ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безопасность жизнедеятельности_УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ от 09.11.20
Лекция
Тема: «Безопасности жизнедеятельность - как учебная дисциплина»
Задание: прочитать и изучить учебный материал, по предложенной теме.
Ссылка на электронный ресурс: https://studopedia.ru/1_97535_nauka-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
Наука Безопасность жизнедеятельности.
27 апреля 1990 г. на коллегии государственного образования СССР рассматривался вопрос о первоочередных мерах перестройки образования, по вопросам охраны труда (ОТ) и гражданской обороны (ГО), затем был издан приказ № 473 от 09.07.90 г., в котором предусматривалось введение в учебные планы специальностей высшей школы вместо курсов ОТ и ГО нового курса БЖД. Необходимо отметить, что этот предмет не отвергает ранее изученные предметы, а интегрирует, базируется на достижениях последних. В центре внимания БЖД – человек, как самостоятельное развитие общества.
ОТ исследует человека, находящегося в условиях производства.
ГО – в чрезвычайных ситуациях военного времени.
БЖД – в любых условиях обитания.
БЖД – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать (обнаружить, устанавливать) опасные и вредные факторы, разработать методы и средства защиты человека, занимается снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. БЖД качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения ОТ и ГО, но и таких наук как психология, эргономика, физиология, химия, гигиена, акустика и т.д.
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Задачи:
1. создание безопасное и безвредное условие жизнедеятельности;
2. проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии, их эксплуатации, с учетом хозяйственно-технических систем;
3. прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите персонала на производстве, объекты
народного хозяйства от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение средств современного орошения и в ходе ликвидации их последствий.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Объект изучения БЖД - это комплекс явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", отрицательно воздействующих на человека и природную среду.
Предметом изучения БЖД являются объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере.
Системы личной и коллективной (общественной) безопасности человекавключают в себя следующие основные виды безопасности жизнедеятельности:
· безопасность здоровья, под которой понимают соматическую (телесную) норму состояния человека, самоощущение нормального, привычного функционирования всех систем собственного организма с учетом естественных возрастных измене0ний;
· психологическую безопасность, которая предполагает внутреннюю уравновешенность человека, адекватность его реакций на внешние воздействия, соответствие поведения человека установленным, общепринятым в человеческом сообществе нормам морали и нравственности;
· социальную безопасность, к которой относится необходимость всемерной
поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении категорий населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, сирот) и которая определяет уровень нравственностисамого человеческого общества;
· антикриминальную безопасность, актуальную практически для каждого человека, оказавшегося жертвой мошенничества, воровства, грабежа, а также более тяжких преступлений против личности и общества;
· антинаркотическую безопасность, ставшую в последние годы одним из важных условий выживания значительной части молодого поколения, подверженной действию алкогольной или наркотической зависимости;
· техногенную (производственную, бытовую) безопасность, связанную с интенсивным ростом разнообразия в современном мире техногенных угроз и опасностей;
· транспортную безопасность, которая обусловлена все возрастающим числом жертв автомобильных аварий, летных происшествий, катастроф на море и железных дорогах;
· противопожарную безопасность, требующую самого пристального внимания в связи с обветшанием электросетей значительной части старого жилого фонда страны, нехваткой финансовых средств на их плановую замену, увеличением этажности новостроек, повышением мощности включаемых в сеть бытовых электроприборов;
· природную и экологическую безопасности, для осуществления которых человек вынужден, с одной стороны, бороться с угрозами природного характера (такими, как сход снежых лавин, наводнения, цунами, ураганы, землетрясения, извержения вулканов), а с другой стороны, защищать саму природу в ходе экологических, природоохранных мероприятий от хищнического истребления редких видов животных и растений, вырубки и поджогов лесных массивов, браконьерского вылова рыбы и морских животных, отравления водных ресурсов отходами предприятий, разрушения озонового слоя атмосферы, загрязнения ближнего космоса;
· биологическую безопасность, предполагающую защиту человека от бактериологических и вирусных инфекций, грибковых и паразитных заболеваний, ядовитых насекомых, змей, грибов, растений;
· финансовую безопасность, под которой понимается защищенность денежных средств каждого отдельного человека и всего населения страны от всякого рода финансовых угроз и опасностей;
· безопасность предпринимательства, предусматривающую активную защищенность самих людей, занятых бизнесом (от попыток их захвата в заложники, убийства), предприятий (от нанесения им материального или финансового ущерба), служебной информации (от ее разглашения), выпускаемой продукции (от ее хищения, разрушения, дискредитации);
· другие виды безопасности человека и общества.
Уважаемые Студенты! внимательно ЧИТАем ЛЕКЦИЮ И РАСКРЫваем КОНТРОЛЬНЫЕ вопросы представленные ниже ОФОРМляя ОТВЕТЫ НА НИХ в рабочую тетрадь по порядку далее фотографируем ЛИСТЫ ТЕТРАДИ, вставляем их в документ
WORD и прикрепляем его обратно на сайт для проверки в элемент задание!
Контрольные вопросы:
1. Укажите число, месяц, год, когда в учебные планы специальностей высшей школы СССР вместо курсов ОТ и ГО было предложено ввести новый курс БЖД?
2.Выпишите определение понятия, что такое БЖД?
3.Выпишите, что является целью изучения БЖД?
4.Выпишите, кто является объектом изучения БЖД?
5.Выпишите, что является предметом изучения БЖД?