от бактериологических и вирусных инфекций, гриб­ковых и паразитных заболеваний, ядовитых насекомых, змей, грибов, растений;

· финансовую безопасность, под которой понимается за­щищенность денежных средств каждого отдельного человека и всего населения страны от всякого рода финансовых угроз и опасностей;

· безопасность предпринимательства, предусматривающую активную защищенность самих людей, занятых бизнесом (от попыток их захвата в заложники, убийства), предприятий (от нанесения им материального или финансового ущерба), слу­жебной информации (от ее разглашения), выпускаемой про­дукции (от ее хищения, разрушения, дискредитации);

· другие виды безопасности человека и общества.
Уважаемые Студенты! внимательно ЧИТАем ЛЕКЦИЮ И РАСКРЫваем КОНТРОЛЬНЫЕ вопросы представленные ниже ОФОРМляя ОТВЕТЫ НА НИХ в рабочую тетрадь по порядку далее фотографируем ЛИСТЫ ТЕТРАДИ, вставляем их в документ
WORD и прикрепляем его обратно на сайт для проверки в элемент задание!

Контрольные вопросы:

1. Укажите число, месяц, год, когда в учебные планы специальностей высшей школы СССР вместо курсов ОТ и ГО было предложено ввести новый курс БЖД?

2.Выпишите определение понятия, что такое БЖД?

3.Выпишите, что является целью изучения БЖД?

4.Выпишите, кто является объектом изучения БЖД?

5.Выпишите, что является предметом изучения БЖД?